О жизни до такси
В молодости я была челноком, работала в торговле, ездила за товаром. Работа на рынке — это общение, а я очень общительный человек. Затем работала на комбайновом заводе оператором ЧПУ 5 разряда, на лазерном станке вырезала из металла детали для комбайнов. Завод развалился и обанкротился, пришлось уйти. Поработала кондуктором — тогда впервые узнала, что бабушки могут быть злыми. Понимаю, что они от жизни такой злые: мало общения, денег нехватка, вот они и скидывают свою агрессию в общественном транспорте, в поликлиниках и вообще везде, где только могут.
О выборе профессии
В 2012 году у меня был очень сложный период в жизни, я осталась одна с тремя детьми на съёмной квартире, младший ребёнок был грудным. Деньги нужны, квартира съёмная, дети — пришлось по ночам ездить, таксовать. Но в те годы, 8 лет назад, это было выгоднее. Работать в такси было очень удобно, чтобы в садик увезти и забрать, где-то больничный, где-то тренировка какая — ты всегда мобилен. Когда я была кондуктором, было сложнее — если что—то случилось, то с автобуса ты никуда не снимешься, а здесь ты свободен, никогда не опоздаешь на эту работу.
О разных такси
За рулём я уже 22 года. Когда была молодой, всё было по-другому: тогда сами люди были другие, более открытые, более отзывчивые. Чем дальше, тем больше государство, налоги, платежи и кредиты зажимают людей в такие рамки, что они с каждым годом становятся всё злее от этой нашей тяжелой русской жизни.
Я работаю в нескольких такси (Максим, Везёт, Извозчик, Каретный двор, Лайт — они сейчас все объединились, и заказ скидывается в общую программу). Пробовала работать на Uber, но меня давит некий обман, там суммы пишут нереальные — а в кармане у тебя другие деньги, отличающиеся от цифр в программе. Психологически мне это не нравится.
Я бы, конечно, работала в одном такси, но всё дело только в этих заказах — если они постоянные и их много, то всё прекрасно, не надо прыгать по разным такси. Тяжеловато, когда у тебя 3 программы, все на тебя рассчитывают. Когда заказов нехватка, то стараешься выкрутиться и идешь туда, где они есть.
Люди — хорошие!
Мне нравится работать в такси, тут всё для моей души. Я люблю общение и считаю, что хороших людей намного больше, чем плохих, и все люди в общем-то хорошие, просто они прячутся, боль свою скрывают. Может, дело во мне — и так легко со мной, но очень много случаев было, когда люди говорили мне: «Давайте я оплачу ваши часы, а мы просто посидим и поговорим». Я иногда работаю как психолог — люди раскрываются, рассказывают такие вещи, которые не расскажут никому и никогда, только из-за того, что они видят меня в первый и последний раз — на час или на два, и больше не увидят никогда, а скинуть накопившуюся боль, разобраться, попросить совета им очень нужно. Это очень интересно и увлекает.
Как относятся к водителю-женщине клиенты
Девушки и женщины очень радуются, особенно по вечерам — им не надо бояться, стесняться, они раскрываются, радуются. Мужчины, конечно, радуются тоже, — возможно, тут играет роль, что я довольно симпатичный человек, легкий и открытый в общении, поэтому меня воспринимают все очень хорошо.
Был только один мужчина, который очень злился, что я женщина-водитель, и не дай бог я попадала в ямку — он радовался и нервничал. «Ну конечно, это же женщина, как же она мимо ямочки проедет» — подкалывал. Кое-как вытерпела эту поездку, молчала, держала себя в руках.
Я никогда не спорю, не вызываю агрессию, не препираюсь, потому что в этом смысла нет. Были случаи, когда не оплачивали проезд. Но в отличие от мужчин, которые бегут разбираться и ругаться, я молча развернусь и уеду, не буду ни за кем бегать, никому ничего не буду предъявлять — просто я понимаю, что если человек не заплатил, значит у него нет денег, и смысл тогда за ним бежать, что-то ему кричать, доказывать, портить настроение, да и это просто даже опасно. Развернулась и уехала.
Драки и измены
Однажды везла двух клиентов, молодых мужчин спортивного телосложения. Ехали ночью, в районе Предмостной, две машины — я и «Волга» впереди. И в какой-то момент водитель «Волги» начинает неадекватно себя вести — то резко перестроится передо мной (на пустой-то дороге), то резко притормозит, то начнёт резко разгоняться — а потом резко тормозить. Мы наблюдаем и понимаем, что что—то здесь не так. И тут начинается внутри этой машины драка — прямо на ходу, открывается дверь у пассажира, торчат ноги, кулаки в ход идут. Мои пассажиры говорят: «Давай ехать за ними, поможем, мужика, видать, избивают, посмотрим за ними».
Пролетаем все красные на бешеной скорости, долго едем, пока «Волга» вдруг не тормозит. Мои пассажиры мгновенно вытаскивают из нее водителя и пассажира — оказывается, один в алкогольном опьянении, другой в наркотическом. Друг друга не поняли: пассажиру показалось, что водитель куда-то не туда его везёт, а водитель тоже чего-то испугался.
Вообще, этих случаев очень много, буквально каждый второй-третий что-нибудь расскажет — и весь день у тебя хорошее настроение, потому что за день 15-20-25 заказов, 25 разных людей ты везёшь; из 20 человек 15 со мной обязательно поговорят — о погоде, о природе, о жизни, обо всём, это очень интересно.
Бывают и трагические моменты. Однажды забирала парня одного, симпатичный, молодой. Он очень сильно волновался всю дорогу, звонил не переставая на какой-то номер, а номер не отвечал. Я, конечно, интересовалась, что случилось, почему он так волнуется — и он объяснил, что его девушка, с которой он живёт 2 года, пошла на встречу с девчонками и не отвечает на звонки, а уже 2 часа ночи, дома спит её ребенок, который остался с ним. И пока ребенок уснул, он поехал на такси, чтобы забрать её. Ушёл, буквально минут 10-15 — вышел и рыдает, настолько сильно ему было больно. Потом, когда успокоился, рассказал, что когда постучался, вышла его девушка — и какой-то еще мужчина в непристойном виде. Она ему изменила. Таких тоже много случаев — боли, обиды.
В вечных поисках любви
У меня есть постоянные пассажиры, с которыми мы работаем по звонку. Вожу я одного удивительного мужчину, он — мелкий предприниматель, но с неплохим доходом, потому что мне он оплачивает прилично, иначе я бы его не возила. Он очень сильно боится одиночества и хочет найти себе женщину, чтобы создать семью.
В этих попытках найти половинку он всегда берёт меня с собой как водителя, потому что встречается с женщинами, выпивает и хочет произвести впечатление, ему самому доставляет удовольствие, что у него личный водитель-женщина, он это всем рассказывает.
С ним я уже видела столько женщин... Очень продолжительное время никак у него не складывалось, пробовал он со многими, но что меня привлекло — он достойный человек, все бы были такими, честно. Мы с ним в поиске его мечты проехали очень много — и публичных домов, и кафе, и разных мест. У нас даже уже маршрут есть свой, с каждой новой девушкой мы между собой уже маршрут знаем... (смеётся). Они сидят в кафе, потом мы едем куда-нибудь на набережную, они там погуляют, уток покормят, затем едем на красивые места, например, на часовню, там они побродят, потом снова в кафе — они там шашлыков поедят и меня заодно угостят, конечно, обязательно. В машине мы уже общаемся втроём, я не сижу как отдельный человек — обсуждаем все вместе, смеемся. Ему так легче разобраться в женщинах.
О поведении с разными людьми
Я гибкая — смотрю по человеку — если человек не хочет общаться, я молчу, могу очень потихонечку сделать музыку и тихо ехать с ним. Если человек сам начинает со мной беседовать, конечно, я поддержу разговор. Мне хочется помочь людям, если кто-то просит совета — мы разговариваем, разберем ситуацию, скажу мнение, как бы я поступила. Как психолог я выступаю на 50 процентов.
Когда было страшно
Однажды ко мне в машину сели 4 крупных цыгана (национальность тут не имеет значения — просто факт) — и вдруг аж воздух начал звенеть, настолько они не ожидали, что поедут с женщиной. Они вчетвером просто сидели и на меня пристально смотрели. Я чувствовала себя как минимум не в своей тарелке. Так мы и доехали в этой странной тишине. Потом они снова попались мне, узнали, но уже были улыбки, «здравствуйте, это снова вы»; мы разговорились, а они оказались интересными людьми.
Был один пассажир, пожилой мужчина, мы всю дорогу весело разговаривали. Я была пристёгнута, а когда пришла пора ему выходить из машины (он был изрядно выпивший), он рукой зажал мой ремень, чтобы я не могла отстегнуться, — и полез ко мне целоваться.
Это было неожиданно и ужасно, чем больше я дёргалась, тем больше ремень припечатывал меня к креслу. Я поняла, что не дай бог будет какая-то сложная ситуация, а я буду пристёгнута — мне крышка, я просто погибну из-за этого ремня. Теперь часто думаю, пристёгиваться мне или нет, смотрю по клиентам.
Был и такой случай: приехала на заказ, вышли трое молодых парней, очень пьяных. Я испугалась, быстро заблокировала двери и начала сдавать задом. Они безумно разозлились, отпинали мне всю машину, разбили бампер. Я выдохнула и поблагодарила бога, что не взяла их, ведь что бы могло меня ждать, если бы что-то случилось в машине?
Не беру наркоманов, не езжу в Солнечный
Я не беру пьяных людей и наркоманов. Наркоманов очень видно: они двигаются по городу постоянно, их очень много. Заказы у них в основном из одной точки в другую — и обратно, 80 процентов таких заказов от наркоманов. Это просто неприятно. Они неадекватно себя ведут, не знаешь, чего от такого человека ожидать, что у него на уме — у кого-то ломка, у кого-то неприятный запах. Да и я прекрасно понимаю, что если они едут за наркотиком, забирают — а на обратном пути нас остановят ДПС, начнут проверку — попробуй докажи, что ты просто таксист и не причастен к этим делам. Не нужно этого, одни минусы.
Я не беру заказов в Солнечный — оттуда потом не уедешь. В Черёмушки не езжу, потому что это очень опасный райончик. Не беру никакие дачи и межгород просто в целях своей безопасности.
Вожу два газовых баллончика, один раз это спасло мне жизнь. Пассажир хотел близости со мной, я ему отказала — объяснила, что я просто водитель такси и не из той сферы, а он очень разозлился и хотел меня задушить. Был пьян. Я брызнула струйным баллончиком прямо в глаза, а он оторвал мне все зеркала, хотел выломать дверку. Баллончик меня спас. Только клиент выбрался из машины, как я сразу же уехала. Написала заявление в полицию, но они никого не нашли.
Да, мужчины обращают на меня внимание часто, делают намеки, но ты просто начинаешь вести себя серьезнее. Когда видишь, что мужчина не так настроен — переводишь тему, он успокаивается. В такси прописано, что нельзя оставлять свой номер телефона — за это даже штрафуют.
О заработке и тратах
Зарабатываю я около 50–60 тысяч в месяц. У меня трое детей, своя машина, ей всё время что-то нужно — колёса, масло, стойки и просто другие детали. Из этих 50 тысяч примерно 5–6 всегда уходят на автомобиль (на ту же мойку, чистку и просто расходники).
А ещё оплата жилья, дети, одежда. Самая большая часть расходов — питание. Сейчас сделали бесплатным питание в школе, поэтому стало попроще. На квартиру уходит около 8 тысяч.
Все деньги трачу, откладывать почти не получается. Ещё у нас идёт ремонт, это дорогостоящее занятие, делаю практически всё самостоятельно, научилась штукатурить, потому что не могу себе позволить работников этой профессии.
Заработок зависит от того, сколько часов ты работаешь, какие люди попадаются. За счёт того, что я женщина (мне везёт) — мужчины гораздо чаще оставляют чаевые, оплачивают больше, чем вышло.
Я бы хотела сменить род деятельности: всё равно, это довольно-таки опасно, вся эта ночная жизнь. Личной жизни тоже нет — мужчины не одобряют эту профессию, кто-то ревнует, кто-то боится за мою жизнь. Но меня устраивает заработок — такую сумму где-то трудно заработать. Для меня очень важно свободное время. Буду пробовать еще что-то, попробую быть торговым представителем. Сейчас осень, будет спад заказов, будет тяжело.
Как коронавирус повлиял на работу в такси
Плохо повлиял. Когда только ввели самоизоляцию, все люди на самом деле на неё сели, — и заказов не было вообще, я часами сидела в ожидании выхватить хоть что-нибудь. Упали все доходы — было очень тяжело. Тогда я пошла работать в доставку Delivery Club, всё немного выровнялось.
К лету люди от коронавируса устали и более-менее начали ездить на такси. Наша работа — такая же сезонная: летом прекрасно, зимой заказы сокращаются, люди ездят только в морозы, сейчас, осенью, заказы тоже падают.
Совет женщинам, решившим потаксовать
Советую контролировать себя, не отвечать агрессией на злых людей. Если не хочется приставаний — правильно себя вести. Обязательно нужно соблюдать главные правила: не ездить в плохие районы и не брать междугородних заказов. И ни в коем случае не ездить на дачи.
Беседовала Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab