Здесь учат слышать и говорить
Количество учеников: 129
Количество сотрудников: 112
Миссия школы: «Способствовать тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей и склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни».
В школе-интернате № 9 учится 129 детей. У них такие же, как у всех, предметы, учебники, тетради, уроки и перемены. Вот только странная картина: за партами в кабинетах всего по 5-6 человек, а учитель говорит так громко, будто хочет перекричать галдящий класс на 30 подростков. Так педагог старается помочь каждому ребенку услышать его голос и разобрать слова.
Языка жестов учителя на уроках почти не используют и даже по губам читать не дают, закрывая рот специальным экраном. При виде всего этого становится стыдно за глупое предположение, что цель школы — изолировать глухих детей от слышащих и «на пальцах» объяснить им базовые школьные предметы.
На самом деле, у школы колоссальная задача — развивать у своих воспитанников речь, слух и тем самым помогать им жить полноценной жизнью и становиться успешными людьми.
«При этом у нас в школе все педагоги владеют жестовой речью. Без этого никак, ведь и родители есть глухие, и дети не сразу начинают всё понимать. Но махание руками без надобности у нас не приветствуется — ученики должны пытаться слышать и говорить», — рассказывает директор школы-интерната № 9 Людмила Майорова.
В то же время за нарушение этого правила в школе никого и никогда не накажут. Дети говорят в меру своих способностей, и по многим причинам они у всех разные. А вот жесты и дактиль (дактильная азбука — изображение букв с помощью пальцев) — это родной и совершенно понятный для каждого ребенка язык.
Помочь почувствовать звук
Более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых и 32 миллиона детей) — страдают от потери слуха.
По данным Всемирной организации здравоохранения
Дети обучаются в школе глухих 10 лет и за это время получают образование, приравненное к 9 классам общеобразовательной школы. Помимо основной программы, здесь проходят курс коррекционных предметов. Один из таких — развитие речевого слуха и формирование произношения — преподается индивидуально каждому ребенку на протяжении всех лет обучения.
«Одна из задач этого занятия — научить произношению. Глухим людям невозможно понять самостоятельно, как формируются звуки. Педагог должен помочь ребенку развить тактильно-операционную чувствительность — понимание того, за счет чего в нашем теле возникает тот или иной звук и, как следствие, произнести его. Такие уроки проводятся с каждым учеником ежедневно», — говорит учитель-дефектолог школы-интерната № 9 Людмила Дорогова.
Сейчас на индивидуальном занятии ученица пятого класса. Она отвечает на вопросы учителя о погоде за окном и читает вслух предложения. Речь девочки понятна, но есть ощущение, будто слова произносятся с акцентом. Это обычная ситуация — произношение глухого очень часто похоже на произношение иностранца.
Как и другие педагоги, учитель-дефектолог говорит громко и четко. Разобрать слова ученице помогает слуховой аппарат, но если его снять, она не услышит ничего — у неё тяжелая степень глухоты. В школе глухих абсолютно у каждого ребенка есть аппарат или слуховой имплант (кохлеарный имплант). Без них развитие остаточного слуха и речи почти невозможно.
Глухота — не преграда для полноценной жизни
Случаев, чтобы ученик оставался абсолютно глухонемым, в истории красноярской школы нет. Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием для того, чтобы развивать физиологические возможности и начать говорить.
«Глухоту вообще нельзя назвать слишком большой преградой для полноценной жизни. Конечно, есть определенные ограничения, но всё же возможности глухих людей при правильном подходе и образовании очень широки. Важна роль не только школы, но и родителей. Там, где родители заинтересованы в развитии ребенка и готовы вкладывать в него свои силы, всегда есть результат», — говорит директор Людмила Майорова.
Слова директора подтверждают многочисленные примеры успешной учебы и карьеры выпускников. Окончив школу, дети продолжают обучение по всей стране. Уезжают в Челябинск, Пензу или, например, соседний Новосибирск, где при техническом вузе работает Институт социальных технологий и реабилитации. В нём люди с ограниченными возможностями получают полное образование, профессию и возможность поступить в университет наравне со слышащими.
Один из выпускников красноярской школы сейчас учится в новосибирском вузе на программиста. Среди бывших учеников — повара, педагоги дополнительного образования, стоматологи, спортсмены, мебельщики, флористы, предприниматели и даже менеджеры по продажам. Но так было не всегда.
«Я работаю директором 19-й год, — продолжает Людмила Майорова. — Хорошо помню, как в свой первый выпуск спросила у родителей, куда они планируют дальше поступать со своими детьми. Ответ был один: нашему глухому сейчас бы назад к себе в деревню и пусть там чем-нибудь да занимается. Сегодня наша задача принципиально иная — сориентировать детей на востребованную интересную профессию».
Жизнь в интернате
Из 129 учеников школы половина — приезжие из районов края. В школе они не только учатся, но и живут. Интернат пустеет лишь в каникулы.
Все услуги школы предоставляются бесплатно. Детей, которые живут в интернате, положено не только кормить и обеспечивать всем необходимым для жизни и учебы, но и одевать — каждого ребенка на 25 тысяч рублей в год.
«Первоклассников мы всех обеспечиваем интернатом, чтобы детям и родителям не нужно было ездить лишний раз через большой город. Но наша задача в том, чтобы ребенок максимально больше времени проводил в семье. Те 60 с небольшим человек, что живут здесь постоянно, уезжают не только на каникулы, но и очень часто на выходные», — объясняет директор.
Природа не терпит пустоты
«Верно говорят, что природа не терпит пустоты. Среди слабослышащих детей очень часто встречаются настоящие таланты. Поэтому у нас много партнерских отношений. Мы со слышащими коллективами танцуем, поем, участвуем в спортивных соревнованиях. Иногда говоришь нашим соперникам: „вы с глухими играете“, а они удивляются — так уверенно наши дети идут к победе», — делится Елена Белякова, заместитель деректора школы-интерната по воспитательной работе.
«Наши дети не изолированы, они не зажаты, а наоборот — открыты ко всем и ничего не боятся. У них никогда не возникнет страха, если мы везем их на какое-то мероприятие, где будут дети без нарушения слуха. Для них это не проблема», — добавляет Елена Белякова.
Мир глухих
При всех чудесах адаптации глухих детей в мире слышащих друг к другу они всегда тянутся сильнее, чем к остальным. У них свой мир — мир глухих.
«После школы дети продолжают очень тесно общаться. Если у кого-то что-то случается, они собираются гурьбой и помогают, — рассказывают педагоги в завершение нашей экскурсии по школе. — В среде слабослышащих очень мало алкоголиков или наркоманов, потому что у них это вызывает порицание. Стыдно, если весь мир глухих узнает, что кто-то стал употреблять наркотики. А все точно узнают, будьте уверены, и они этого так не оставят — будут воспитывать. Они всегда друг за друга. У них свой мир, хоть они и открыты ко всем».
Тел.: 8 (391) 243-45-64
E-mail: mail@shgd.ru
Сайт: shgd.ru
Вконтакте: vk.com/club130186536
Школа-интернат № 9 — это точно такой же отдельный мир со своими правилами, традициями, странностями и парадоксами. Для каждого из учеников — она даже не второй, а первый и главный дом. И в этом доме живет, прежде всего, большая счастливая семья, а не «люди с ограниченными возможностями».
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фотографии Алины Ковригиной