19 ноября в Красноярске состоялась очередная сессии Законодательного Собрания Красноярского края. В повестке заседания, на котором присутствовали 38 народных избранников, было почти 80 вопросов. Началось оно с того, nxj спикер парламента Дмитрий Свиридов вручил депутату Владимиру Фокину благодарность председателя Госдумы России за вклад в развитие законодательства и парламентаризма в Российской Федерации, а затем члены Заксобрания вспомнили ушедшего из жизни ровно два года назад своего коллегу Алексея Клешко.
«Повестка заседания очень насыщенная, основной вопрос — о проекте закона „О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов“. Сегодня мы его рассматриваем в первом чтении. Рассмотрение во втором чтении предполагается провести 10 декабря, соответствующие публичные слушания — 26 ноября, с максимально ограниченным количеством участников. Как и при проведении предыдущих слушаний на нашем официальном сайте будет вестись прямая трансляция. Ее смогут посмотреть, послушать представители органов местного самоуправления, которые информированы об этом, а также представители иных категорий наших традиционных участников, затем направить свои предложения. Завершающее в этом году заседание сессии запланировано на 24 декабря», — сказал Дмитрий Свиридов.
Традиционные вопросы и экономика
В первой части заседания депутаты традиционно назначали судей, а затем приняли целый ряд изменений в Уставные законы региона. Блок из пяти документов, регулирующих выборное законодательство — выборы и отзыв губернатора, выборы в краевой парламент и органы местного самоуправления, а также проведение референдумов — представил заместитель председателя избирательной комиссии Красноярского края Александр Попов. После продолжительных дебатов с участием Егора Бондаренко, Александра Глискова и Петра Медведева изменения в законы приняли в первом чтении.
Также в первом чтении депутаты согласовали прогнозный план приватизации на три года. В него включены 5 нежилых зданий в Красноярске, оптику № 20 на проспекте Мира преобразуют в непубличное акционерное общество, 100% акций которого будет находиться в государственной собственности. Также в качестве вклада в уставный капитал акционерных обществ предлагается: движимое имущество «Платинум Арена», сооружение и два земельных участка в Рыбинском районе Красноярского края, которые войдут в уставный капитал АО «Автоспецбаза» для обеспечения деятельности полигона твердых бытовых отходов, а также газобалонные установки и сооружения тепловой сети, в Богучанах — они перейдут в уставный капитал «Красноярсккрайгаз».
Экономический блок вопросов депутаты продолжили обсуждением изменения краевого налога на имущество, патентной системы налогообложения, увеличения норматива отчислений с «упрощенки» в местные бюджеты и налоговые льготы для бизнеса при переходе с ЕНВД на «упрощенку». Также они решили увеличить ежемесячный авансовый платеж с трудовых доходов иностранных граждан по патенту до 4 758,5 рублей.
В центре внимания — бюджет
Главным вопросом сессии стало обсуждение бюджета 2021 года и планового периода 2022-2023 года. Его внесли в краевой парламент 15 октября. С этого момента уже прошло «нулевое чтение» — первоначальное обсуждение проекта бюджета вместе с исполнительной властью, а также обсуждение профильных программ на комитетах. Депутаты собрали предложения к главному финансовому документу края, и на их основе правительство подготовило поправку. Она увеличила доходы бюджета на 10,5 млрд за счет поступлений из федерального бюджета, расходы возросли на 13 млрд рублей, включая 2 млрд рублей из краевого бюджета.
Таким образом, бюджет 2021 года и планового периода 2022-2023 годов будет иметь следующие параметры:
Законопроект сформирован на основе утвержденных краевым правительством 22 госпрограмм и 8 отраслевых программ, его представил на рассмотрение депутатам министр финансов края Владимир Бахарь. По его словам, в приоритетах бюджетной политики остаются прежние задачи — реализация национальных проектов, содействие устойчивому развитию муниципалитетов, стабилизация государственного долга, а также добавляются новые, например, совершенствование налоговой политики.
В целом, несмотря на объективные трудности, отметил министр, бюджет остается сбалансированным, обеспечивает реализацию всех стратегических задач и социальных обязательств.
В бюджете Красноярского края учтены около 90 таких обязательств, а также на следующий год учитываются дополнительные. Среди них повышение размеров оплаты труда «указным» категориям работников бюджетной сферы (около 3,5 млрд рублей), региональные выплаты, обеспечивающие уровень зарплаты работников бюджетной сферы не ниже МРОТ (1,2 млрд), введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей и школах (2,8 млрд), ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет (1,9 млрд), дополнительные средства дорожного фонда Красноярского края (1,6 млрд), подготовка к 200-летию города Минусинска (729 млн), переселение граждан из аварийного жилищного фонда (532 млн), обеспечение горячим питанием обучающихся начальных классов (483 млн), ежемесячные денежные выплаты на третьего ребенка или последующих детей до трех лет (353 млн), оказание господдержки на основании социального контракта отдельным категориям граждан (273 млн).
Также в бюджете заложено около 26 миллиардов на строительство объектов социальной сферы в течение трех лет — 10 детских садов, 14 школ, начнется проектирование еще одной школы, завершится разработка проектно-сметной документации здания для Красноярской Мариинской женской гимназии, запланировано строительство 18 объектов здравоохранения, 9 спортивных объектов и 9 объектов культуры.
Самые финансовоемкие расходы на 2021-2023 годы:
Депутаты задали вопросы министру финансов. Так, Виктор Кардашов интересовался зарплатами педагогов, Николай Креминский спросил о поддержке малых городов, в частности, Канска. Илья Зайцев попросил объяснить, что ожидать медикам края о дальнейшей пролонгации краевых выплат за работу в красной зоне. Александр Бойченко призвал комплексно рассмотреть расширение социальной поддержки медицинских работников, Егор Бондаренко поинтересовался финансированием учреждений культуры края.
Председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко отметил, что ко второму чтению расходы на здравоохранение и соцподдержку еще будут уточняться, а председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова призвала депутатов направлять ко второму чтению депутатские предложения к бюджету по конкретным вопросам. Петр Медведев обозначил необходимость достаточного финансирования и контроля за исполнением финансовой дисциплины при подготовке к юбилею Минусинска.
Депутат Павел Семизоров подчеркнул, что в бюджете необходимо отразить финансовые мероприятия на развитие Норильска как в рамках постановления Совета Федерации, так и в статьях регионального бюджета. Александр Глисков предложил правительству сбалансировано финансировать реставрацию объектов культурного наследия в городе Минусинске с другими мероприятиями, а председатель комитета по промышленности, транспорту и связи Владимир Демидов обратил внимание на важность увеличения финансирования дорожной отрасли края.
По всем вопросам Владимир Бахарь дал ответы, а председатель комитета Владимир Чащин рекомендовал проработать предложения депутатов в профильных комитетах и направить их в комитет по бюджету. По результатам голосования бюджет края был принят в первом чтении.
Доклад депутатской комиссии по ситуации в Норильске
Во второй части сессии депутаты заслушали доклад комиссии о причинах и последствиях разлива нефтепродуктов из резервуара ТЭЦ-3 в Норильске. Расследование длилось 3 месяца, члены комиссии выезжали на место ЧП. На заседании сессии депутат Виталий Дроздов, возглавлявший ее работу, выделил 5 направлений, по которым шло расследование: оценка причин и последствий, размер причиненного ущерба; анализ того, как соблюдалась техника промышленной безопасности и порядок ликвидации аварии; оценка влияния чрезвычайной ситуации на биологическое разнообразие и хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов Севера; оценка бюджетных рисков. Дроздов отметил, что с момента завершения доклада поступило много новой дополнительной информации. Ростехнадзор завершил расследование причин аварии. Было принято постановление Совета Федерации, в котором частично отражены предложения комиссии депутатского расследования. Тем не менее, по мнению докладчика, документ должен стать отправной точкой для дальнейшей работы депутатского корпуса совместно с другими органами власти.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Семён Пальчин сообщил, что климат Крайнего Севера за последние десятилетия значительно изменился. Это ведет к снижению биологического разнообразия региона и угрожает традиционному образу жизни на Севере. Он перечислил ряд мер, предпринятых компанией «Норникель» после аварии. Так, была организована Большая норильская экспедиция, которая занялась изучением экологической среды Севера. Был утвержден план содействия социально-экономическому развитию всего Таймырского Долгано-Ненецкого района. Заключено соглашение с общественными организациями коренных малочисленных народов Севера.
Ведущая роль в этих процессах должна быть у исполнительной и законодательной власти края. В связи с чем уполномоченный напомнил, что на протяжении целого ряда лет он неоднократно обозначал перед властью региона экологические проблемы Таймыра, в том числе в своем ежегодном докладе.
Позицию Совета Федерации представил Валерий Семенов. Он отметил, что при подготовке постановления Совет Федерации в первую очередь опирался на собственное мнение, которое во многом сложилось после выезда в Норильск. Сенатор подчеркнул роль депутатов Государственной Думы от Красноярского края при подготовке постановления Совета Федерации, в частности в том, что в него вошли вопросы о формате возмещения бюджету края возможных потерь.
По словам Валерия Семенова, средства, выплаченные компанией, все равно вернутся в край, но уже вместе с целевой программой, разработанной Минприроды РФ. Сенатор также высказал несколько предложений. Так, Законодательному Собранию края необходимо усилить парламентский контроль над ситуацией и консолидировать усилия всех структур по выполнению постановления Совета Федерации. А именно: составить планы совместных действий с правительством края, представителями федеральных надзорных органов в крае; принять участие в подготовке нового соглашения между правительством Красноярского края, компанией «Норникель» и администрацией Норильска, которое должно быть заключено в феврале 2021 года.
Свое мнение по поводу доклада озвучила Людмила Магомедова, сказав, что документ во многом субъективен. Например, расследованием причин аварии и определением ответственности должны заниматься соответствующие федеральные государственные структуры. Депутатам же необходимо принять доклад к сведению и сосредоточиться на дальнейшей работе.
Также в обсуждении вопроса приняли участие многие другие депутаты. В том числе прозвучало мнение, что нельзя «зацикливаться» только на Норильске, проблемы экологии края надо рассматривать в комплексе, увеличивая финансирование на это направление.
Депутат Валерий Вэнго высказался за необходимость отдельной программы, которая бы охватывала не только Норильский промышленный район, но и весь Таймыр. Поскольку ухудшение экологической ситуации на северных территориях края связано не только с произошедшей аварией, но и деятельностью целого ряда предприятий различного профиля, расходы регионального бюджета на поддержку Красноярского Севера должны расти.
Резюмировал обсуждение председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов: «Деятельность комиссии завершена. Теперь же мы подошли к черте, за которой предстоит дальнейшая большая работа. Мы закрепим постановление Совета Федерации за нашими комитетами. Учтем предложения, высказанные Валерием Семеновым, в нашем постановлении Законодательного Собрания. Его проект сейчас дорабатывается, он будет обсужден и вынесен на заседание сессии».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.