Стала учителем совершенно случайно
Основное образование у меня не педагогическое, но во время учебы в университете я получила допквалификацию «преподаватель». Пошла, скорее, для общего развития — работать учителем я не собиралась. Когда окончила вуз, совершенно случайно встретилась со старой знакомой моей мамы. Мы пообщались, я рассказала историю своего образования, и скоро она порекомендовала меня директору школы, в которой работала сама. Она предупредила, что мне будут предлагать вести уроки русского и литературы и классное руководство у пятого класса. У меня челюсть вниз упала — какое классное руководство! Вы что, ошалели? Я же не планировала вообще...
Оказалась на своём месте
На самом деле, до сих пор не знаю, почему мне вот так сразу доверили класс, но я совершенно точно оказалась на своём месте. В школе я чувствую себя как рыба в воде, и по духу преподавание — это моё. Не знаю, как у меня это выходит, но мы с детьми на одной волне. Я много видела молодых преподавателей, и далеко не у всех получается, а я могу легко управлять детьми. Мне всегда было интересно послушать со стороны, что они говорят обо мне. До сих пор не знаю, есть ли у меня какое-то прозвище (на выпускном буду в своём классе, спрошу — любопытно очень!). Но смею предположить, что злых чувств у них ко мне нет.
Так было не всегда
Тяжелым оказался первый год работы, потому что у меня не было профильного глубокого образования, не было опыта и понимания. Помню, что за один рабочий день я успевала побыть в восторге, поплакать, попаниковать, а домой в итоге уезжала в философском раздумье. Эмоционально год был перегружен чудовищно, и я не знаю, как выдержала это.
Учитель — больше не источник знаний
Постепенно всё стабилизировалось, преподавание дало мне стержень, уверенность в себе, умение поставить оппонента на место. Одно общение с родителями чего стоит! Неудивительно, что первое время после некоторых разговоров я буквально рыдала. Но, повторюсь, с детьми проблем у меня нет, даже с самыми трудными. Наверное, я поняла, каким должен быть подход. Учитель как центральный образ, как источник информации уже не существует. Теперь учитель — это наставник, который сопровождает детей в их личностном развитии. Даже оценки ушли на десятый план, потому что главное — это то, что важно и нужно ребенку как личности. Форма урока тоже себя изжила, ведь она возникла из-за потребности быстро и однообразно обучить большое количество людей. Сейчас урок — это движение.
К сожалению, многим сложно это понять и принять на себя другую роль, потому как преподаватели — самый консервативный народ. Учителя со стажем до сих пор считают, что советская система образования была самой лучшей, и не задумываются о том, что больше нет советского общества, а люди теперь совсем другие.
Сколько и за что получают учителя?
Стандартная ставка учителя — за 18 часов в неделю примерно 15 000 рублей. Я работала на две ставки, а точнее 33 часа в неделю, и получала около 30 000 в месяц. Вроде бы вот она — волшебная средняя учительская зарплата, но на деле не всё так просто.
Количество часов означает количество уроков — якобы я их просто отвела, но чтобы к уроку приготовиться, надо минимум час. То есть час ты готовишься, час ведешь — это уже 36 часов, а не 18. На 36 часов накидываем проверку тетрадей (в среднем на это я трачу минимум час в день) — итого выходит 40-41 час. Дальше раз в неделю обязательно проходят двухчасовые совещания. Еще два часа — это классный час и подготовка к нему. Кроме того, классное руководство — это заполнение журнала и проверка дневников. Ну, и обязательно педагог делает дурацкие отчеты и занимается бумажной волокитой. Это работа, которая занимает очень много времени, но часто не имеет смысла. Таким образом, получается примерно 43-45 часов работы в неделю. И это на одну ставку в 15 тысяч рублей, а чтобы получить заветную среднюю зарплату, учителя берут по две ставки, и тогда отсчет ведем уже с 30-36 часов, а не с 18!
С моими двумя ставками и зарплатой в 30 000 я работала по 72 часа или по 12-13 часов 6 дней в неделю. Обычно в 7 утра я уже на работе, а ухожу поздно вечером. Как-то в пору сдачи этих самых отчетов приходилось засиживаться до половины 12 ночи.
Вдобавок ко всему, минимум раз в четверть проходит родительское собрание. Ещё периодически нас забирают на проверку работ на городские олимпиады. Всё это не входит в стандартные 18 часов.
Декрет и жизнь в ноль
Я проработала четыре года, ушла в декрет и сейчас снова возвращаюсь в школу. После декрета мне предложили нагрузку с примерной зарплатой в 22 000 рублей.
По сути, сейчас я 22 тысячи получаю, 15 тысяч плачу за садик, 5 тысяч — за транспорт и обед. Всё. Вот она, учительская зарплата. Да, можно получать 30, но не жить. После декрета я хотя бы не буду заниматься классным руководством, работать по субботам и засиживаться до позднего вечера — мне теперь ребенка из садика забирать надо.
Декретные у меня, кстати, были 14 000 с копейками, но я их больше не получаю. Они платятся до 1,5 лет, а ребенок уже старше. После 1,5 лет тоже платятся деньги, но всего 60 рублей в месяц. Ровно столько же стоит услуга смс-уведомлений от банка, и эти деньги просто списываются.
Муж у меня работает в крупной торговой сети и получает чуть больше 30 000. По выходным и вечерами он подрабатывает. Весь наш доход тысяч 70, а основные ежемесячные расходы у нас такие:
- Садик — 15 000 руб.
- Ипотека — 20 000 руб. (осталось 11 лет)
- Квартплата — 4 000 руб.
- Машина — 10 000 руб. (кредит, почти рассчитались)
- Бензин — 5 000 руб.
- Продукты на всю семью — 15 000 руб.
- Детский оздоровительный бассейн — 6 000 руб.
Когда мы пытались посчитать свои доходы и расходы, мы не поняли, на что живем, потому что наши регулярные траты — это уже больше 70 000 рублей, а плюс еще одежда и игрушки для ребенка. Родители, правда, помогают, причем сначала мы отказывались от денег, но теперь изменили свою позицию.
Мысли о смене работы
У нас есть семейная шутка, что у хорошей учительницы должен быть муж богатый. Вот тогда она работает для души. Я же волей-неволей иногда задумываюсь о смене работы и от этих мыслей очень обидно. Знаю и многих других людей, которые могли бы быть хорошими учителями, но они уходят из школы, потому что для себя тоже жить надо, в конце концов.
Удивительно, что при такой ситуации отношение к учителям разное, и есть ощущение, что некоторые боятся, будто нам переплатят. Или есть такое мнение, что мы сами виноваты, ведь никто же нас не заставлял идти на такую работу и получать такие деньги. Мне всегда странно такое слышать: ваши же дети в школах учатся, почему вам плевать, какое образование они получат? Или вы надеетесь, что за 15 тысяч люди вам должны душу продать?
По всем этим причинам очень много действительно талантливых кадров теряется. Есть учителя, которые, понимая, за что они реально получают, приходят за 5 минут до урока и сразу после звонка уходят. Поэтому, если мы говорим о зарплате учителей, всегда встаёт вопрос о качестве образования, но именно об этом постоянно забывают.
Беседовала Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab,
фотографии unsplash.com
Опрос
-
Работа не пыльная. 20-25 тысяч хватит5,4%
-
Должна быть средняя зарплата по региону - 35-50 тысяч!48,1%
-
Нельзя экономить на образовании! Больше 50 тысяч46,5%