Темы биоразнообразия и эволюции в блоге поднимались не раз. На самом деле определение видовой принадлежности и выяснение родственных связей между видами задача совсем не простая. Мало того, что внутри одного вида особи могут так сильно отличаться формой, окраской или другими признаками, что зачастую их описывают как представителей разных видов. Так еще и многие свойства и признаки в процессе эволюции возникают независимо в разных группах организмов.
Современным ученым проще определять видовую принадлежность живых существ — прочитал генетическую последовательность и решай с кем ты имеешь дело. А что делать палеонтологам? Откопали они какие-нибудь древние-предревние кости, а может и того хуже, отпечатки костей на камнях, и решают кто это, как он выглядел и мог ли он (или она, кто уж тут разберет) быть предшественником, например, слона.
Или осьминога.... Об осьминогах и пойдет речь. Хотя нет. Не речь. Длинную речь сейчас о них вести, наверное, не стоит. Вряд ли кому-то особо интересно, что думают ученые об эволюционной истории осьминогов. Моя заметка больше о воображении. Развитое воображение штука хорошая, но если кто-то в профессиональном плане и должен отличаться прекрасным воображением, то это палеонтологи.
Итак, в Британской Колумбии (Канада) есть знаменитые сланцы Берджесс. Сланцы эти расположены на склонах гор и содержат множество окаменелостей древних живых существ. Возраст этих окаменелостей всего-то 500 миллионов лет. Вот эта картинка дает представление о том, как выглядят подобные окаменелости.
На картинке окаменелости вида Nectocaris pteryx. Обнаружено большое количество останков этого вида. Чей он родственник ученые сомневаются, но имя как водится, дали давно. В сегодняшнем выпуске журнала Nature канадские (не британские) ученые описывают этот вид как примитивного головоногого — предшественника современных осьминогов.
Вот как выглядит реконструированный образ этого моллюска. Обратите внимание на воронку между глазами. Это самая главная фишка, на которую упирают ученые.
Как передвигаются осьминоги? Правильно — на реактивной тяге. Осьминоги втягивают воду в специальный сифон-воронку, а потом быстро ее сокращают. Струя воды в одну сторону — осьминог в другую.
Так вот эта вороночка на носу древнего предка, по мнению ученых, служила для таких же целей.
Конечно, я не знаю правильно или нет представили себе образ первого осьминога Мартин Смит и Джон-Бернард Карон. Но выглядит красиво. Так выпьем же.. Ой. Так давайте порадуемся за людей, у которых есть воображение.
Быть может лет через пять найдут новые окаменелости этого вида и окажется, что выглядел он совсем не так. И никакой это не прообраз реактивного сопла, а простой костяной крючок или еще какая загогулина. Но рисунок и образ останутся. И публикация в Nature кстати тоже))