Александр Закиров
Современный художник и музейный исследователь. Заметные работы — «Импрессионистический этюд с видом на Васильевский остров» и «Krtek».
Рисовать я начал очень давно — мой старший брат архитектор, и меня с детства готовили к тому, что я тоже буду кем-то околохудожественным. Родился и вырос я в Барнауле — там с искусством всегда было вяло (хотя и не совсем глухо), а вот когда девять лет назад я переехал в Красноярск, то понял, что тут повеселее. В основном — за счёт музейного центра «Площадь мира».
Здесь за современным искусством пытаются угнаться с начала 90-х. И, с одной стороны, это хорошо — у музея есть приличная коллекция, есть сформировавшиеся связи с остальным миром, есть свои традиции (например, проводить «Музейную ночь» вместо «Ночи музеев»). Но, с другой стороны, отношение к совриску здесь слегка законсервировалось.
Если 25 лет назад мы были в относительном авангарде по отношению к остальной России, то сейчас немного подотстали. В Москве происходят по-настоящему современные вещи: один художник, например, украл у другого личность — вот это круто, это действительно актуальная повестка. На этом фоне все наши биеннале смотрятся отчётными выставками детских художественных школ. Хотя на нынешней биеннале есть несколько действительно свежих произведений (спасибо отряду молодых кураторов). И два из них созданы красноярскими молодыми художниками. Игорь Лазарев перенёс в музейное пространство интерьеры местных коллекционеров, а Саша Михайлов (программист по образованию) создал машину по удалению искусства.
К сожалению, Игорь и Саша — не типичные примеры красноярских художников, а редкие самородки. В основном все наши ребята (и я в том числе) занимаются не современным искусством, а традиционным — то есть рисуют картинки. И это нормально — в Красноярске нет никакого общественного запроса на актуальное искусство, а тот же музейный центр почти не работает с молодёжью. Все художники отлично себя чувствуют, просто рисуя картинки, и никакие новые формы, актуальные темы и выходы из зоны комфортабельности никому не нужны. Я вот, например, со своим творчеством очень уютно чувствую себя в Красноярске — а в той же Москве ощущаю себя австралопитеком.
Хотя если в городе появится больше современного искусства (на самом деле современного, а не как на выставке «Молодая Сибирь») — всем станет лучше. Ведь совриск — это всегда проявление стихии созидания, выработка изобретательности и наращивание новых нейронных связей — как у художников, так и у зрителей. А развивающемуся городу нужны жители с обилием нейронных связей.
Анастасия Борисенко
Старший преподаватель кафедры рисунка, живописи и скульптуры ИАиД СФУ. В своей кандидатской диссертации Анастасия рассматривала феномен арт-рынка в качестве актуальной социокультурной практики.
Красноярск имеет полную систему художественного образования — начиная с художественной школы и заканчивая филиалом Академии художеств по Сибири, Уралу и Дальнему Востоку. Это считается определенной ценностью, потому что подобная полная система художественного образования есть только в Санкт-Петербурге и Москве. Поэтому в Красноярске много художников, которые имеют хорошую академическую базу. Соответственно, много и производителей художественного продукта. Это не считая тех художников, которые не имеют художественного образования, но занимаются творчеством.
В Сибирском федеральном университете кафедра рисунка, живописи и скульптуры изначально готовила учителей изобразительного искусства. Подразумевается, что выпускник — специалист или бакалавр — владеет определенными навыками, может понимать, показывать и создавать художественные ценности, разбираться в технологиях. Сейчас эту специальность закрыли, оставив «Декоративно-прикладное искусство в архитектурной среде: интерьере и экстерьере». Также мы даем уроки живописи, скульптуры, рисунка и колористики для других специальностей — дизайнеров и архитекторов.
База (от художественной школы и до высшего образования) — это некие рамки, в которые можно вогнать художника, и из которых не каждый способен выйти. Тем не менее я считаю, что для того, чтобы человек мог называть себя художником, необходимо профильное образование. Вариант, когда человек сидит дома на стуле, вспоминает произведения авангардистов, говорит «я тоже так могу» и идет рисовать, не разобравшись, что это такое — это не про художника.
Существует ли современное искусство в Красноярске? Вопрос неоднозначный — если рассуждать, что современное искусство — это то, что творится сейчас, в актуальном культурном контексте, то оно есть. В Красноярске есть музеи, открываются выставки молодых художников, музейный центр «Площадь Мира» позиционирует себя как музей современного искусства, многое делается для просвещения — куча лекций, мастер-классов. С другой стороны, если рассуждать, что современное искусство — это что-то принципиально новое, эффектное, при этом техническое исполнено на уровне, то с этим могут быть вопросы.
Художники стараются реагировать на современный контекст, но форма подачи в Красноярске не так свежа и нова. Вероятно, это обусловлено тем, что город провинциальный — это заметно и по состоянию нашего арт-рынка, который по стране в целом стихийный. Производителей много, но у нас не учат на арт-менеджеров, в Красноярске мало галерей, а зритель не подготовлен.
Лера Берёзкина
Основатель независимого театрального проекта «Театр на крыше».
Проект «Театр на крыше» начался восемь лет назад. Работает в летний сезон, когда каждые два-три дня происходят события — это и концерты больших красноярских коллективов, и гастроли новосибирских театров, и наши местные премьеры, которые мы ставим в рамках «Театра на крыше».
Мы создаем и контент театрального характера, и приглашаем летом наших друзей и партнеров. В течение года, до лета, проект живет за счет своих репертуарных спектаклей. Их порядка шести-семи — мы прокатываем их на разных городских площадках. Это и лофты, и бары, и другие необычные места.
Зачем городу современный театр? Я не знаю. У меня очень часто складывается впечатление, что Красноярску современный театр не нужен. Я не хочу обидеть зрителей «Театра на крыше», потому что это самые интересные, легкие и интересующиеся люди. Но если честно отвечать, то этому городу современный театр не очень нужен, потому что до сих пор самые большие залы и кассы собирают очень массовые и, на мой взгляд, не очень качественно сделанные продукты.
Люди не особо разбираются и даже не особо хотят разбираться в качестве продукта. Это очень грустно — хочется расти, развиваться и делать качественные проекты, но в Красноярске это не особенно ценится.
Проблема не в самом городе, а в человеческой организации — очень хочется поглощать фастфуд. Большинству поглощающих театральный продукт хочется чего-то легкого, быстрого и красивого. Когда ты делаешь спектакль, где весь эффект сконцентрирован на игре артиста или на самой сути пьесы, то это, к сожалению, не очень востребовано. Это основная проблема — массовое сознание диктует другие правила, поэтому в Красноярске потолок для развития современного театра довольно низкий.
Мария Букова
Директор Музейного центра «Площадь Мира», искусствовед, кандидат философских наук. В ноябре 2018 года Мария вошла в состав Совета при президенте по культуре и искусству.
Молодые художники в городе присутствуют на территории, которая была родоначальником современного искусства в регионе, потому что именно в Красноярске в 1993 году состоялась выставка «Новые территории искусства», которая приехала в тогдашний Культурно-исторический центр. С тех пор в этом здании развивается современное искусство.
О современном искусстве стоит говорить как о искусстве, которое решает какие-то задачи. Например, изобразить пейзаж похоже — это уже не очень актуальная задача. Хотя среди современных художников есть те, кто делают пейзажи — посмотрите на работы Николая Касаткина или молодого художника Павла Отдельного. Их пейзажи не про «как сделать так, чтобы было максимально похоже на оригинал» — они отвечают на какой-то другой вопрос. Современное искусство отвечает на вопросы современности — реагирует на всплеск активности где-то в низах, граффити и стрит-арт, отвечает на вопросы современного бытия, гендера, идентичности и др.
Наиболее известные широкой публике красноярские художники — Василий Слонов, Олег Пономарев, Александр Суриков, Виктор Сачивко. Современные молодые художники исторически находили свои первые возможности для выставок в стенах музейного центра (тогда — КИЦ), затем в городе стали появляться галереи, конкурсы поддержки молодых художников. Одним из первых был конкурс «Искра», основанный Сергеем Костюковым и концептуализированный Дмитрием Шалимовым. Они подошли к конкурсу с точки зрения устроения образа Красноярска. Первая «Искра» — это известные объекты: как «Мечты сбываются» на берегу Качи или качели в виде бивней мамонта возле Дворца пионеров. Сегодня «Искра» функционирует иначе — меняется, но остается одним из немногих конкурсов, оказывающих поддержку молодым художникам, как финансовую, так и экспертную.
Также в Красноярске есть галереи — «Отдел» в «Пилоте», на Каменке и в других местах. Молодежные центры подхватили развитие молодых художников, а это стало возможным благодаря появлению молодых кураторов, что невероятно важно. Показателен пример одной из прошлогодних КРЯКК (Красноярская ярмарка книжной культуры — прим. ред.), когда появился проект с современными красногорскими художниками, который курировал московский архитектор Егор Ларичев. Это была первая выставка молодых местных художников на КРЯКК. Кураторская поддержка сегодня комплексно оказывается только в одном учреждении Красноярска — это музейный центр «Площадь мира».
Есть и несколько независимых инициатив, и это здорово. Например, «Флаг в руки» — это уличная галерея за баней на ул. Ады Лебедевой, которую курируют Оксана Будулак и Иван Санников. До этого была кураторская история, которую курировал Алексей Мартинс — это выставки «Быстровки» в разных местах — было принципиально, чтобы современное искусство появлялось на площадках, которые не ставят себе его появление в какой-то план. Летом 2019 года появился проект «Пушка» — выставки, где художники могут продавать свои работы.
Сейчас музейный центр придерживается идеи, что молодые художники могут развиваться на нашей базе, но это не означает, что они будут обязаны с нами работать и помогать нам в наших проектах. Одна из инициатив — Сибирская лаборатория молодого искусства, которая проходит в музее уже три года. Туда приезжают молодые художники со всей Сибири и с помощью специально приглашенного тьютора создают выставку, которая решает определенную задачу.
Совсем скоро наш музей представит городу проект «Лаборатория искусства города», который мы планируем развивать в ближайшие пару лет — это проект как раз для молодых современных художников про их взаимоотношения с городским пространством.
В городе в целом много внимания к молодым художникам — время от времени что-нибудь открывается в МВДЦ «Сибирь», работает выставка «Молодая Сибирь», но, на мой взгляд, это просто срез того, что происходит. «Площадь Мира» работает несколько иначе — нам важна экспертная оценка, мы работаем не с каждым художником. Это как в супермаркете — есть целый набор продуктов: можно купить каждый, а можно заморочиться и посмотреть состав — из чего состоит продукт, насколько он полезен. Мы так и работаем — анализируя, из чего состоит автор, какая у него лексика, какие темы.
Развитие современного искусства Сибири не поспевает за столичным. Молодым талантам иногда не хватает поддержки, иногда — понимания, иногда — интереса со стороны зрителей. При этом у местного искусства есть плодородная почва, новые имена и те, кто готов помочь развитию идей, а значит — не за горами и мировое признание.
Маша Русскова специально для интернет-газеты Newslab