Главная
>
Новости
>
В Красноярском крае почти 23 % детей мигрантов школьного возраста не знают русский

В Красноярском крае почти 23 % детей мигрантов школьного возраста не знают русский

10 апреля 15:46
8

В Красноярском крае учатся почти 6 тыс. детей мигрантов, 23 % из них не владеют русским языком. Такие данные были озвучены на совместном заседании комитета по образованию и культуре Законодательного Собрания и секции Координационного совета.

Председатель комитета по образованию и культуре краевого парламента Вера Оськина напомнила, что с 1 апреля в России вступили в силу изменения в законодательство, которые требуют тестировать детей мигрантов на знание государственного языка перед зачислением в школу. В краевом министерстве образования уточнили, что сейчас в Красноярском крае учатся 3429 детей иностранных граждан и еще 2368 детей с миграционной историей. Большинство из них — выходцы из Средней Азии. 76 % иностранцев обучается в Красноярске, уже есть микрорайоны, где из концентрация очень велика.

Марина Аксенова, руководитель главного управления образования Красноярска, в этом учебном году численность несовершеннолетних обучающихся в городских школах составляет более 145 тысяч человек, из них 4,5 тысячи имеют иностранное гражданство или миграционную историю.

Мониторинг выявил, что 22,7 % несовершеннолетних иностранных граждан, детей с миграционной историей не владеют или слабо владеют русским языком. 28,1 % — владеют, но испытывают трудности в освоении образовательных программ.

Вопросы обучения русскому языку, освоения школьной программы тесно связаны с культурной и социальной адаптацией в целом. В крае действуют программы по интеграции детей, реализуются проекты, направленные на воспитание уважения к закону.

Для учета несовершеннолетних и обеспечения их права на обучение министерством образования разработан и согласован с ГУ МВД России по Красноярскому краю алгоритм межведомственного взаимодействия по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению.

Красноярские школы готовы делиться с коллегами опытом социокультурной и языковой адаптации детей. В школе № 16 создан Центр дополнительного образования. Педагоги помогают снять языковой барьер, развить навыки общения. С учетом индивидуальных особенностей, уровня владения русским языком формируются учебные планы, углубленно изучается грамматика, лексика, фонетика.

На сайте краевого министерства образования размещены все необходимые документы, регламентирующие процедуру тестирования. В регионе его будет проводить «Школа дистанционного образования», расположенная в Красноярске.

Приемная кампания в 1 класс 2025/26 учебного года уже началась. В школы края поступают заявления о приеме на обучение детей иностранных граждан. После проверки документов иностранным гражданам будет выдано направление на тестирование.

— Для детей, поступающих в первый класс, тестирование проходит в устной форме, для 2-11 классов в диагностических материалах предусмотрена устная и письменная части. Процедуру проводит комиссия, результаты получает образовательная организация, которая уведомит семью, — пояснила Татьяна Гридасова. Если ребенок не справился с вопросами теста, родителям рекомендуют усилить подготовку, через три месяца процедуру можно пройти повторно.

Тема вызвала активное обсуждение среди краевых парламентариев. Елена Пензина обратила внимание на необходимость системной работы с национальными диаспорами. По ее мнению, трудности возникают не только из-за незнания языка, но и из-за разницы менталитетов и культур. Трех месяцев на изучения языка может быть недостаточно, потребуются более длительные программы.

Дмитрий Дмитриев сделал акцент на необходимости проанализировать и оценить в целом эффективность образовательной и воспитательной работы, которая велась все эти годы. Евгений Гарин поблагодарил учителей за такой сложный и ответственный труд, как помощь детям в адаптации и социализации. Ирина Субочева предложила обобщить имеющийся опыт и практики. Виталий Дроздов отметил, что крайне важно не только обучать языку, но и знакомить детей и взрослых с культурой нашей страны. Наталья Пыжикова задала вопросы по содержанию теста для будущих школьников, а также отметила, что трудности в образовательном процессе возникают и у иностранных студентов вузов.

Кроме того, прозвучало предложение усилить работу с родителями, причем еще на начальном уровне. Тестирование для поступления в школы должно мотивировать на изучение русского языка. У тех, кто только планирует поступать в первый класс, остается немного времени, чтобы подготовиться.

«Проведение процедуры тестирования — новый опыт для нас, сейчас необходимо выработать единый пошаговый алгоритм действий. Но проблема языкового барьера, трудности с освоением детьми школьной программы возникли не сейчас. И для ребенка, и для его родителей важно социализироваться в обществе, изучать язык, историю, культуру и традиции нашей страны. Мигранты не должны жить обособленно, им необходимо общаться с русскоязычным населением. Если хочешь быть гражданином Российской Федерации, получать образование, работать — необходимо знать русский язык», — отметила Вера Оськина.

Оськина Вера Егоровна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Пензина Елена Евгеньевна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Дмитриев Дмитрий Вячеславович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, экс-глава Советского района г. Красноярска
Гарин Евгений Николаевич
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Субочева Ирина Николаевна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Дроздов Виталий Александрович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края IV созыва
Пыжикова Наталья Ивановна
Депутат Законодательного собрания Красноярского края

Ссылки по теме:
Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter