«Деньги нужны? Забери их у других!»
На вакансию менеджера активных продаж я наткнулся случайно — клюнул на объявление, обещавшее быстрый заработок для энергичных молодых людей. После звонка и встречи с уставшим начальником оказалось, что в мои обязанности входит не продажа, а презентация услуг, которые потом предоставят другие сотрудники компании. Звучало сомнительно, но я решил попробовать и посмотреть, как дальше дела пойдут.
Первым делом я прошел инструктаж. Схема простая — ты должен впарить (по-другому это не назовешь) как можно больше услуг по ремонту и замене окон. Приезжаешь, общаешься с людьми (то есть, входишь к ним в доверие), а потом «проверяешь» их окна и «находишь» кучу недочетов, без исправления которых они скоро точно развалятся. Аудиозапись своей презентации нужно скидывать в специально созданный для этого чат в Telegram.
Было еще одно важное правило — представляться клиентам нужно было исключительно доверенным лицом «федеральной компании». Для важности, конечно.
Что касается зарплаты, то все зависело от выполнения плана. Предположим, если за месяц половине клиентов ты успешно продал услуги компании, то получаешь оклад 35 тыс. рублей, плюс бонусы. Чем больше продал, тем выше оклад. Дальше возможен карьерный рост — становишься типа бригадиром, рулишь теми, кого смог привлечь работать на компанию. Потом можно даже стать региональным оконщиком.
«Окна целыми не бывают»
Я ездил по адресам, как правило, вместе с 3–4 парнями. В идеале мы должны были за день объехать три адреса, на каждом провести по 2 часа и получить заказы. Но по факту, в среднем, на три дома приходилось по два отказа.
О том, куда и к кому поедем, мы узнавали в течение дня — в чат приходило сообщение с адресом. С клиентами предварительно созванивались и набивались в гости: «Мы — Федеральная оконная компания, проводим акцию по бесплатной проверке и диагностике окон». А кто от халявы откажется?
Весь прикол еще в том, что в любой оконной конструкции можно найти недостатки и выдать их за что-то страшное — было бы желание. «Здесь уплотнитель слабый, тут ручка старая, смотрите — окно „косит“, нужно менять ролик!». Чаще всего можно начинать с того, что подходишь к окну, открываешь его и говоришь: «О-о-о, да, у вас ручка вот-вот сломается!..»
Человек верит и заказывает эту ручку, которая обходится ему больше, чем в 1000 рублей, но мало чем отличается от ручки за 300 рублей из любого строительного магазина.
«А как мне теперь до пенсии дожить...»
Конечно, бывали и очень стыдные случаи. Однажды ездили в какой-то поселок под Красноярском, чтобы проверить целую улицу. Первый дедушка сразу просек, в чем дело, и не выслушав нас, зарядил: «Ребята, что вам тут надо?! Какая еще к черту оконная компания?». Такое случается — некоторые клиенты как-то чувствуют, когда их хотят обмануть. Всю презентацию дед то и дело заводил свою шарманку: «А кто вы такие?», «А где документы?» и так далее. В общем, так мы и ушли ни с чем.
Кстати, по инструкции, из документов я должен предъявлять паспорт и доверенность, в которой, кажется, даже печати и подписей не было. Но обычно люди верят любой корочке — советская привычка.
В том же поселке зашли в соседний дом к женщине и начали разговор по стандартной схеме: «Что вас беспокоит, какая пенсия нынче, приезжают ли внуки...». Втирались в доверие. Естественно, пожилые люди на это ведутся — на то и расчет. За 40 минут договорились о замене разных деталей, хозяйка дала нам задаток, потом даже покормила, а её муж подвез до следующего адреса. Не знаю насколько качественно, но на следующий день все работы у них провели. Тут у нас всё без обмана — если развели на услуги, то их, конечно, окажем.
«Может, займете у кого?»
Навсегда запомню день, когда однажды приехали в частный дом в Покровке, а дверь нам открыл пожилой цыган без руки. Еще там была внучка, которая всё время спала, и бабушка на стуле, которая не двигалась, только молча мотала головой.
Проблему долго искать не пришлось — у них было вогнутое окно, которое у нас стоило около 8 тыс. рублей. Денег не было. Дошло до того, что парни начали говорить: «Ну, поищите! Может быть, займете у кого?». В общем, базар совершенно левый начался, и мне стало жутко неловко — я же видел, как бедно они живут. Но и парней я тоже понимал — они пришли деньги зарабатывать, а не благотворительностью заниматься. Выжимать клиентов надо было.
В очередной раз я осознал, как низко могут пасть люди, когда мы оказались дома у жутко пьяной женщины. Заходим в квартиру, чувствуем все эти ароматы и видим, как на полу преспокойно спит ее пьяный муж. Голый. А за ширмой лежит очень старая бабушка. Но это были цветочки. Женщина заплетающимся языком начала объяснять, что у нее нет денег на ремонт окна, а его надо непременно починить, так как она срочно продает квартиру, как только та бабушка в соседней комнате — ее мать — сегодня умрет. Так она решила почему-то. И мы сидели, слушали эти пьяные бредни, и я чувствовал, как внутри меня тоже что-то медленно помирает.
Другая бабушка однажды долго читала нам стихи собственного сочинения. Она заказала ремонт окна, потому что у нее створка и правда могла в любой момент прямо на нее упасть. Рассказывала об одиночестве и внуках, которые про нее совсем забыли. Собралась платить залог, 1500 рублей, достала кошелек и начала считать деньги. Я смотрю — там всего 4500 рублей, она их перебирает и шепчет: «Как же мне теперь до пенсии дожить...». Но всё равно отдала нам эту «полторушку».
Как всё закончилось
Долго я в этой компании не продержался — всего месяц и отработал, толком даже ничего не получил. Да и увольнение я никак не оформлял, потому что трудоустройство было неофициальное. Однажды я просто не пошел на работу, потому что проснулся и понял — хватит с меня этой жести.
И я бы не сказал, что дело в угрызениях совести — просто для того, чтобы начать там прилично зарабатывать, нужно было еще пару месяцев раскручиваться, а у меня столько тупо не было. Вообще, ребята-напарники хвастались, что меньше 30 тыс. рублей в месяц не получают, но учитывая, что там постоянная текучка, в это не очень-то верилось.
Беседовала Анна Калюта специально для интернет-газеты Newslab.ru