Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
«Машины, опередившие время»: как технологии изменили добычу угля

«Машины, опередившие время»: как технологии изменили добычу угля

14.08.2024
2
Источник: Музей истории города Бородино

Первые прорывы в производительности

Сегодня трудно поверить, что Бородинский разрез начинал строиться простыми инструментами — кирками, лопатами и тачками. Первый шаг к механизации был сделан в январе 1946 года, когда на разрез прибыл экскаватор «Костромич». Он прибыл в разобранном виде на санях, которые тянул единственный трактор.

Этот первопроходец, изначально паровой, был переоборудован в электрический и начал рыть свою первую траншею под железнодорожные пути, связавшие разрез со станцией Заозерная. По сегодняшним мерками механизм был крошечным — емкость ковша составляла 0,75 кубометра.

Позже «Костромич» переехал на строительство восточной выездной траншеи. Как рассказывал главный механик разреза Валентин Иванович Зудин, поначалу породу грузили вручную в вагонетки, которые катили по узкоколейке. Позднее на место вагонеток пришли небольшие немецкие вагоны, запряженные сначала ручной лебедкой, а затем и первыми паровозами. Только в 1948-м узкоколейку перестроили на ширококолейные пути.

Спустя год, к началу 1947-го, закончился век «Костромича» — его вытеснили более мощные «Демаг» и «Менк» с двухкубовыми ковшами. Суровые сибирские морозы оказались немецким машинам не по зубам. Тогда им на смену пришли отечественные «Уральцы» и «Ковровцы», а угольный пласт удалось вскрыть экскаватору УЗТМ № 40.

С каждым годом парк техники пополнялся. В 1953 году был запущен первый шагающий экскаватор ЭШ-1, который помог совершить настоящий прорыв в производительности. Благодаря ему объем вскрыши в 1954 году вырос вдвое по сравнению с 1952-м. И не удивительно: машина имела ковш объемом 4 кубометра и стрелы длиной 40 метров.

Эпоха гигантов труда

Новый этап стремительного технологического развития пришелся на 70-80-ые годы. Если совсем недавно машины с ковшами емкостью 4 кубометра казались прорывными, то в эти годы их называли малопроизводительными — в работу включились экскаваторы ЭКГ-8 с ковшами 8 кубометров.

Развивалась и железная дорога — паровая тяга сменилась тепловозной, обновилась путевая техника. Современные буровые станки позволили вести работы по породам с крепкими песчаниками. Пик модернизации случился в 1974 году, когда был утвержден проект реконструкции разреза. Специалисты изучили структуру угольных пород, нашли к ним правильный подход.

В первой половине 70-х наступила новая эпоха Бородинского разреза — на производстве стали активно применять роторную технику. Первым стал экскаватор ЭР-1250 № 53 Донецкого машиностроительного завода, введенный в 1976 году. Николай Иванович Гременчук, старший машинист нового агрегата, поделился в интервью журналу «Огонек» своими впечатлениями.

«Первый роторный экскаватор пришел к нам на разрез в 1976 году. Я лично составлял бригаду, которая его собирала. Машина была совершенно новая, мы на такой еще не работали, поэтому я выбирал самых опытных и ответственных. Мы этого гиганта собирали восемь месяцев», — вспоминал Николай Гременчук.

Следующей роторной машиной стала знаменитая «двойка» — ЭРШРД-5000 № 2. Супергигант встал на забой в декабре 1978 года. Названный горняками «пятитысячником» комплекс добывал, как не трудно догадаться, 5 тысяч тонн угля в час. В отличие от своих предшественников, он мог вынимать угольный пласт одним уступом высотой почти 27 метров.

Материалы по теме

Масштабы машины поражали воображение: роторное колесо диаметром с четырехэтажку, двухметровая лента транспортера, вес почти 4,5 тысячи тонн и высота, сопоставимая с шестнадцатиэтажным зданием.

Сегодня производственный исполин остался лишь в памяти горняков. Отработав верой и правдой 20 лет, ЭРШРД-5000 был торжественно отправлен на заслуженный отдых. Демонтаж этого исполина занял несколько лет и завершился направленным взрывом, который положил громадный каркас на землю. Проводить своего верного труженика пришли ветераны разреза, многие из которых не могли сдержать слез, прощаясь с целой эпохой в истории Бородинского угольного разреза.

Зато его «брата» можно найти на другом предприятии Красноярского края — Березовском разрезе. Там трудится ЭРШРД-5250 — самый крупный экскаватор в России, который не уступает своем предшественнику в размерах.

В конце 70-х годов парк техники Бородинского разреза пополнил мощный экскаватор ЭКГ-12,5, созданный на Ижорском заводе. Эта машина на гусеничном ходу предназначалась для вскрышных работ и погрузки породы в грузовики. Вслед за ним, в начале 80-х, на разрез стали поступать двенадцатикубовые экскаваторы Красноярского завода тяжелого машиностроения.

Появление ЭКГ-12,5 позволило изменить подход к организации отвалов. Если раньше вскрышную породу вывозили за пределы разреза, то теперь отвалы стали размещать внутри выработанного пространства, что значительно сократило расстояния транспортировки.

Настоящей революцией в горнотранспортном комплексе разреза стало появление в начале 80-х экскаваторов ЭРП-2500 и ЭР-1600. Первый ЭРП-2500 был запущен 9 декабря. В процессе сборки экипажи совместно с заводскими специалистами внесли ряд усовершенствований в конструкцию машин, что повысило их надежность и производительность. Эти уникальные экскаваторы и сегодня не имеют аналогов на других разрезах России.

Технологии, опередившие время

Бородинский разрез не стоит на месте, внедряя передовые технологии и подтверждая свой статус одного из лидеров отрасли. Помните ЭР-1250 № 53, который появился в далеком 1976 году? Этот аппарат и сегодня не потерял своих позиций! Правда, с тех пор он сильно изменился.

ЭР-1250 прошел через значительное обновление. Экскаватор обзавелся технологичной системой пожаротушения, новыми пластиковыми окнами и современным креслом-пультом. На смену устаревшей релейно-контакторной системе управления пришла микропроцессорная. Это значит, что на пульт машиниста выводится полная информация о состоянии всех механизмов. Теперь оператор может мгновенно получать данные о любых неполадках и предотвращать возможные поломки.

Обновленный ЭРП-2500 тоже продолжает исполнять свою миссию на разрезе. В 2018 году машина претерпела самое масштабное обновление за всю свою историю: в нем полностью заменили электрооборудование, оснастили его пожарной сигнализацией, светодиодным освещением и системой видеонаблюдения. В результате экскаватор стал более экономичным, а громоздкие щиты управления уступили место компактным шкафам.

Этот гигант способен перерабатывать 2500 тонн горной массы в час. Его высота превышает 30 метров, длина составляет 65 метров, а вес достигает 1860 тонн. Роторное колесо с ковшами вращается вокруг своей оси, захватывая уголь, при этом экскаватор может как выдвигать стрелу с ротором, так и самостоятельно перемещаться со скоростью до 200 метров в час.

Экскаватор ЭР-1600 № 5, появившийся в одно время с предыдущей машиной, ежечасно он извлекать из недр 1100 тонн горной массы. Его четырехметровое роторное колесо оснащено десятью ковшами объемом 190 литров каждый, что позволяет ему эффективно работать на забоях высотой до 20,5 метров.

В результате обновления в 2022 году он стал первым роторным экскаватором, подключенным к новой системе диспетчеризации. Эта инновационная система уже объединяет понизительные подстанции предприятия, а также все электрооборудование и технику.

За 75 лет Бородинский разрез прошел путь от кирки и лопаты до цифровых систем управления многотонными машинами. Каждый этап этого пути был отмечен внедрением передовых для своего времени технологий, которые поражали воображение масштабом и производительностью. «Сибирская угольная энергетическая компания» и сегодня продолжает внедрять инновационные решения, делая ставку на высокую квалификацию своих специалистов.

По материалам книг «Первопроходцы КАТЭКа» М. В. Козмина и «Бородинские горизонты»

Рекомендуем почитать