О принципах в управлении людьми и предприятием
— Борис Николаевич, как строится ваш рабочий график на должности генерального директора?
— Иногда мне кажется, что во мне живет робот. Я руковожу предприятием, которое работает 24 часа 7 дней в неделю и требует моего постоянного внимания. Каждый день в 5:50 у меня подъем и сразу же я вникаю в работу, узнаю, какие события произошли в течение ночи — принимаю рапорты. У нас 953 человека работают в круглосуточном режиме на территории от северной Игарки до южного Минусинска. Я, как директор, должен быть в курсе всего. В КНП есть «Онлайн группа 24/7», в которой все руководители подразделений постоянно докладывают о происходящем в компании.
В офис я приезжаю на час раньше остальных сотрудников — в 7:30 утра. У меня уже очень давно сложилось понимание, что руководитель должен прийти на работу первым. Совершенно точно могу сказать из своего опыта, что если по каким-то причинам нельзя позволить себе 30-минутного сосредоточения над тем, чтобы выделить главные задачи и вопросы на предстоящий день, то вероятность ошибки в работе возрастает.
— Последние два года компания успешно выходила в лидеры рынка после не самых лучших времен. Вы в целом придерживаетесь курса, взятого предыдущим руководителем?
— Действительно, определенный период в истории КНП характеризовался достаточно сложным положением дел. Даже рассматривался вопрос о продаже предприятия, как ненужного краю актива. Высказывалось много справедливых претензий как от потребителей, так и от акционеров. К счастью, было принято решение сменить менеджмент и назначить команду, в которой в должности заместителя генерального директора Андрея Вениаминовича Чернова работал и я.
В первую очередь мы решали самые проблемные вопросы. Перешли на биржевые закупки, исключив посредников и сэкономив для компании миллионы рублей, оптимизировали офисный персонал, сохранив технические службы, обновили бензовозный парк, сделали ставку на развитие розничного сегмента и начали модернизацию АЗС. Компания обновлялась, менялось и ее положение на рыке — сегодня КНП один из лидеров отрасли.
О команде
— Если говорить о команде после моего назначения на должность гендиректора КНП, то она перешла без потерь, весь топ-менеджмент остался. Единственное — произошло переформатирование подходов к работе, чтобы получить максимальную пользу от управления различными направлениями. У меня есть четкое убеждение, основанное на личном опыте, — топ-менеджер может эффективно управлять предприятием, обладая командой заместителей максимум из пяти человек. У меня их четверо, я полностью доверяю им. Первое, что сделал, оказавшись в должности, — раздал каждому из них доверенности. Я своим заместителям доверяю и требую самостоятельного решения тех вопросов, которые входят в их компетенцию. При этом очень больше внимание уделяю обучению и вижу залог успеха работы менеджмента именно в этом.
О развитии сети КНП
— Как вы оцениваете сегодняшнее положение Красноярскнефтепродукта?
— В этом году КНП исполняется 85 лет, компания — ровесница края. Наша история началась всего с трёх заправочных станций, а сегодня в сети 177 АЗС, и мы продолжаем экспансию. КНП — это также 14 нефтебаз общим объемом более 360 тысяч тонн топлива. Таким образом, в Красноярском крае мы самая крупная сеть по реализации нефтепродуктов.
Статистика при этом говорит, что в 2018 году автомобилисты заправились на АЗС Красноярскнефтепродукт более 20 млн раз. Думаю, ориентируясь на этот показатель, можно сказать, что мы востребованы на сегодняшний день.
— КНП не только прирастает заправками, но и меняет их внешний облик. Это помогает в развитии бизнеса?
— В 1999 году я проходил стажировку в Венгрии и изучал опыт организации продажи нефтепродуктов на АЗС. Меня учили, каким образом должна быть построена сеть заправок, чтобы приносить прибыль. Все знания, которые я приобрел тогда и в последующие годы, я применяю сейчас. АЗС должна быть точкой притяжения для автомобилистов.
Чтобы быть привлекательными для клиентов, мы, несомненно, должны обеспечить качество нефтепродуктов, для чего у нас и работают свои собственные лаборатории. Второе, что мы делаем, — приводим в порядок внешний вид АЗС и предлагаем другие виды услуг, в том числе продаем сопутствующие товары. Сегодня у нас 52 минимаркета и планируем открыть только в этом году еще 10-13 магазинов. Можно приобрести товары в дорогу, выпить горячий кофе, перекусить, — это важно для клиентов. Мировые эксперты предполагают, что настанет момент, когда нефтепродукты сами по себе станут сопутствующим товаром при торговых точках.
Новое направление развития нашей сети АЗС — это информатизация. На запавках появляется бесплатный Wi-fi для автомобилистов, что особенно востребовано за пределами города, в дальних районах, ведь не везде есть устойчивая связь. Также мы работаем над безопасностью и сотрудников, и клиентов, — устанавливаем видеонаблюдение. На каждой нашей заправке будет до 15 видеокамер.
В сервисе не бывает мелочей, поэтому мы прорабатываем все вопросы работы с клиентами — начиная от того, как выглядят наши операторы, заканчивая тем, как обращаются к клиенту, предлагая кофе.
Глобальная наша задача — удовлетворить требования акционеров в части получения финансовых результатов и одновременно с этим отвечать на все запросы потребителей даже в самых сложных районах, где АЗС не приносят существенной прибыли.
О социальной ответственности
— Работа в районах, где АЗС не приносят существенной прибыли, связана с социальными обязательствами компании? Какие еще проекты этой направленности есть у КНП?
— Социальная направленность имеет для нас огромное значение, потому что если не мы, то кто? Объявили конкурс по отправке нефтепродуктов на Диксон — заявился только Красноярскнефтепродукт. И ясно почему: северный завоз — это очень трудоемкий и затратный процесс. Понятно, что речь порой идет о нулевой рентабельности, но мы не можем подвести северян, жизнь которых в прямом смысле зависит от своевременной доставки топлива.
В этом году мы отвезли в районы Крайнего Севера нефтепродуктов почти на два миллиарда рублей, обеспечив ГСМ Эвенкийский район, Хатангу, ушел пароход на Диксон. Никаких угроз в части запасов топлива для этих территорий нет.
— Еще один особенно ответственный для КНП проект — закрытие нефтебазы в Красноярске. Как проходит ликвидация?
— Закрытие проходит в соответствии с планом. Объем хранения нефтепродуктов нефтебазы — 54 тысячи кубометров ГСМ, львиная доля топлива уже вывезена, а резервуары выведены из эксплуатации. Подготовка к закрытию нефтебазы началась еще три года назад. За это время был разработан проект по ликвидации объекта, модернизированы Заозерновская и Назаровская нефтебазы, куда теперь отправляется топливо из Красноярска. Проект непростой, нужно не только перевезти топливо, но и провести дегазацию емкостей, убрать остатки, чтобы там ни капли нефтепродукта не осталось. Только при таких условиях комиссия сможет принять решение об исключении нефтебазы из реестра особых производственных объектов.
Дальше на этом участке возможно строительство, например, жилого микрорайона. Горожане могут получить 250 тысяч квадратных метров жилья, школу, детский сад и красивую набережную на берегу Енисея.
О ценах на бензин
— Борис Николаевич, расскажите о ценовой политике компании. Этот вопрос волнует многих автомобилистов.
— Во-первых, существует понятие мировых цен на нефть, которые не в полной мере, но все-таки влияют на стоимость нефтепродуктов на территории России. Во-вторых, цена зависит от политики, которую ведут компании, добывающие нефть. Они могут вывозить продукт, он окажется в дефиците, цена, соответственно, вырастет. И наоборот.
Сегодня КНП не пользуется услугами посредников. Мы покупаем нефтепродукты на бирже и у компаний-переработчиков — таких, как Газпромнефть и Роснефть, но все же главный ориентир — биржа. А это каждый день разная цена.
Например, с 1 января 2019 года рост биржевой цены АИ-92 в среднем составил 10,8%, однако КНП за этот период смог снизить цену в рознице на 2,5%. Понимаете, есть свои хитрости игры на бирже — возможность в определенные дни «перехватить» топливо подешевле и так далее. Конечно, предел снижения цены имеет границы, мы не можем работать в убыток.
О будущем КНП
— Каким вы видите КНП, скажем, через 5 лет? По вашему, пик развития компании достигнут или он ещё впереди?
— Конечно, впереди! Нужно постоянно совершенствоваться, чтобы быть лучшими и, в хорошем смысле слова, захватывать новые рынки. У нас определены направления развития розничной сети. Сейчас у нас 177 АЗС, но мы поставили перед собой рубеж в 200 автозаправочных станций. Нам интересно, в том числе, южное направление, а также республики Хакасия и Тыва.
Обязательно мы продолжим работать над качеством услуг для автомобилистов. Через пять лет КНП представляется мне наиболее современной сетью по продаже нефтепродуктов в крае. Другого пути развития просто не существует.
Еще одно важное направление — это наши люди, сотрудники, которых мы учим, к которым стараемся относиться с максимальным вниманием. Уже к концу этого года мы наметили программу добровольного медицинского страхования за счет предприятия. Забота о здоровье работников — это большой проект, ведь сегодня у нас работает 1775 человек.
Пользуясь случаем, я бы хотел поздравить каждого из наших сотрудников с Днем работника нефтяной и газовой промышленности. Кстати, в компании Красноярскнефтепродукт работает 30 почетных нефтяников, которые заслуженно носят это звание.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru