В Красноярском крае учатся почти 6 тыс. детей мигрантов, 23 % из них не владеют русским языком. Такие данные были озвучены на совместном заседании комитета по образованию и культуре Законодательного Собрания и секции Координационного совета.
Председатель комитета по образованию и культуре краевого парламента Вера Оськина напомнила, что с 1 апреля в России вступили в силу изменения в законодательство, которые требуют тестировать детей мигрантов на знание государственного языка перед зачислением в школу. В краевом министерстве образования уточнили, что сейчас в Красноярском крае учатся 3429 детей иностранных граждан и еще 2368 детей с миграционной историей. Большинство из них — выходцы из Средней Азии. 76 % иностранцев обучается в Красноярске, уже есть микрорайоны, где из концентрация очень велика.
Марина Аксенова, руководитель главного управления образования Красноярска, в этом учебном году численность несовершеннолетних обучающихся в городских школах составляет более 145 тысяч человек, из них 4,5 тысячи имеют иностранное гражданство или миграционную историю.
Мониторинг выявил, что 22,7 % несовершеннолетних иностранных граждан, детей с миграционной историей не владеют или слабо владеют русским языком. 28,1 % — владеют, но испытывают трудности в освоении образовательных программ.
Вопросы обучения русскому языку, освоения школьной программы тесно связаны с культурной и социальной адаптацией в целом. В крае действуют программы по интеграции детей, реализуются проекты, направленные на воспитание уважения к закону.
Для учета несовершеннолетних и обеспечения их права на обучение министерством образования разработан и согласован с ГУ МВД России по Красноярскому краю алгоритм межведомственного взаимодействия по выявлению несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению.

Красноярские школы готовы делиться с коллегами опытом социокультурной и языковой адаптации детей. В школе № 16 создан Центр дополнительного образования. Педагоги помогают снять языковой барьер, развить навыки общения. С учетом индивидуальных особенностей, уровня владения русским языком формируются учебные планы, углубленно изучается грамматика, лексика, фонетика.
На сайте краевого министерства образования размещены все необходимые документы, регламентирующие процедуру тестирования. В регионе его будет проводить «Школа дистанционного образования», расположенная в Красноярске.
Приемная кампания в 1 класс 2025/26 учебного года уже началась. В школы края поступают заявления о приеме на обучение детей иностранных граждан. После проверки документов иностранным гражданам будет выдано направление на тестирование.
— Для детей, поступающих в первый класс, тестирование проходит в устной форме, для 2-11 классов в диагностических материалах предусмотрена устная и письменная части. Процедуру проводит комиссия, результаты получает образовательная организация, которая уведомит семью, — пояснила Татьяна Гридасова. Если ребенок не справился с вопросами теста, родителям рекомендуют усилить подготовку, через три месяца процедуру можно пройти повторно.
Тема вызвала активное обсуждение среди краевых парламентариев. Елена Пензина обратила внимание на необходимость системной работы с национальными диаспорами. По ее мнению, трудности возникают не только из-за незнания языка, но и из-за разницы менталитетов и культур. Трех месяцев на изучения языка может быть недостаточно, потребуются более длительные программы.
Дмитрий Дмитриев сделал акцент на необходимости проанализировать и оценить в целом эффективность образовательной и воспитательной работы, которая велась все эти годы. Евгений Гарин поблагодарил учителей за такой сложный и ответственный труд, как помощь детям в адаптации и социализации. Ирина Субочева предложила обобщить имеющийся опыт и практики. Виталий Дроздов отметил, что крайне важно не только обучать языку, но и знакомить детей и взрослых с культурой нашей страны. Наталья Пыжикова задала вопросы по содержанию теста для будущих школьников, а также отметила, что трудности в образовательном процессе возникают и у иностранных студентов вузов.
Кроме того, прозвучало предложение усилить работу с родителями, причем еще на начальном уровне. Тестирование для поступления в школы должно мотивировать на изучение русского языка. У тех, кто только планирует поступать в первый класс, остается немного времени, чтобы подготовиться.
«Проведение процедуры тестирования — новый опыт для нас, сейчас необходимо выработать единый пошаговый алгоритм действий. Но проблема языкового барьера, трудности с освоением детьми школьной программы возникли не сейчас. И для ребенка, и для его родителей важно социализироваться в обществе, изучать язык, историю, культуру и традиции нашей страны. Мигранты не должны жить обособленно, им необходимо общаться с русскоязычным населением. Если хочешь быть гражданином Российской Федерации, получать образование, работать — необходимо знать русский язык», — отметила Вера Оськина.