Как все начиналось
Красноярское региональное объединение любителей животных «Друг» существует давно. Ее основатель и президент — Виктор Долженко. Сейчас он в общественной палате, помогает нам, грубо говоря, как старший товарищ и наставник.
Я случайно попала в организацию. В декабре 2018 года нашла собаку — Беляша со сломанной лапой — привезла на передержку и... как-то втянулась. У пса была серьезная проблема, делали операцию — вставляли спицу. Мы собирали деньги на дорогостоящее лечение, я отдала сразу около пяти тысяч. Так и осталась.
Кто сейчас работает в приюте?
Сейча — трое, включая меня, денег за это не получаем. Я, в основном, занимаюсь собаками, другие девушки— кошками. Еще у нас есть уборщица, которая дважды в день наводит порядок. Ее услуги раз в месяц оплачивает одна из наших благотворительниц. Уборщица также кормит животных и выпускает их побегать по нашей территории. Для этого мы сделали специальную выгулочную площадку. Всех сразу выпускать нельзя, потому что у собак разные характеры, могут подраться.
Мы начинали без работницы, каждый день приезжали убираться и выгуливать сами. И это, конечно, адский труд. Я поняла, что в таком режиме нереально совмещать волонтерство, основную работу (я заместитель директора в управляющей компании) и свою обычную жизнь. Летом мы делились: одни приезжали с утра, другие — вечером. Убирали, наливали воду, насыпали еду. Это очень тяжело. Получается, что полноценно работать ты не можешь. Уборщица сейчас делает все эти оперативные вещи.
Сейчас я могу быстро приехать и просто покормить животных, иногда, по необходимости, задерживаюсь на несколько часов.
Кто живет в приюте?
У нас сейчас 22 собаки вместе со щенками. Кошек с котятами — больше 20. Наша миссия — спасение животных, оказавшихся на улице. Делаем, отчасти, город безопаснее: животные находятся у нас на передержке (временном содержании), а не бегают по улице.
Мы их назад не выпускаем, держим до пристройства хозяевам. Поэтому и не чипируем собак. Животных прививаем, сук, кроме щенков, стерилизуем.
Каких именно животных берете на передержку?
Часто приходят душещипательные сообщения: «Помогите, спасите, погибают щенки!». Мы отвечаем: «Нет, мы не можем их взять». Это не значит, что мы такие суровые тетки... Тяжело морально подбирать, возиться, перевозить с передержки на передержку. Еще и дорого — однажды задолжали одной клинике около 20 тысяч рублей за лечение.
Мы уже прошли этап, когда из жалости подбирали всех животных, не раздумывая. Понимаем, что нельзя без прививок и без теста нести найденыша в место массового скопления зверей. Это приводит к трагическим историям. У нас сейчас живет Удача. Мы спасли семерых щенков от бомжей, одного пристроили сразу. В итоге пятеро умерли от энтерита, выжила только она.
С котами тоже все сложно. Раньше думала, что они ничем серьезным не болеют — но потом случилась эпидемия чумы: однажды к нам привезли зараженных котят, живших в подвале.
В первую очередь, мы ответственны за тех, кто живет здесь. Теперь объясняем людям: если вам жалко животное, съездите в ветеринарку с ним, сделайте хотя бы тест на инфекцию. Конечно, по словам врачей, у него не 100% эффективность. Но врач осмотрит четвероногого пациента, при подозрениях оставит в стационаре.
Мы готовы, теоретически, взять любую собаку. Но объективно оцениваем свои силы. Вот сейчас у нас нет места. Ведь нам надо прокормить всех, на это количество животных у нас деньги есть. Набрать можно кучу собак, но они должны содержаться в нормальных условиях. Наши — не худенькие, не голодают. Но чтобы собаки сидели здесь и страдали — зачем? В городе есть большие приюты, где содержат по сотне собак. Мы не стремимся к такому количеству.
Сколько стоит содержать животных?
Содержание обходится недешево. Поступившему животному надо ставить сыворотку стоимостью около 200 рублей. Потом прививки, сначала одну, через 22-27 дней — вторую. Стоимость зависит от производителя, в районе 600-800 рублей выходит за обе. Проглистогонить еще. То есть, в районе тысячи рублей уходит на все. Потом эти прививки ставишь раз в год. Это помимо еды и наполнителя для кошек. На собак уходит 30 кг корма в неделю. Сейчас дело к зиме — они побольше едят.
Плюс стерилизация, кастрация. Важно, чтобы животные бесконтрольно не плодились. И людям объясняем, что так лучше, так правильней.
Как пристраивают животных?
Люди очень плохо разбирают животных. Это наша самая большая проблема. Часто спрашивают: «Есть у вас какие-нибудь породистые животные?». Бывает, конечно, попадаются, но процент маленький. Хотя даже их не всегда быстро разбирают.
Мы используем разные способы «продвижения» питомцев. Раздаем листовки, даем объявления в газеты, в «бегущую строку» (оказалось очень действенно), размещаем информацию в соцсетях и на сайтах объявлений. Было бы хорошо напечатать объявления и поехать с ними по ближайшим деревням. Но нам не хватает волонтеров.
Мы даже проводили фотосессию с баскетболистами и регбистами. Когда выложили фотографии, чаще всего нам писали: «Ой, какие хорошенькие мальчики. Девочки, познакомьте, дайте их телефон». Но, к сожалению, вопросов, где и как взять животных, не было.
Кто вам помогает и как?
Казалось бы, это просто — спасать животных. А мы сталкиваемся со многими трудностями. Даже с мусором были проблемы, пока не договорились с правобережным межрегиональным оператором, который сейчас вывозит бесплатно.
В помещении на субаренде скоро появится новый ветеринар, он будет бесплатно лечить наших животных. Раньше одна клиника шла навстречу, работали в долг. Сейчас более-менее все отлажено. Нам одно заведение отдает кости куриные — по несколько коробок три раза в неделю. Их животные едят с удовольствием. Это очень большая помощь. Когда получалось, брали оленьи кости, говяжьи. Еще бесплатно привозят сено для будок.
У нас вольеры на улице хорошие, просторные — по всем нормам содержания животных, администрация района помогла построить.
Нам и финансово поддерживают, конечно. Вот недавно баскетболисты «Енисея» помогли собрать деньги. Мы часто кидаем клич, потому что своими силами обойтись нереально. Есть люди, которые помогают, но не любят афишировать себя. Мы рады даже 50 или 100 рублям: сумма небольшая, а все в копилочку идет.
У нас есть несколько постоянных жертвователей. Подушки безопасности как таковой нет, но есть некая стабильность в виде вот этих людей. Если случаются какие-то форс-мажоры, эпидемия или больное животное привозят, то все более-менее стабильно. Планируем доделать сайт, чтобы была кнопочка «пожертвовать», чтобы все было законно и правильно. Чтобы деньги падали не на карту, а на расчетный счет.
Знаете, какой еще есть стереотип. Пишешь пост с просьбой о помощи, знакомые деньги скидывают. А иногда слышим: «Ой, помогать животным? Давайте лучше детям на лечение отдадим».
Что необходимо сейчас ?
Нам нужна любая помощь! Иногда спрашивают, чем вам помочь прямо сейчас? Элементарно — купить те же мусорные пакеты. Казалось бы, что такого? А ты едешь в магазин и тысячу только за них отдаешь. Перчатки нужны: резиновые и хозяйственные. То есть, такие бытовые мелочи очень важны.
Нам сейчас нужны рабочие руки, мужчины крепкие и сильные — есть новый вольер в разобранном состоянии, его необходимо собрать. Тогда мы сможем приютить еще четверых собак. С одним вольером нам уже помогли — ребята несколько выходных потратили, приезжали и строили.
Зачастую нужно просто придти и поиграть с животными. Они очень ласковые, любвеобильные, им нужно внимание. Мы приходим, нужно каждого погладить. Многие сравнивают приюты для животных с детскими домами, где грустные глаза, слезы наворачиваются. Нет, они позитивные.
Опять же, кому-то надо определиться, хочет ли он взять животное домой. Можно прийти и попробовать: как это вообще? Где-то есть практика: берут животное «напрокат», гуляют с ним. У нас это, к сожалению, не сильно развито. Мы хотели сделать подобное на нашей территории. А еще некоторых собак забирают в квартиру. А ведь такие животные абсолютно не приучены к поводку, к ошейнику. На занятия с ними нужно время. К сожалению, ресурсов таких у нас нет.
Кого уже пристроили?
Мы пристроили порядка 20 собак с начала года. К этому вопросу подходим серьезно, когда отдаем животных, контролируем их жизнь в дальнейшем. Бывают, звонят, хотят приехать за питомцем. Называем адрес и слышим: «Ой, у меня денег на проезд нет». Мы спрашиваем: «А как вы вообще будете собаку содержать?» Конечно же, таким никогда не отдаем.
Конечно, им здесь лучше, чем на улице: есть еда, вода, теплая будка с сеном, безопасность — их точно никто не пнет, не отравит. Но, в любом случае, они сидят в вольерах. И мы так радуемся, когда собаку забирают не просто на цепь, а гуляют с ней.
Что делать с проблемой бродячих собак в Красноярске?
Сейчас много обсуждают, что делать с бездомными животными. В настоящее время в Красноярске бродячих собак отлавливают, стерилизуют, чипируют и выпускают. Люди задают закономерный вопрос: «Разве собака с биркой на ухе не может укусить?» Конечно, может! После отлова и чипирования собака не становится постоянно сытой, не чувствует себя в безопасности. Поэтому нужно строить муниципальные приюты или помогать таким, как мы.
Насколько я понимаю, законы сейчас меняют так, что отловленных животных все же нельзя будет выпускать. И поэтому город задумался о приютах, которые бы содержали собак всю жизнь или пристраивали новым хозяевам. Но для постройки таких приютов, которые бы на самом деле решили проблему с огромным количеством бродячих собак, нужны сотни миллионов рублей, поэтому пока, по информации, которая есть у меня, это нереально.
Так что делать с бродячими собаками прямо сейчас? Многие приводят примеры, что за границей, если собаку в течение полугода не пристраивают, то ее усыпляют. Это, конечно же, не гуманно. Коллеги-волонтеры рассказывали, что собак иногда забирают и через три года. Но и чипирование — это, конечно, не выход. Выход — стерилизация. Но тех денег, которые выделяет государство, на поголовную стерилизацию, конечно, не хватает. Потому что мы постоянно, буквально каждую неделю видим новых щенков.
Хотелось бы, чтобы люди стали ответственнее. Мой сосед считает, что я поступила ужасно, кастрировав своего пса. Кто-то считает, что сука должна родить хоть раз. Мне кажется, заводя животное, нужно сразу для себя решить — что ты будешь делать, если оно родит. Ведь люди не хотят брать грех на душу и топить. Думают, подбросить — благое дело. На самом деле, нет! Они просто ответственность перекладывают на других. Я считаю, что это неправильно. Если ты не планируешь заниматься разведением, если у тебя непородистое животное, то зачем создавать себе проблемы? Кастрируйте и стерилизуйте!
Было бы это бесплатно, думаю, количество бездомных животных могло сократиться. Те же пенсионеры любят животных, заводят их, а денег на операцию зачастую нет. Стерилизация кошки стоит примерно 1500 рублей, кастрация кота — около 800. У собак дороже, зависит от веса. Потом старики умирают, их животные попадают на улицу. Так же и с переселенцами из ветхого жилья.
Вообще я за чипирование домашних животных, базу и штрафы. Стала собака бездомной — находят хозяев, таким можно и штраф выписать. Считаю, что надо решать вопрос на уровне государства.
Примечание от редакции: что говорят в мэрии Красноярска о проблеме бродячих собак?
Согласно действующему законодательству, сейчас бродячих собак отлавливают, лечат, стерилизуют, чипируют и через 10 дней выпускают на волю. Если при первичном осмотре животное оказалось агрессивным или ветеринар диагностировал у него бешенство, то собаку подвергают эвтаназии. Однако если агрессию стала проявлять уже чипированная собака, то вновь выловить для усыпления ее нельзя.
Важно: с 1 января 2020 года вступают в силу новые правила обращения с бездомными собаками и кошками. С этого момента начнет действовать норма о том, что единственное основание для эвтаназии — неизлечимая болезнь животного, доставляющая ему непереносимые физические страдания. И еще: особи, представляющие опасность для людей, должны не умерщвляться, а помещаться в приют и содержаться там до их естественной смерти.
- Безнадзорных зверей нужно отлавливать так, чтобы они не погибли, не получили увечья и травмы.
- Если отловленные собаки и кошки не были агрессивными, их будут отпускать на волю после стерилизации, вакцинации и лечения.
- Содержать животных во время лечения будут в приютах.
- Процесс отлова необходимо будет записывать на видео.
До вступления в силу закона осталось чуть больше месяца. Но как он будет реализован в Красноярске — пока никто не знает. В департаменте горхозяйства администрации Красноярска нам сказали, что необходимый порядок работы сейчас разрабатывают краевые власти. Потом документ и выделенные деньги получат муниципалитеты. Но на данный момент нет ясности, будут ли строиться в городе новые приюты или к работе (через торги) подключат уже существующие в городе.
Связаться с волонтерами, чтобы оказать помощь зооцентру «Друг» или забрать животное домой, можно по телефону 8 (902) 928 9229 (Марина Якубова).
Беседовала Влада Калиниченко специально для интернет-газеты Newslab
P.S. от редакции: пока готовилась эта статья, в Академгородке произошло еще одно ЧП — стая бродячих собак напала на маму с ребенком и загнала их на горку на детской площадке. Похоже, ситуация с бездомными животными из разряда критической перешла в разряд катастрофической, и властям Красноярска уже не удастся отделаться кивками на службу 005 и предложениями «вызвать отлов». Пора принимать кардинальные меры и менять подход к этой проблеме.
Опрос
-
Да, власти не справляются с агрессивными стаями. Нужно срочно что-то менять!89,3%
-
Нет, пусть все остается, как есть.10,7%