Диспетчеров не заменят роботы
В каждую смену выходит в среднем 14 специалистов
Ведущий диспетчер находится на рабочем месте 24 часа
Диспетчеры 1-й и 2-й категории, которые сопровождают транспорт, работают по 16 часов
За каждым диспетчером закреплено примерно 70 единиц подвижного состава.
Диспетчеры центральной диспетчерской службы муниципального предприятия «Красноярскгортранс» приходят на работу к 6 утра и уходят в 12 ночи. Смена, два выходных и снова в бой. Технологии еще не скоро заменят труд людей этой профессии. И речь не только о Красноярске, но и обо всём мире. В настоящее время не существует полностью автоматизированной транспортной системы. Слишком уж сложный это механизм, чтобы доверить его бездушным роботам.
«Вся проблема в том, что на дорогах больших городов невозможна идеальная ситуация, когда нет пробок, аварий или других препятствий. Случись такое — общественному транспорту хватило бы одного только расписания. Езди себе по часам, и диспетчер не нужен», — говорит заместитель руководителя МКУ «Красноярскгортранс» Алексей Юдин.
В ситуации же сильно загруженных дорог и регулярных ДТП без ручного управления не обойтись. Что делает диспетчер? Например, помогает автобусам равномерно растянуться по маршруту, чтобы из-за затора они не скопились в одном месте, ведь это и перевозчику невыгодно, и пассажирам неудобно.
Не обгоняй ближнего своего
«Одна из наших задач — контроль интервалов. Сейчас у меня на мониторе 49-й маршрут. Оптимально, если между автобусами этого маршрута будет интервал в 9 минут. Тогда, даже в случае вечерних пробок, водители успеют сделать все рейсы», — рассказывает диспетчер Нина Голощапова.
Через установленное в каждом автобусе оборудование ГЛОНАСС/GPS водитель узнаёт от диспетчера, что ему нужно ускориться или, наоборот, замедлиться и не догнать своего напарника. Водитель также видит время движения двух «передних» и одного «заднего» автобуса своего маршрута, чтобы выдерживать интервал точнее.
Технологии в помощь диспетчеру
И пусть технологии пока не способны заменить труд диспетчера, их помощь в этой непростой работе никто не отменял. Следить за интервалами между автобусами помогает программа «Диспетчерская ведомость». Её специально для удобства диспетчеров и более качественного мониторинга транспортной ситуации в Красноярске разработали специалисты МКУ «Красноярскгортранс». В этой же программе есть функции, позволяющие диспетчеру оценить режим труда и отдыха каждого водителя.
Еще одна программа — «Контроль стоянок» — помогает видеть автобусы, которые долго находятся без движения во время выполнения рейса. «Благодаря этой программе мы можем оперативно связаться с водителем и узнать, что произошло», — комментирует Алексей Юдин.
Развитие службы не останавливалось на протяжении всех 10 лет её работы. В МКУ «Красноярскгортранс» стремятся к созданию оптимальной программы, которая бы максимально упрощала работу диспетчеров.
План превыше всего
По каждому маршруту диспетчер в течение дня собирает информацию о пройденных рейсах. После данные поступают в департамент транспорта. Если рейсов сделано меньше, чем заявлено в плане, начинается выяснение причин. За точность информации отвечает диспетчер, и ошибиться ему никак нельзя.
Раньше было по-другому
Диспетчер Ольга Вагузова работает с самого основания службы, и 10 лет назад, рассказывает она, всё было по-другому.
«Суть водительской работы была та же — сделать определенное количество рейсов, но контроль происходил с помощью индуктивной связи. На дорогах стояли столбики с колечками, а автобусу нужно было подстроиться под это кольцо специальной антенной. Когда он вставал определенным образом, к нам приходил сигнал. Пока не отметился, уезжать не должен, хоть с пассажирами ты, хоть без».
К слежке и контролю красноярские водители первое время относились не то что скептически, а даже враждебно.
«Перевозчики не могли смириться, что за ними кто-то следит, смотрит, где и как они едут, — вспоминает Алексей Юдин. — Понадобилось много времени, чтобы доказать эффективность этой работы. Сейчас перевозчику уже невыгодно скрывать информацию, ведь если люди не увидят у себя в телефоне его маршрут, то сядут к конкуренту».
Забыли что-то в автобусе — звоните диспетчеру
Еще одна функция диспетчеров — приём звонков от пассажиров. Люди спрашивают, как уехать из точки «а» в точку «б», когда приедет нужный автобус, но случаются и нестандартные ситуации.
«Иногда пассажиры что-то забывают в автобусах и тоже звонят нам. Недавно звонила девушка, которая потеряла папку со всеми документами, которые только есть в жизни у любого человека: паспорт, ИНН и всё остальное. Мы обзвонили всех перевозчиков, но, к сожалению, так и не нашли этой папки. Правда, пассажирка сама забыла номер маршрута. Если человек помнит примерное время поездки и номер автобуса, то найти потерянную вещь легче. Главное, чтобы её не успели забрать другие пассажиры. А так обычно всё, что находят в автобусах, привозят в гараж. Мы звоним, спрашиваем и возвращаем потерянную вещь пассажиру», — говорит диспетчер Анастасия.
Но бывает и такое, что люди звонят диспетчерам от скуки. «Однажды звонит пожилая женщина и возмущенно сообщает, что она уже очень долго стоит на остановке, а 63-й всё не едет. А я при этом слышу, как она в это время в кружке чай размешивает. Но ничего не поделаешь, отвечаешь, как положено, что автобус приедет в такое-то время», — добавляет диспетчер.
Звонят в службу чаще пенсионеры, а сейчас еще и первокурсники, которые пока плохо знают город.
Если вам тоже нужно узнать точную информацию о следовании маршрутов, звоните в диспетчерскую службу по номеру 256-84-00. Оставить жалобу или предложение о работе красноярских автобусов можно по номеру 256-84-04 (будние дни до 17:00). Следить за движением автобусов вы также можете через городской сайт mu-kgt.ru.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии Алины Ковригиной