VI сессия Законодательного Собрания Красноярского края
На третьем заседании VI сессии Законодательного Собрания края депутаты рассмотрели около 20 вопросов. Открывая заседание, председатель краевого парламента Александр Усс прокомментировал обращение президента РФ Владимира Путина от 18 марта, после которого был подписан договор о включении Крыма и Севастополя в состав России. Усс дал высокую оценку обращению главы государства, отметив убедительность юридических, исторических и морально-политических аспектов.
Внеся небольшие изменения в повестку заседания сессии, депутаты перешли к выступлениям. Сергей Зяблов затронул тему финансирования дорожной отрасли. Спикер парламента заметил, что 3 апреля на сессии будет заслушан ежегодный отчет губернатора, и важнейшим элементом его выступления как раз должно стать состояние краевых финансов.
Павел Семизоров сделал заявление в адрес правоохранительных органов по поводу инцидента, произошедшего в Норильске и растиражированного в интернете: «Речь идет о доверии к правоохранительным органам. Хамство в отношении полицейских было неслыханным, а виновника задержали всего на сутки. Если нам надо поднять авторитет правоохранительных органов, такие вещи нельзя оставлять безнаказанными».
Петр Медведев обратил внимание на бедственное положение бывших работников Дивногорского завода низковольтных автоматов. Люди ищут правды в прокуратуре, поскольку им до сих пор не погасили долги по зарплате. «Нельзя затягивать этот вопрос, надо его решать», — призвал парламентарий. После этого депутаты приступили к обсуждению вопросов повестки.
Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов выступил с докладом «О проблемах реализации конституционных прав и свобод граждан на территории Красноярского края в 2013 году».
Доклад составлен на основе обращений жителей края, поступивших в адрес омбудсмена через почтовую связь, на личных приемах Уполномоченного и его помощников, при посещении учреждений уголовно-исполнительной системы, а также во время выездных приемов и встреч с различными категориями населения в районах и городах края. Всего в аппарат Уполномоченного в 2013 году поступило 2214 жалоб и обращений. Это на 6,31%, или на 149 обращений меньше, чем в 2012 году. На 10% сократилось количество индивидуальных письменных обращений.
Продолжилась тенденция снижения количества жалоб, связанных с нарушением жилищных прав, прав осужденных в уголовно-исполнительной системе и прав на судебную защиту, справедливое судебное разбирательство. О нарушении своих прав на достоинство, свободу и личную неприкосновенность сообщили 7,3% заявителей. Это почти на 18% меньше, чем в 2012 году.
Анатолий Быков напомнил о недавних вопиющих случаях, когда два человека в крае погибли из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи, ожидая приезда «скорой». Всеволод Севастьянов поднял вопрос об уголовной системе, спросив Марка Денисова, как он смотрит на то, чтобы организовать публичные слушания по этой теме. Уполномоченный идею поддержал. Также парламентарии обсудили ситуацию, когда главам территорий за просчеты при выполнении должностных полномочий назначаются штрафы, которые те оплачивают из местного бюджета.
Вице-спикера краевого парламента Алексея Клешко заинтересовало, как было выполнено постановление Законодательного Собрания по итогам прошлогоднего доклада Марка Денисова. Там, в частности, была дана рекомендация создать единую базу данных по обращению граждан. «Почему не получилось создать эту базу? Кто помешал вам это сделать?» — спросил Клешко. Уполномоченный согласился, что задача выполнена не была: «Три года кочует эта тема, взаимодействие с Законодательным Собранием есть, с Правительством края и администрацией такого взаимодействия нет». Клешко такой ответ не устроил, и он спросил еще раз: «Кто конкретно мешает? В ком камень преткновения?» Тогда Марк Денисов, не называя имен и фамилий, уклончиво пояснил, что «это те, кто владеет обработкой такой информации» и пообещал не опускать руки, приложить все силы и продолжить работу, продвигать создание единой базы обращений.
Свои вопросы омбудсмену задали Роман Гольдман, Валерий Сергиенко, Александр Дьяков, Артем Черных, Юрий Швыткин. Людмила Магомедова посоветовала конструктивнее работать с коллегами в Государственной Думе, избранными туда от края, отправить им доклад для ознакомления. Первый вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов поддержал коллегу: «Аппарат Уполномоченного следует использовать и на федеральном уровне». Свои мнения и пожелания высказали Виктор Кардашов и Борис Мельниченко.
«Сейчас новый федеральный закон о МСУ примут — и всё, похороним его, не создав, — сказал Михаил Козлов. — У нас формат публичных слушаний оптимален; мне кажется, надо их до парламентских каникул провести на эту тему и бить в колокола, направлять в Федерацию свое мнение».
Алексей Клешко призвал коллег «не путать интересы населения и политические шанежки»: «В органах местного самоуправления ключевая проблема сегодня — это финансовая недостаточность МСУ. И от того, как рассядутся товарищи из партии, вопрос не решится. По Красноярску: 16 миллиардов городской бюджет, а недофинансирование полномочий — на что реально не хватает денег — 12 миллиардов! И это только по одному Красноярску, где еще работают предприятия, малый бизнес. Да, структуру МСУ надо обсуждать. Только я призываю не с партийных колоколен это оценивать, а с точки зрения организации жизни населения».
«Проблемы местного самоуправления мы должны обсуждать серьезно в краевом масштабе, в том числе и на публичных слушаниях, — взял слово Александр Усс. —Помимо публичных слушаний хочу предложить такой формат обсуждения: на заседаниях сессий Законодательного Собрания сделать что-то типа часа местного самоуправления, куда будем приглашать людей с мест, которые бы рассказывали и о частных трудностях на конкретной территории, и о системных проблемах, которые есть в крае, для дальнейшего их решения».
Следующее заседание сессии краевого парламента планируется провести 3 апреля. На нем будет принято постановление Законодательного Собрания, в котором аккумулируют предложения и рекомендации, прозвучавшие сегодня от депутатов, а также те, что поступят позже, для дальнейшего совершенствования условий обеспечения соблюдения прав и свобод граждан края.
На сессии с отчетом перед депутатами выступила министр инвестиций и инноваций края Ольга Рухуллаева. По ее словам, в соответствии со Стратегией инновационного развития Красноярского края до 2020 года обозначены 13 направлений для формирования технологических платформ, которые являются приоритетными. В этот процесс активно вовлечены вузы, научные организации, промышленные предприятия, а также министерства. Кроме того, в крае создан Сибирский научно-образовательный консорциум. Это ассоциация, объединяющая научно-образовательные учреждения, промышленные предприятия и субъекты инновационной инфраструктуры. Консорциум содействует созданию региональных технологических платформ, организует взаимодействие с крупными компаниями по формированию заказных инноваций и подготовке кадров.
Затраты компаний края на технологические инновации составили в 2011 году 19 млрд 643,9 млн рублей, что в 2,44 раза больше, чем в 2009 году. Доля затрат, направляемых на исследование и разработку новых продуктов, возросла с 5,5% до 30,2%. В Железногорске создан кластер инновационных технологий, ориентированный на развитие ядерных и космических технологий. Сформирован реестр научно-технических разработок, ведется планомерная работа по пропаганде достижений в этой сфере. Объем средств, вложенных в научные разработки, возрос на 30%. В рамках развития кластера инновационных технологий в Железногорске реализуется проект создания и развития промышленного парка, который представляет собой комплекс производственно-технических объектов, создаваемых для реализации высокотехнологичных бизнес-проектов. Промышленный парк выступит основной производственной площадкой для реализации проектов кластера.
Развитие промышленного парка позволит к 2015 году построить первый производственный корпус и запустить новые производства, которые будут ориентированы на космическую отрасль. Кроме того, в промышленном парке планируется размещение ряда межотраслевых высокотехнологичных малых предприятий, реализующих проекты в строительстве, энергосбережении, медицине, химической промышленности.
Рассказала министр и о комплексном инвестиционном проекте «Ангаро-Енисейский кластер». Общая стоимость этого масштабного проекта, рассчитанного на 2012–2021 годы и реализуемого на принципах государственно-частного партнерства, достигает 272,1 млрд рублей. Из них 216,4 млрд составят собственные и заемные средства частных инвесторов, 45,7 млрд — средства Инвестиционного фонда РФ, 10 млрд — средства краевого бюджета (из них 7 млрд пойдет на строительство и реконструкцию автодорог и мостовых переходов). Проект предполагает создание на территории края ряда крупных промышленных объектов. Планируется построить горнодобывающие и перерабатывающие предприятия, Нижнеангарскую ГЭС на реке Ангаре (ранее она была известна как Мотыгинская).
Затем министр культуры Елена Паздникова рассказала о состоянии дел в отрасли в 2013 году. «Министерство культуры использует все возможные механизмы для сохранения в крае единой системы обеспечения конституционных гарантий и прав граждан в области культуры. В 2013 году на поддержку муниципальной культуры только в рамках реализации двух долгосрочных целевых программ и социокультурных проектов из средств краевого бюджета было направлено 167 млн рублей. За период с 2010 по 2013 годы — почти 700 млн рублей. В числе механизмов также денежные поощрения лучшим работникам отрасли и многое другое», — пояснила Паздникова.
Принимаемые министерством меры позволяют сохранять положительную динамику почти на всех стратегических направлениях развития культуры края. В 2012 году по результатам Всероссийского конкурса «Лучшая практика деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры» министерство культуры края было награждено дипломом I степени в группе регионов со средней и умеренной сбалансированностью консолидированных бюджетов.
Также по словам министра, 2014 год будет ознаменован рядом крупных культурных событий, посвященных как Году культуры, так и юбилейным датам региона — 80-летию Красноярского края, 90-летию со дня рождения В. П. Астафьева, 125-летию краеведческого музея. Кроме того, пройдет несколько международных мероприятий — музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, фестиваль «Мир Сибири», форум «Балет ХХI век» и ряд других масштабных акций.
Депутаты рассмотрели изменения в Закон края «О предоставлении социальных выплат на оплату процентной ставки по кредитам, привлеченным гражданами, имеющими четверых и более детей, на улучшение жилищных условий». Инициатор поправки — вице-спикер Алексей Клешко. Законопроектом вводится норма о том, что одним из условий реализации права на получение социальной выплаты является наличие хотя бы у одного из членов семьи получателя социальной выплаты трудового стажа не менее пяти лет в организациях, перечисляющих налоги в бюджет Красноярского края.
Во втором чтении были приняты и изменения в Закон «О системе наград Красноярского края». Перечень региональных официальных наград дополнен юбилейным почетным знаком «80 лет Красноярскому краю». Им будут награждаться те, кто ранее уже удостаивался иных краевых наград, — за заслуги в области государственного и муниципального управления, экономики, науки, культуры, искусства, просвещения, образования и воспитания, укрепления законности, охраны здоровья, развития спорта, предпринимательства и иные.
Депутаты в первом чтении рассмотрели законопроект, который вносит изменения в ст. 1.1 Закона «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Как доложил начальник управления территориальной политики губернатора края Сергей Чистов, документ учитывает изменения федерального законодательства и снимает имеющееся в старой редакции ограничение по выбору избирательной системы для тех муниципальных образований, где численность депутатов представительного органа превышает 20 человек. Действующая до сих пор редакция предусматривала, что не менее половины депутатских мандатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями. Предлагаемая поправка дает право муниципальным образованиям в уставе самим определить, какая из трех существующих систем (мажоритарная, пропорциональная или смешанная) будет применяться на конкретной территории.
Вице-спикер краевого парламента, председатель профильного комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко пояснил коллегам, что закон дает право муниципалитетам самостоятельно выбрать одну из избирательных систем, в том числе и ту, с которой они жили все эти годы.
На сессии депутаты приняли во втором чтении проект закона «О внесении изменений в Закон края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». Он дополняется двумя новыми статьями: мероприятия, направленные на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения; компенсация части произведенных и не возмещенных в 2013 году затрат, связанных с приобретением изделий автомобильной промышленности, тракторов и сельскохозяйственных машин.
Также вносятся изменения в ряд статей в целях приведения краевого закона в соответствие с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд«;исключается ограничение на получение субсидий по компенсации части затрат и по наращиванию поголовья северных оленей, и на содержание маралов одновременно;вносятся изменения в ст. 172 закона края, которые позволят компенсировать часть затрат по подготовке низкопродуктивной пашни под урожай будущего года на фактически подготовленную площадь пашни.
Председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Валерий Сергиенко отметил, что между первым и вторым чтениями в законопроект были внесены изменения с учетом замечаний экспертно-правового управления краевого парламента и Счетной палаты: «Произошло историческое событие в законотворчестве края. Впервые от исполнительной власти края получено положительное заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативно-правового акта».
«Хочу предупредить депутатов, что поправки, которые были учтены при доработке, могут привести к увеличению расходов краевого бюджета, поскольку снимаются ограничения на получение субсидий. Законопроект увеличивает объем принимаемых обязательств, следовательно, потребует корректировки главного финансового документа», — подчеркнула начальник экспертно-правового управления Светлана Мигаль.
«В результате может повториться ситуация с закупкой новой техники для предприятий АПК, — напомнил первый заместитель председателя Законодательного Собрания Валерий Семенов. — Тогда краевой бюджет полностью выполнил обязательства, но крестьяне остались недовольны».
По предложению Семенова краевые парламентарии протокольно направили в правительство края обращение обязать министерство сельского хозяйства и продовольственной политики разработать соответствующий регламент по финансированию программ и не включать дополнительные обязательства сверх утвержденных краевым бюджетом.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края