Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
>
Тема

Депутаты инициируют бессрочное действие ФЗ о приватизации государственной и муниципальной собственности

Депутаты Законодательного Собрания края рассчитывают на федеральном уровне инициировать бессрочное действие ФЗ о приватизации государственной и муниципальной собственности.

Об этом стало известно 22 июля в ходе заседания «круглого стола» по итогам реализации ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Как сообщил прессе председатель комитета ЗС по экономполитике Михаил Васильев, закон принят два года назад. «У нас есть информация по краю, в отдельных территориях работа по реализации закона шла успешно, но в отдельных территориях дела шли не очень хорошо. По просьбам огромного количества предпринимателей, не успевших попасть в эти сроки, до 2013 года продлены особые порядки приватизации, что не может не радовать предпринимательское сообщество. Заксобрание края также намерено в октябре продлить действие закона на краевом уровне как минимум до 2013 года», — сказал Васильев.

Суть закона прессе пояснил сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков. «Речь о том, что местное самоуправление обязано по закону продать то имущество, которое им не нужно для выполнения их функций. А это означает, что все парикмахерские, предприятия бытобслуживания — все те помещения, которые были арендованы у муниципалитетов, — должны быть проданы. А как продать? Продают с аукциона, а это значит, что каждый человек, имеющий деньги, может запросто купить имущество, которое принадлежит парикмахерской, а после этого начинать за счет арендной платы жить, как рантье. Для того, чтобы этого не происходило, был принят закон, в котором даны льготные условия этим малым предприятиям, для того, чтобы они могли выкупить это имущество. Появилась рассрочка, преимущественное право для них и так далее. Вот их продлили до 2013 года», — сказал Новиков. Он добавил, что ЗС края вышло с инициативой предоставить малым предприятиям эти преференции бессрочно. «То есть до тех пор, пока не продастся это имущество, до тех пор малые предприятия пользуются этим преимущественным правом», — сказал Новиков.

Между тем, в ходе заседания «круглого стола» стало ясно, что на территории края ФЗ о приватизации государственной и муниципальной собственности в крае должным образом пока не работает. Озвученные чиновниками цифры по переданным малому бизнесу муниципальным помещениям оказались незначительными. Так, по информации замруководителя агентства по управлению госимуществом Дмитрия Катышева, по итогам работы за три года, с 2008 по 2010 год, из краевого имущества передано лишь 11 объектов на сумму 111 млн. рублей, со средним сроком рассрочки 5 лет. По муниципальным образованиям заключено 280 договоров на сумму 1,35 млрд. рублей, в среднем на 4 года, зарегистрировано 59 отказов в передаче имущества. По информации руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений Евгения Кирилюка, на 2008 год в Красноярске подлежало приватизации 730 объектов. «За три года работы поступило 442 заявления о передаче имущества, по 277 предоставлено право выкупа помещений, по 46 заявлениям отказано. 82 заявления отозваны заявителями с рассмотрения.

На данный момент по рузультатам проведенной работы заключено 197 договоров купли-продажи на 1,161 млрд. рублей. Фактически в бюджет года поступило 289 млн. рублей, оставшаяся сумма будет поступать в течение 5 лет», — отчитался Кирилюк.

Кирилюк добавил, что «неожиданным» для администрации стал вопрос с реализацией подвальных помещений. «Их департамент муниципального имущества сдавал с 2000 года, в 2005 году по жилищному кодексу подвалы стали собственностью многоквартирного жилого дома, и нам регпалата отказывала с регистрацией подвальных помещений. Но в последнее время практика изменилась, и росреестр регистрирует подвальные помещения», — сказал Кирилюк.

Это удивило сенатора от Красноярского края Вячеслава Новикова. «Подвалы ведь и в действительности являются собственностью жителей многоквартирных домов. Как вы выкрутились с подвалами?», — поинтересовался он у у Кирилюка. Тот пояснил, что в собствености жителей находятся подвальные помещения, в которых проходят инженерные коммуникации (трубы, боойлер и т.д.) и на такие помещения администрация и не претендует. Сдаются те помещения, где никаких коммуникаций нет.

Еще одна острая проблема, озвученная в ходе заседания — это завышенная продажная стоимость передаваемых объектов, назначаемая муниципальными образованиями, которые сейчас и наделены полномочиями по оценке объектов. По словам председателя Совета предпринимателей Железногорска Натальи Ботовой, цены за счет включения налога на добавленную стоимость искуственно увеличиваются, зачастую на несколько млн. рублей.

Председатель комитета ЗС по экономполитике Михаил Васильев в связи с этим замечанием рассказал о законодательной инициативе, которую выдвигает общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Суть предложения организации в том, чтобы оценку объекта проводил не орган муниципального самоуправления, а сам арендатор. Однако эта иницатива вызвала дружный смех других участников круглого стола, среди которых, помимо членов комитета по экономполитике, присутствовали представители администрации и Горсовета Красноярска, представители бизнеса. В связи с этим Васильев процитировал слова выступавшего ранее руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений Евгения Кирилюка. «Я Кирилюка за язык не тянул, он сам сказал: „кто платит, тот заказывает музыку“. Тем самым признав, что музыку в этом вопросе заказывает именно администрация», — констатировал Васильев.

Ранее, общаясь с прессой, Васильев отметил, что «муниципальные чиновники держатся за муниципальную недвижимость, как за возможность пополнения собственного бюджета». «Я не говорю сейчас про криминальные вещи, когда пополняют собственный карман, этим пусть занимаются правоохранительные органы. Я рассуждаю с точки зрения вхождения в их положение. Действительно, у большинства муниципалитетов очень плохонькие бюджеты и для них использование такого рода имущества как источника для пополнения бюджета понятно и объяснимо. Но с другой стороны каждый муниципалитет должен понимать, что рано или поздно ему придется отказаться от использования такого не очень эффективного способа зарабатывания денег в пользу развития предпринимательства, которое дает намного больший экономический эффект», — заключил Васильев.

Подводя итог обсуждению и прозвучавшим на круглом столе цифрам, Васильев констатировал, что внятной статистики по реализации закона как на территории края, так и на територии всей страны нет. «Надо признать, что пока ФЗ 159 не исполнил в полной мере своих функций. Либо закон плохой, либо исполнение хромает», — заключил Васильев.

Материал подготовлен при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края