О воровстве на почте
Честно признаюсь — бывает, что из посылок пропадают вещи. Но как это делается, я не представляю. Когда вы приходите отправлять посылку, ее упаковывают в фирменную тару. Каждая из этих коробок подотчетная и стоит денег. То есть не получится просто открыть посылку, вытащить из нее понравившуюся вещь, взять такую же коробку и засунуть в нее. Если вскрывать коробку, то обязательно будут видны следы повреждений на упаковке.
С другой стороны, многие клиенты невнимательно следят за отправкой. Они или не дожидаются, пока посылку упакуют при них, или ничего не говорят, когда ее уносят оклеивать в другое помещение. Понятно, что там может произойти всё, что угодно.
Часто работники почты отказывают в составлении описи, причем предлоги самые надуманные. Один из них — «у нас это не делается», но это не так. В почтовых правилах указано, что при желании клиента опись возможна. Причем она обязательно должна быть в двух экземплярах: один кладется в посылку, второй остается у отправителя. Важно помнить, что опись без второго экземпляра не имеет силы.
Поэтому при отправлении правильный алгоритм такой: приносим посылку на почту, требуем, чтобы ее упаковали при вас, взвешиваем, составляем опись в двух экземплярах. Один кладем в посылку, второй храним у себя до тех пор, пока адресат ее не получит.
Случай с телефонами
Около двух лет назад из Китая массово заказывали телефоны одной определенной марки. Этот телефон по весу четко соответствовал граненому стакану. И как вы думаете, что приходило в посылках тем, кто телефон заказал? Да-да, те самые стаканы. Причем, каким образом это делалось — непонятно никому до сих пор. Следов вскрытия нет, нет отметок о повреждениях, вес совпадает, все идеально. Просто внутри стакан.
Люди, получившие эти стаканы, приходили к нам, возмущались, но предъявить по факту ничего нельзя даже в пунктах выдачи — сотрудники посылки не открывают, отправления соответствуют и по весу, и по целостности упаковки. Это была загадка века. Через какое-то время эта ситуация с телефонами прекратилась так же внезапно, как и началась.
О швырянии посылок
После того, как посылку упаковали, ей присваивают ШПИ — штриховой почтовый идентификатор. Это тот самый трек-номер, по которому можно следить за перемещением вашей посылки. Дальше она попадает в сортировочное отделение, где посылки сортируют по направлениям: в Москву, Ростов, Уярский район и так далее. Отправления грузят на спецтранспорт: есть трактовые машины, есть трактовые поезда, есть даже самолеты — в зависимости от дальности.
Загружают на него все вручную, так же, как и разгружают. Специально прыгать по посылкам никто не будет. Но и бережно носить каждую в руках, нежно прижимая к себе, тоже никто не станет. Как любой грузчик любую тару. В сети попадаются ролики, как синие пластиковые ящики с логотипом почты России перебрасывают друг другу и они падают на землю. Будьте спокойны — в такой таре отправляются письма, а не посылки. Бумаге не страшно. С другой стороны, и коробки с посылками, порой, тоже швыряют и перебрасывают из рук в руки. Грустно, но, увы — это человеческий фактор. Просто смиритесь, никто не застрахован от потерь, повреждений и прочих неприятных вещей.
О хрупких посылках
По правилам, нельзя отправлять хрупкие вещи — либо нужно их очень-очень тщательно упаковывать. Иначе это может кончиться плохо, учитывая способ погрузки и транспортировки.
Еще один забавный случай. Один товарищ на Дальнем Востоке купил консервированных змей в спиртовом растворе — то ли сувенир, то ли лекарство в большой круглой бутылке. И отправил его почтой в Сибирь. Где-то в дороге эту посылку повредили — неудачно бросили или она сама упала. И она, как бы это сказать помягче... Стала пахнуть. Когда прибыла к нам, то воняла уже так, что запах чувствовали не только мы, но и жильцы пары этажей над почтой. И вот она стоит, ароматы с каждым часом всё ужаснее, а сделать с ней ничего нельзя — мы обязаны доставить ее адресату. А он за ней все не шел, чуял, наверное, что уже не стóит.
В общем, так и лежала она в самой дальней кладовке, пока не вышел срок хранения. Потом выкинули. Теоретически змей могли вернуть отправителю, но сомневаюсь, что кто-нибудь в здравом уме так поступил бы. Брр, до сих пор помню этот запах.
Как правильно получать посылки, чтобы не остаться с носом
Когда вы приходите забирать посылку, на почтовом отделении сначала требуют расписаться в получении, а только потом её выдают. И это категорически неправильно, но так делается почти везде. Зачем почтовые работники так хитрят? Затем, что человек расписывается под строчками «С верным весом и исправной упаковкой посылку получил». Расписались — и работнику почты все ваши претензии уже не страшны.
Поэтому запоминайте: сначала берем посылку в руки и осматриваем — нет ли следов вскрытия. А они бывают, и довольно явные. Потом просим, чтобы при вас ее взвесили. Сверяемся с весом, указанным на бланке. Если вес не совпадает, это повод бланк не подписывать и писать претензию, не открывая посылку.
И только убедившись, что следов вскрытия нет и вес совпадает, расписываемся в получении. А открыть посылку перед росписью вам никто не даст, потому что обратно ее не запакуешь и не докажешь потом, что это не ты помял или украл содержимое.
А что делать, если посылку в дороге все-таки повредили?
Посылка с повреждениями называется актированной. Если выглядит она не очень или имеет неверный вес — оператор любой ценой захочет с себя этот головняк скинуть, то есть, попытается «заставить» клиента расписаться в получении.
Если ты ошибся — расписался, а косяк обнаружил после — можешь попробовать заявить оператору о претензии. Тогда она тебе должна дать номер КСС — контрольно-справочной службы. Они разбирают проблемы с розыском посылок, долгой доставкой и всеми подобными случаями. Либо номер начальника почтамта или его заместителя, они и будут твою проблему решать. Обычно почта старается дела до суда не доводить и договориться полюбовно.
Был такой случай: звонит клиент в нашу КСС и говорит, что в посылке вместо двух килограммов красной икры ему пришел один килограмм икры и пакет риса. Мужик заявляет, что вторую банку икры утащили операторы и грозит судом. КСС спрашивает, уверен ли клиент, что его не обманул поставщик. «Да, уверен, — отвечает мужик. — Это ваши сотрудники ее съели. Либо я подаю в суд, либо вы мне ее компенсируете по рыночной цене». КСС у него спрашивает, а был ли сертификат на икру: «Если был, то мы без проблем все компенсируем в установленном порядке. Если сертификата не было, то мы подаем встречный иск — за нарушение правил и незаконный оборот икры». В общем, мужик подумал-подумал и решил лучше кашку из этого риса сварить.
О любимой дочке и курочке
С продуктами в посылках вообще отдельная песня. Их пересылать нельзя, но это мало кого волнует. Представьте — девочка из деревни поступила в красноярский вуз. Родители к ней часто ездить не могут — у них хозяйство. Но мама же любимую дочку без домашних продуктов никогда не оставит? Поэтому она собирает в коробку замороженное мясо, курицу, овощи и отправляет это посылкой в город. Ну а что, из деревни до города всего 3-4 часа езды, ведь продукты не успеют испортиться? Конечно, мама не учитывает, что начальник отделения после работы вряд ли понесет ее посылку лично в город. Или специально для этого отправит трактовую машину.
Посылка проходит стандартную процедуру — до вечера лежит в отделении, потом попадает на сортировку. Утром ее сдают на трактовую машину до города и посылка едет. Прошли уже сутки. Посылка доезжает до города, попадает на сортировку, там ее обрабатывают, на это уходят ещё примерно сутки. В итоге мясо и курочка по запаху уже напоминают тех самых змей. Хотя казалось бы — ехать какие-то 200-250 километров...
О страховках и ЧП на почте
Вообще, если пересылаешь важные вещи, не стоит экономить на страховке. Посылку можно застраховать на сумму до 100 тысяч рублей, выйдет сравнительно недорого.
Человеческий фактор никто не отменял. В крупных сортировочных центрах на моей памяти было два потопа и один пожар. Просто сообщили, что сгорели все международные отправления — те самые посылки с Алиэкспресса. И некоторое время к нам поступали обгорелые пакеты. Были, правда, версии, что на самом деле сгорело немного, а основную часть посылок растащили. А уже когда увидели масштаб растащенного, то списали всё на пожар, чтобы замести следы.
Об индексах и возвратах
На сортировке в нашем отделении треть сотрудников — люди пожилые. У них слабое зрение. Это надо учитывать, когда ты заполняешь адрес отправителя и получателя, и указываешь индекс от балды. Пользуешься услугами «Почты России» — выучи свой индекс! Иначе это создает проблемы и клиентам, и нам.
Для чего нужен индекс? У каждого региона, города и даже у каждого почтового отделения свой собственный индекс. Часто на письме бывает неразборчивый адрес. Сотрудник почтамта не будет разбирать ваши кривые каракули, а просто отправит письмо на то отделение, индекс которого указан. И если это отделение не вашего адресата — письмо не доставят, его вернут в центральный сортировочный пункт с пометкой «возврат», «досылка», «не такой-то адрес». И уже там его внимательно осмотрят и отправят по адресу. Как минимум это увеличивает сроки доставки, а порой есть шанс, что оно вернется отправителю.
Как правильно писать письма Деду Морозу
Забавные ситуации бывают с письмами Деду Морозу. Тут важно помнить две вещи. Первое — у дедушки есть адрес — Великий Устюг. Второе — даже письмо Деду Морозу нуждается в марках, без них оно считается неоплаченным и никуда не уйдет.
Поэтому, дорогие родители, озаботьтесь наклеиванием марок, если вы не хотите, чтобы письмо оказалось у вас же в почтовом ящике и расстроило вашего ребенка. Сколько марок — знает почтальон или оператор на почтовом отделении, их можно купить отдельно.
Один раз к нам на сортировочный пункт прибежала запыхавшаяся женщина, вызвала начальника и рассказала, что ее 10-летняя дочка написала сегодня письмо Деду Морозу. Девочка никому не показала свое письмо — хотела проверить, реально ли Дед Мороз существует. Они с мамой только что положили письмо в ящик, девочка пошла в школу, а мама в ужасе побежала к нам — просить, чтобы письмо достали и она посмотрела, что же именно попросила дочка.
Конечно, это против правил, но мы сделали досрочную выемку и нашли это письмо. Женщина его прочитала, так что, думаю, на некоторое время девочка поверила, что Дед Мороз существует.
Иногда работники почты за свой счет докупают марки на эти самые письма Деду Морозу, потому что детей жалко. Но писем без марок столько, что зарплаты не напасешься.
Беседовала Екатерина Архипова специально для интернет-газеты Newslab.ru