С чего стартовал мэр
Сергей Ерёмин занял пост главы Красноярска 24 октября 2017 года. С тех пор городская администрация в корне изменила свою информационную политику. Мэр отвечает на вопросы красноярцев в инстаграме, заставляет своих подчинённых — глав районов отчитываться о результатах работе там же.
В прошлом году глава города вышел на на прогулку с известным урбанистом Ильёй Варламовым. Устраивал он и «очную ставку» в баре с красноярскими блогерами. На днях подвести итоги двух лет работы на посту мэра Сергей Ерёмин тоже решил в формате закрытой встречи со СМИ, но уже в своём кабинете. В свойственной ему довольно экспрессивной манере глава города вспоминал, как всё начиналось:
«Когда встал на пост мэра, думал, что мне всё понятно, всё знаю. Заблуждался. Муниципалитет — это отдельная составляющая, у меня был какой-то нейронный взрыв первое время. До сих пор Красноярск для меня учитель — каждый день новая тема. Вы же понимаете, помимо хозяйственных вопросов, общество очень разное по интересам. Нужно дать всем возможность проявить себя и высказать видение города. Хочется,чтобы Красноярск стал всесторонним „фан-клубом“, в который есть стремление выходить из своей квартиры, возвращаться из других городов. Ещё моей задачей было взбудоражить команду. Я даже специально создаю ситуации и барьеры, чтобы подчинённые искали на них ответы. Руководители должны нащупать берега, понимать важность обдуманных действий».
Глава города подметил, что с самого начала мэрства придерживается нескольких принципов в изменении Красноярска: чистота, узнаваемость, современность. Всё это складывается в уже родной термин Сергея Ерёмина — «столичность».
«„СтоЛИЦА“ — этот термин нужно понимать так: город, в котором на первом месте люди», — добавляет мэр.
Жёсткие дискуссии: о спорной застройке
На встрече затронули и непростую тему, когда доведут до конца вопрос с ограничением этажности в Красноярске.
«Сейчас строители опасаются, что если введём регламент, то они многое потеряют. Дискуссии с ними продолжаются. Но работа по корректировке проекта планировки города идёт. В городе должны быть высотные здания, но не „китайские стены“ по 10-12 подъездов и 5-6 тысяч жителей в одном доме. Нужно стремиться к гуманной застройке. В жилом комплексе может быть разве что одна свечка», — высказался мэр и привёл в качестве примера бездумной застройки жилые комплексы «Белые росы» и «Тихие зори».
В Красноярске снова подняли вопрос строительства двухэтажного здания общественного центра у Речвокзала на Дубровинского. Его уже пытались возвести в 2016 году, но проект приостановили из-за возмущения общественности.
Впишется ли здание в концепцию набережной — пока непонятно. К тому же само строительство крупного объекта на берегу противоречиво: территорию два года подряд за большие деньги обустраивали для пешеходов и спортсменов, освобождали от незаконного бизнеса и парковок.
«В прошлом году мы решили вопрос с благоустройством левобережной набережной. Освободили территорию от неприглядных кафе, где жарят шашлыки и рассаживают посетителей на пластмассовые стулья. Строительство общественного центра возле Речного вокзала — это желание собственника земли. Требование администрации пока следующее — проект должен гармонировать с пространством. Инициаторы обещают обустроить удобный подземный паркинг, организовать эксплуатируемое пространство на крыше, которое станет продолжением Александровского бульвара. Проект не получит одобрение без этих и ряда других условий», — рассказал мэр.
Глава города не скрывает своих опасений, что общественный центр на набережной может повторить судьбу здания на проспекте Мира на месте кафе «Кантри». При строительстве нового кафе нарушили земельное и санитарно-эпидемиологическое законодательство, разрешение на строительство выдала мэрия. Новостройку пытались снести. Летом 2019-го после проверок, экспертиз, суд Центрального района приостановил дело о сносе.
«Да, сейчас мы кусаем локти и вынуждены проходить все круги бюрократического ада. Независимые арбитры поставят точку в вопросе, кто прав, кто виноват», — пояснил глава города текущую ситуацию с недостроенным зданием на Мира.
«10 поездов грязи»: про уборку города
Чистота в городе — на особом контроле Ерёмина. В прошлом году в Красноярске при поддержке губернатора Александра Усса закупили 100 единиц коммунальной спецтехники. Что касается зимней уборки дорог, тут тоже всё налаживается. По крайней мере, в этом заверяет мэр.
«Я побывал на предприятии, которое занималось отсыпкой ледяных дорог зимой в 2017, 2018 годах. Увидел космические горы песка, глины, мелких камней. Оказалось, что каждый сезон на дороги Красноярска высыпали 60 тысяч тон такой смеси — это 10 железнодорожных составов грязи, которую потом приходилось вымывать всё лето. Всё это и стало предпосылками к переходу на „бионорд“. Мы тестировали этот реагент в прошлом году, после этого подрядчик даже скорректировал состав. Сейчас мы полностью уверены в его эффективности и экологичности», — рассказал мэр.
Наглядная демонстрация готовности к зиме уже есть в аккаунте главы:
Посмотреть эту публикацию в InstagramПубликация от Сергей Еремин (@eremin__krsk) 10 Окт 2019 в 6:28 PDT
«Радуюсь, когда машину обгоняет автобус»: о транспорте, парковках и пешеходах
С 2018 года в Красноярске началась реформа системы общественного транспорта (корректировка и отмена маршрутов, обновление автопарка). Затронуло это и автомобилистов, когда на нескольких самых оживлённых дорогах и мостах города ввели выделенные полосы. До сих пор красноярцы жалуются, что выделенки не работают. Но мэр считает, что всё идёт по плану.
«Невозможно всё сделать идеально в транспортной системе, есть определённые ограничения в этой сфере. Участников много: общественный транспорт, личные авто, пешеходы. До прошлого года „царь-король“ в городе был автомобиль, сейчас приоритет переходит к маршруткам. Когда стою в пробке, должен психовать, но внутренне радуюсь, если меня обгоняют автобусы. Есть задача, выстроить магистральное пассажирское сообщение. Если получится реализовать проект с метро на левом берегу и запустить скоростной трамвая на правом, это решит много проблем на дорогах», — отметил Сергей Ерёмин.
Идея водного транспорта пока буксует — по словам Еремина, местный бизнес не готов браться за это направление даже с субсидиями из городского бюджета.
Зато город начали подстраивать под пешеходов. Хорошие примеры — в центре освободили от автомобилистов улицу Дзержинского, благоустраивают скверы. Власти планируют в ближайшее время всё-таки запустить строительство нового пешеходного перехода на Карла Маркса (вместо того аварийного, что разобрали в 2015-м), который свяжет площадь Мира с левобережной набережной и вантовым мостом до Татышева, а также восстановить мост через протоку на Татышеве.
«Были бы ресурсы — сделали бы всё и сразу уже давно. Но „вода камень точит“, сейчас будем подтягивать эти идеи к 400-летию Красноярска», — добавил Сергей Ерёмин.
Про острова, аквапарк и крематорий
Еремин неоднократно говорил о развитии островов. Пока эта тема в проработке, потому что касается главных зеленых пространств Красноярска.
«Логика была такая: сначала сделать дорогу на острове Отдыха, потом благоустроить мыс — там, кстати, заработал парк семейного отдыха этим летом. Остальное благоустройство займёт несколько лет. Хочется комплексно посмотреть на развитие территории, чтобы сохранить её природную историю. Это касается всех островов в городе. В СФУ уже со следующего года будут заниматься концепцией их развития молодые архитекторы и дизайнеры города», — объяснил мэр недоделки.
Что касается острова Татышев, сейчас власти решают, какое применение найти под новый визит-центр недалеко от вантового моста. Планов мэр не раскрыл, но отметил, что есть идея отдать его под некий молодёжно-гастрономический проект.
Не обошлось и без упоминаний многолетних строек:
«Надеюсь, мы доведём до конца проект со строительством аквапарка и крематория. Эти объекты должны быть в миллионном городе. Как и пятизвёздочный отель!», — подытожил мэр.
Напоследок мэра спросили, удалось ли ему отдохнуть хотя бы неделю за два года на посту. Ерёмин ответил, что даже в отпуске не получается отключиться — то ёлку срубят без спроса, то ларёчники бунтуют. Получается, что мэр — это и не работа, а образ жизни. Вам нравится, как изменился Красноярск за эту двухлетку, чего по-прежнему не хватает городу?
Анастасия Щепетова специально для интернет-газета Newslab