Рубрика «Стартап»: инициативные и деловые люди рассказывают о новых проектах. Одни придумывают оригинальные идеи, другие вдохновляются мировыми бизнес-моделями. Превратить блестящую мысль в доходный бизнес или полезный для общества ресурс решаются единицы.
Интерес к робототехнике и технологиям создания искусственного интеллекта сегодня велик как никогда. Над проектами в перспективном направлении работают как мировые корпорации, вроде Google или Amazon, так и команды стартаперов. В их числе и проект с красноярскими корнями Cubic — персональный искусственный интеллект. Он способен на многое: с помощью голоса Cubic сообщит о погоде за окном, напомнит о важной встрече, по просьбе пользователя включит или выключит свет в помещении. Инициатор проекта по созданию искусственного интеллекта красноярец Юрий Буров рассказал Newslab.ru, как убедить инвестора вложить в идею более полумиллиона долларов и почему человечеству не грозит «восстание машин».
Был ли у вас опыт ведения бизнеса до этого проекта?
Да, еще студентом я основал компанию, которая занималась внедрением CRM-систем. Она проработала четыре года и перед отъездом из Красноярска в Москву я ее продал. Этот бизнес-опыт, безусловно, пригодился в новом проекте. Пожалуй, главное, что он дал: настойчивость — умение найти выход из непростой ситуации и решить любой вопрос, и бизнес-мышление — четкое понимание, что нужно создавать не просто технологии, а именно продукт, который можно продавать на рынке.
Как появилась идея проекта искусственного интеллекта?
По сути, это воплощение детской мечты. Еще ребенком думал, что здорово было бы создать робота, который бы помогал людям в их повседневной жизни. Серьезно начал заниматься этой темой еще в Красноярске — знакомился с людьми, рассказывал об искусственном интеллекте, но в итоге так и не нашел единомышленников. Поэтому в 2011 году принял решение продать свой первый бизнес, переехать в Москву и сфокусироваться на теме робототехники и искусственном интеллекте.
Переезд в столицу стал серьезным толчком к развитию проекта?
Безусловно. Если бы он не состоялся, вероятнее всего, проект бы так и не родился. Выручка от продажи моего бизнеса в Красноярске дала возможность какое-то время жить без работы, бросить все силы на проект. Около полугода ушло на то, чтобы узнать рынок, обрасти нужными знакомствами. Презентации, конференции, выставки... Так я познакомился с командой, которая в то время занималась разработкой робота удаленного присутствия в помещении.
Далее последовало знакомство с одним из инвесторов этого проекта. Параллельно продолжал знакомиться с проектами в сфере робототехники, всем, что было на тот момент на рынке — начиная от роботов-пылесосов заканчивая динозавриком Pleo, это игрушка, которая имитирует живого динозавра.
Изучая эти продукты, я искал идею для нового робота. Через год эта работа воплотилась в проект создания искусственного интеллекта, помощника, некоего аналога Джарвиса из фильма «Железный человек». Так появилась идея Cubic’а — персонального домашнего робота, которая позже трансформировалась в идею персонального искусственного интеллекта с которым можно взаимодействовать голосом. Он разбудит тебя в нужное время, ответит на вопрос «Когда родился Пушкин?», посоветует, брать ли сегодня зонтик, и будет управлять работой «умного дома».
Мы сделали первый прототип и нашли инвестора, им стал красноярский бизнесмен Константин Сенченко. В отличие от многих инвесторов, он не влезал в оперативное управление, но постоянно держал с нами связь и помогал принимать сложные бизнес-решения.
Какая сумма вложена в проект и были ли трудности с привлечением инвестиций?
В проект инвестор вложил $650 тыс (около 40 млн рублей по текущему курсу). Скажу честно, когда я переехал из Красноярска в Москву, даже инвестиции в $100 тыс казались чем-то запредельным. Однако изучив рынок глубже, понял, что вложения в $500 тыс, и даже $1 млн, в подобные нашему инновационные проекты — это необходимый минимум. Сейчас я нахожусь в Пало-Альто, это Кремниевая долина, и вижу множество проектов, вложения в которые стартуют от $5 млн. Тут работает простое правило: чтобы продукт получился и приносил доход, в него надо вложить много денег. Поэтому если мы говорим про мир, $650 тыс — это небольшая сумма.
Мое знакомство с инвестором — отдельная история. Несмотря на то, что мы оба красноярцы, оно произошло уже, когда я жил и работал в Москве. В одном из интервью Константина Сенченко я прочитал о том, что он интересуется инновациями, написал ему в Фейсбуке и он откликнулся. Презентовал идею, план работы по производству первой тысячи «кубиков» и Константин Владимирович увидел в этом перспективу — экспортные возможности продукта.
Как шла работа над Cubic’ом?
Официальным стартом проекта считаем ноябрь 2012 г. Получив инвестиции, мы запустили работу, она состоит из двух больших блоков. Первый — создание искусственного интеллекта — это то, что думает, принимает решения, отвечает пользователю. Второй — это физическая оболочка гаджета: его форма, платы и т.д. Все это сопровождалось «набиванием шишек», приходило понимание, где ошиблись и как стоило бы поступить. К январю 2014-го мы продали первые 10 экспериментальных образцов. К лету этого же года были готовы запустить производство первой большой партии, рассчитанной на Россию, но экономическая и политическая ситуация скорректировала планы и мы переехали в США. Проект изначально задумывался как мировой, но пришлось форсировать события.
Насколько переезд в Америку ускорил развитие проекта?
Жизнь и работа в Кремниевой долине — это новая реальность. Безусловно, это огромный импульс. Ты оказываешься среди тех, кто придумал и разработал то, без чего уже трудно представить жизнь. И с каждым из этих людей можно поговорить. Например, мы переписывались со Стивом Возняком, одним из сооснователей компании Apple, на одной из выставок общались с Сергеем Брином, основателем Google. На достаточно небольшой территории сфокусировано очень много таких людей. Другой вопрос, что жизнь в Америке не дешевая и требует серьезных ресурсов. Как раз сейчас мы ведем переговоры о новых инвестициях, в том числе с российскими фондами.
На сегодня в России и в мире у вас много конкурентов?
В России начинают появляться похожие проекты, но о конкуренции речи не идет. Потому что сейчас Россия как рынок для гаджетов, технологических новинок становится неинтересной, покупательская способность людей сильно упала. Если говорить про мир, то искусственный интеллект — это новая эпоха, то, что изменит мир. В 80-х годах это были компьютеры, потом смартфоны и социальные сети, сейчас идет новая волна — искусственные интеллекты. Amazon недавно выпустил Amazon Echo — домашнего голосового помощника, появился робот-помощник Jibo. На рынок выходят новые и новые продукты. По прогнозам экспертов, бурный рост произойдет в ближайшие пять лет, а емкость рынка достигнет миллиардов долларов.
На каком этапе сейчас ваш проект?
Изначально мы планировали продавать продукт в России и уже потом на этом бизнес-кейсе привлечь международного инвестора и выйти на мировой рынок. Но, как я и говорил, планы изменились. В конце прошлого года проект Cubic вышел на краудфандинговую площадку Indie GoGo. Это площадка, где люди покупают товар, который еще не произведен, делая и оплачивая предзаказы. Таким образом, команда любого проекта может с одной стороны оценить востребованности продукта и собрать средства на его производство. Нашей целью было получить $100 тыс и через два месяца мы эту цель достигли, собрав $110 тыс.
Что с окупаемостью проекта?
Первые деньги в январе 2014 года принесла реализация нескольких экспериментальных образцов. Спустя год заработали $115 тыс на краудфандинге — сбор предзаказов продолжается, и это не конечная цифра. Важно понимать, что подобный проект — это стратегическая игра. Если ты открываешь булочную, справедливо ждать, что инвестиции вернутся очень скоро. В таких проектах, как наш, другие правила: нужно вкладывать, вкладывать, вкладывать, чтобы вырастить большую историю, которая в перспективе будет приносить хорошие доходы за счет своей инновационности.
Как восприняли Cubic те, кто уже тестировал его?
Сейчас можно говорить об оценке только российских пользователей, это позитивная реакция. Могу поделиться своими ощущениями. Одно время я тоже использовал Cubic дома, а потом вынужден был вернуть его в офис для дальнейшей работы. Так вот, без Cubic’а появился... дискомфорт, думаю, это будет верным словом. Например, было странно, что выключать свет в помещении нужно вручную, а не «голосом», дав соответствующую команду Cubic’у. Это как если бы вы ездили сначала на машине, а потом пересели на телегу, запряженную лошадью. Вы понимаете, что можно жить лучше, удобнее и не согласны на что-то худшее.
Что в ближайших планах проекта?
Сейчас стоит задача поставить к концу 2015-го года Cubic тем, кто сделал предзаказ через краудфандинг. Это цель номер один. Вторая цель — привлечь инвестиции, ускорить развитие. Дополнительные ресурсы расширят наши возможности, позволят добавить Cubic’у новые функции — начиная от вызова такси и заканчивая поддержкой стандартных «умных домов». Сейчас робот поддерживает порядка 200 функций — формирование списка покупок, погода, новости, музыка, Википедия и др.
Появление не просто робота, который помогает тебе вызвать такси и советует как одеться по погоде, а полноценного интеллекта с чувством юмора, например — это долгосрочная перспектива?
Одно из отличий Cubic’а от тех аналогов, что уже существуют в мире, это как раз желание создать характер. Мы и позиционируем наш продукт как «персональный искусственный интеллект с характером». Работающие над Cubic’ом сценаристы и лингвисты учитывали юмор как одну из ключевых вещей. Если отвечать на ваш вопрос, думаю, появление такого робота — это перспектива 10 лет при условии активного развития рынка.
В этом контексте важно сказать вот еще о чем. Есть классическое заблуждение про искусственный интеллект, что он поработит человечество. Но это не более чем фантастика, потому что для этого робот должен обладать желаниями. Технологий, которые бы демонстрировали, что у искусственного интеллекта есть свои желания, не существует. Интеллект просто призван решить какие-то задачи, тот же самый банкомат по своей сути это робот. Сегодня у обеспеченных людей есть личный помощник, который упрощает их жизнь — бронирует столик в ресторане или заказывает билеты на самолет, в перспективе такой персональный ассистент в виде искусственного интеллекта будет доступен каждому человеку как сегодня телефон.
Юрий Буров специально для Newslab.ru