«Нужно развивать культуру вождения»
Сейчас в Красноярске работают три сервиса кикшеринга (аренды электросамокатов и самокатов с помощью приложения, прим. ред.). Одна фирма зашла в город в 2020 году, две другие — в 2021. Многие красноярцы уже оценили ноу-хау, но пешеходы иногда находят его опасным.
Самое серьезное опасение красноярцев — отсутствие у некоторых пользователей электросамокатов культуры вождения: ездят быстро, не дают пешеходам места на тротуаре и громко сигналят.
«Сложно гулять летом по проспекту Мира, например. Некоторые водители самокатов обруливают пешеходов в последний момент, а ты идешь и не понимаешь, видит ли водитель тебя, или в смартфон смотрит, или музыку слушает? Когда отойти в сторону? Тротуар должен быть для пешеходов, чтобы человек мог идти расслабленно».
Но опасения по этому поводу скоро частично канут в прошлое — в России уже разработали ПДД для электросамокатов и гироскутеров — максимальная скорость для них составит 25 км/ч для транспорта до 35 кг. А в Красноярске уже введено системное ограничение скорости при передвижении на самокатах Whoosh — те же 25 км/ч. Дополнительно установлены «медленные зоны», в которых нельзя ездить быстрее 15 км/ч: это парки, скверы, места с интенсивным пешеходным движением, такие как Центральный парк или сквер имени Чернышевского.
«Средства малой мобильности — это принципиально новый вид транспорта, и в Красноярске даже без развитой инфраструктуры им достаточно удобно пользоваться. Я как человек, который часто ездит на электросамокатах, могу сказать, что за ними — будущее. Ни автобусы, ни автомобиль не сравнятся по удобству с этим видом транспорта в случае, когда нужно преодолеть небольшое расстояние. Однако всем пользователям нужно научиться аккуратно водить электросамокат, понимать, что вы — гости на тротуаре. Нужно развивать культуру вождения», — отметил Илья Будкевич, активист движения «Балконы Красноярска».
Нужно ли водительское удостоверение?
Красноярцы чаще всего используют электросамокат не для веселья, а для поездок на короткие расстояния — или в конфигурации «самокат + автобус». В этой связи возникает вопрос — если это вполне самостоятельный вид транспорта, то нужно ли иметь права, чтобы им пользоваться? Некоторые горожане волнуются и по этому поводу:
«Для управления таким видом транспортного средства хорошо бы иметь водительское удостоверение... но выходит, что в аренду взять электросамокат может любой?»
Отвечаем: если мощность двигателя самоката — менее 250 ватт, то вы считаетесь пешеходом, и получать права не нужно, но ездить можно только по тротуару, велосипедной дорожке или правой стороне обочины. Такие самокаты и арендуют красноярцы для собственных нужд. Однако правила есть.
Как минимум: не перевозить на нем детей или других пассажиров, не пытаться разогнать самокат быстрее, чем это допускается инструкцией по эксплуатации, не пользоваться смартфоном во время движения, а также ездить по тротуару со скоростью пешеходов, то есть встраиваться в поток.
Больше велодорожек!
Электросамокат — это классная вещь для города, развитого для велосипедистов в принципе, а для каждого участника движения, по-хорошему, должно быть припасено свое место. Так, в Москве, где Минтранс пытается включить в дорожное движение нового полноценного игрока — велосипедиста, обеспечив ему безбарьерное пересечение тротуаров и большее количество дорожек, ситуация получше. Но среди красноярцев мы пока встречаем такие отзывы:
«В Красноярске не хватает изолированных транзитных велосипедных дорожек, которые соединяли бы районы. При их наличии, думаю, много кто пересел бы на такой транспорт»;
«Нужно рассредоточить по городу больше велодорожек, как это делается в развитых странах».
«Просто электросамокат как новый вид транспорта нужно развивать: в идеале — чтобы у каждого участника движения была своя дорожка, а в городе с этим есть проблемы, поскольку вопрос зарыт в размытых полномочиях институций. Один их вариантов решения — учитывать возможность появления велосипедных дорожек при реконструкции дорог», — рассказал Илья Будкевич.
Некоторые шаги в сторону развитой инфраструктуры для электросамокатчиков в том числе мэрия предпринимает. Так, в мае этого года мэр Сергей Еремин поручил специалистам рассмотреть варианты проектного решения пешеходного моста, который свяжет набережную проспекта Ульяновский с островом Татышев.
Пешеходный мост позволит связать кропотливо создаваемую систему общественных пространств значительной части левобережья: Гвардейский парк, проспект Ульяновский — территорию Татышев-парка — Вантовый мост — площадь Мира и Левобережную набережную до Николаевского моста. Пешком, на велосипеде, самокате, роликах можно будет пересечь 2/3 города оставаясь в границах зеленой зоны.
150 раз доехать из Англии до Америки? Легко
То, что самокатов с приходом сразу трех сервисов кикшеринга в городе стало много — это факт. Иногда как гром среди ясного неба перед глазами красноярцев оказываются оставленные самокаты — бывает, что пользователи просто не довозят их до места парковки. Но операторы в таких случаях взимают специальный штраф, а их сервисная команда следит за тем, чтобы экотранспорт ждал своего пользователя в предназначенном месте.
Например, только у одного из операторов — компании Whoosh — общий парк на 1 200 самокатов, а зона покрытия сервиса включает районы на левом и правом берегу Енисея, а также остров Татышев. За три месяца с захода фирмы в городе красноярцы проехали более 800 000 километров — это около 150 поездок из Англии в Америку (если бы на самокатах можно было кататься по дну океана). Однако и похвала, и недовольства имеются:
«То, что самокатов к Красноярске много — это, скорее, плюс, потому что всегда можно выхватить какой-нибудь из них в час-пик, пока все стоят в пробках, и с ветерком добраться до места, куда тебе нужно»;
«А мне не нравится, что некоторые люди бросают самокаты по городу».
Проблема с парковками постепенно решается. Во-первых, в сентябре компания Whoosh подписала соглашение с городом, согласно которому в сезоне 2022 года сервис нанесет специальную разметку на всех парковках, что поможет пользователям лучше ориентироваться и оставлять самокаты более аккуратно. Во-вторых, в Красноярске у компании работает сервисная команда, которая контролирует порядок на парковках и при необходимости перемещает самокаты для их равномерного распределения по районам. В-третьих, самое важное — нужно следить за собой, то есть оставлять электросамокат четко на парковке, а не оставлять, натыкаясь на штраф и критику.
«В целом, чем больше парковочных мест, тем больше возможностей для удобного возвращения экотранспорта на места. Очень редко пользователи не могут разобраться с мобильным приложением или парковкой. Тогда мы стараемся подробно всё объяснить и быстро среагировать. Если видим, что человек совершает какое-то нарушение по недоразумению, например, испытывая сложности с парковкой — то стараемся пользователя не штрафовать, подходим к каждому инциденту индивидуально. Если же парковка оказывается неудобной для жителей или владельцев бизнеса, они обращаются к нам, мы рассматриваем их запрос, и если место оказывается объективно не подходящим — переносим парковку», — рассказал представитель Whoosh Денис Балакирев.
«В поездках нужно следить за временем»
Некоторые красноярцы ругают сервисы по аренде электросамокатов за то, что поездка может обойтись в копеечку. Другие же — хвалят за адекватную ценовую политику.
«Стоимость аренды минуты на электросамокате плавает, а вы, не проехав и метра, уже заплатите определенную сумму»;
«Можно сэкономить, разобравшись в тарифах у разных сервисов, и не ехать в жарком автобусе часов в 6 вечера, в том же центре, например».
У оператора BusyFly стоимость поездки зависит от выбранного пользователем тарифа и скорости, а компания Whoosh выставляет ценник с учетом времени суток и спроса. Однако всегда есть возможность сэкономить — найти удобный для себя тариф, раздобыть промокод или организовать поездку на группу.
«Чем больше спрос, тем стоимость аренды самоката выше, но чем ниже спрос — тем, соответственно, дешевле. Если вы решили пройтись по магазину, например, то есть уходите от самоката на продолжительное время — лучше оставить его на парковке, а затем взять новый, чтобы не переплачивать. Всё рассчитано на то, чтобы пользователи следили за временем. От добровольной страховки в нашем приложении можно отказаться, если вы уверены, что с вами ничего не случится. 35 рублей страхуют вас от возможности возникновения ДТП, или если ноутбук выпал из сумки, или в случае, если пользователь наехал на пешехода. Мы предусмотрели различные варианты, чтобы самокат был удобнее для всех — даже тех, кто кто им не пользуется», — подытожил Денис Балакирев.
Снова в школу!
Чтобы научиться пользоваться электросамокатом — то есть понять его устройство, подучить правила пользования и усвоить принципы культурного вождения — нужно потратить некоторое время. Чтобы новички смогли быстро и легко освоиться, а опытные пользователи — освежить свои знания и заполнить пробелы, Whoosh запустил онлайн-школу вождения, где собрал все полезные практики управления электроскутером на одной странице и рассказал о них понятным языком.
В конце обучения пользователя ждет тест, где помимо знания принципов аккуратной езды предусмотрен приз за удачное прохождение — промокод на скидку.
Как бы там ни было, электросамокат — это отличная альтернатива такси и автобусу в жаркий летний день, например. Если кататься адекватно, понимая, что ты на дороге не один, а парковаться в строго отведенной для этого зоне, то для Красноярска — это отличный маст-хэв на долгие годы. А как вы относитесь к сервисам для кикшеринга? Расскажите в комментариях.
Анастасия Гнедчик специально для интернет-газеты Newslab
Опрос
-
Да, с большим удовольствием!32,6%
-
Нет, терпеть их не могу!46,7%
-
Пока не катался, но собираюсь20,7%