Итоги пятого заседания шестой сессии Законодательного Собрания Красноярского края
29 мая состоялось пятое заседание шестой сессии Законодательного Собрания края. В повестке около 80 вопросов. Поприветствовав коллег, председатель Законодательного Собрания Александр Усс напомнил о событиях на Украине и о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Спикер сказал, что сегодня в зале заседаний присутствуют представители патриотических, казачьих и общественных организаций края, которые приняли участие в автопробеге «Сибиряки — Крыму». Мероприятие проводилось с целью оказания крымчанам моральной поддержки и доставки гуманитарного груза. За проявленную добрую волю и мужество Общероссийская общественная организация «Офицеры России» поощрила организаторов и участников пробега своими памятными наградами.
Александр Усс вручил нескольким депутатам награды Совета Федерации за многолетний добросовестный труд. Почетной грамотой верхней палаты российского парламента удостоены заместитель председателя комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Марина Добровольская и председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский. Благодарность председателя Совета Федерации вручена вице-спикеру краевого парламента Алексею Клешко и депутату Владимиру Демидову. А председатель комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Анатолий Амосов удостоен медали «Совет Федерации. 20 лет» — за большой вклад в развитие парламентаризма и совершенствование законодательства в Российской Федерации.
В первом чтении была принята поправка к Уставному закону «О краевой народной инициативе». Она уточняет порядок проведения избирательной комиссией края проверки достоверности сведений об участниках краевой народной инициативы и их подписей. В соответствии с принятой поправкой и федеральными нормами для этого может быть использована Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы». Также в первом чтении приняты поправки к Уставному закону «О выборах Губернатора Красноярского края». 5 мая года Федеральный закон № 95 внес существенные изменения в статью 65, регулирующую правила проведения досрочного голосования. В новой редакции предусмотрена возможность при проведении выборов в органы государственной власти голосовать досрочно тем избирателям, которые в день голосования по уважительным причинам будут отсутствовать по месту своего жительства. Установлен порядок досрочного голосования. Краевым законопроектом предлагается установить такое досрочное голосование в помещениях территориальных либо участковых избирательных комиссий. При этом в территориальной комиссии досрочное голосование проводится за 10–4 дня до дня голосования, в участковой — не ранее чем за 3 дня. В связи с указанным изменением уточняются отдельные положения статей о порядке голосования, протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования и порядке подсчета голосов избирателей. Аналогичные изменения внесены и в Закон края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае».
Депутаты рассмотрели ряд административно-территориальных законопроектов. Из закона «О наименованиях представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований и местных администраций в Красноярском крае» в результате упразднения Дворецкого и Пановского сельских советов Кежемского района исключены наименования органов местного самоуправления указанных муниципальных образований.
Также сессия одобрила в первом чтении изменения в Закон «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кежемский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований». Изменения вызваны тем, что застройка Кодинска существенно расширилась и вышла за границы городской черты. Это связано, в первую очередь, с переселением в город значительного числа людей из зоны затопления ложа Богучанской ГЭС. Глава города Владимир Говорский пояснил, что разработан новый генеральный план территории, который прошел все экспертизы и стадии согласования, урегулирован вопрос и с районным Советом. Границы города будут расширены за счет межселенных территорий.
Парламентарии рассмотрели изменения в Закон «Об охране труда в Красноярском крае». Поправки обусловлены нововведениями в федеральном законодательстве. Согласно им с 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. Проведение аттестации рабочих мест исключено из системы мер по охране труда. Прокурором края был принесен протест в связи с тем, что отдельные положения краевого закона вступили в противоречие с действующим федеральным законодательством. «Предлагаем признать протест прокурора обоснованным и принять поправки к законопроекту в первом чтении», — сказал председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Николай Глушков. Парламентарии это решение поддержали.
Сессия рассмотрела вопрос о реорганизации краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. С первого сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в РФ». Из профессионального образования исключена система начального профессионального образования (НПО), которая осуществляла подготовку квалифицированных рабочих. С вступлением в силу нового закона подготовку квалифицированных рабочих и служащих будут осуществлять колледжи и техникумы по программам среднего профессионального образования.
Тема реорганизации начального профессионального образования была самым тщательным образом проработана министерством образования и науки и профильным комитетом Законодательного Собрания. Для проведения реорганизации в крае разработана концепция реструктуризации сети учреждений НПО и СПО и план мероприятий по ее реализации. Как рассказала заместитель министра образования Ольга Никитина, основной целью реорганизации является создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов среднего звена за счет оптимизации и укрупнения учреждений профессионального образования.
В настоящее время в крае существует 96 образовательных учреждений, подведомственных министерству, из них начального — 66 (НПО — училища) и среднего — 30 (СПО — техникумы). Путем присоединения НПО к СПО будет создано 47 образовательных учреждений (45 СПО и два учебных центра профессиональных квалификаций) и 37 филиалов по пяти округам. Новая система профессионального образования позволит нашим выпускникам получать дипломы международного образца, что даст им возможность продолжать обучение и трудоустройство в любой стране мира.
Несмотря на огромную подготовительную работу, вопрос вызвал некоторые разногласия среди депутатов. Валерий Сергиенко обозначил позицию фракции КПРФ, которая воздержалась от голосования, аргументировав свои доводы тем, что реорганизация разрушает существующую с советских времен систему профессиональной подготовки рабочих кадров, а создаваемая взамен уступает ей во многом. Олег Пащенко и вовсе заявил, что будет голосовать «против» «по патриотическим мотивам». С такими мнениями не согласились депутаты Алексей Клешко, Марина Добровольская, Сергей Зяблов и другие. Они предложили поддержать реорганизацию системы образовательных учреждений, как того требует федеральное законодательство и современные методы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Большинством голосов сессия Законодательного Собрания края согласовала ликвидацию учреждений начального профессионального образования путем их присоединения к техникумам и колледжам.
Начался новый этап широкомасштабной реформы местного самоуправления, о которой заявил в своем послании 12 декабря 2013 года президент России Владимир Путин. Федеральным законом № 136 от 27 мая 2014 года на органы государственной власти Российской Федерации возлагаются полномочия по определению конкретных моделей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях.
На сессии Законодательного Собрания края депутаты приняли постановление, направленное на реализацию положений новых федеральных инициатив. В частности, отмечено, что Законодательное Собрание края выступает за стабильность правового регулирования местного самоуправления; при принятии решений, затрагивающих интересы местных сообществ и права граждан на осуществление местного самоуправления, всегда опирается на мнение органов местного самоуправления, широкой общественности, учитывает исторические и местные особенности каждой территории, перспективы развития края.
Согласно постановлению в Законодательном Собрании формируется рабочая группа по выработке мероприятий, направленных на реализацию Федерального закона № 136 в части определения организационных основ местного самоуправления, учитывающих как интересы местных сообществ, так и перспективы развития края в целом. Временно исполняющему обязанности Губернатора рекомендовано направить в группу своих представителей.
Кроме того, временно исполняющему обязанности губернатора и правительству края рекомендуется организовать изучение и обоснование вопросов перераспределения полномочий между органами местного самоуправления поселенческого и районного уровней, закрепления за муниципальными образованиями вопросов местного значения, исходя из возможности их качественного исполнения и финансовой обеспеченности. При необходимости — внести в Законодательное Собрание соответствующие законопроекты. Предложения по перераспределению вопросов местного значения между уровнями муниципальной власти рекомендовано направить в Законодательное Собрание не позднее 1 сентября 2014 года.
Вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексей Клешко, выступая перед коллегами с проектом постановления, подчеркнул, что законодателей ждет большая работа в сфере местного самоуправления — уже сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится около двухсот законов в рамках реформы МСУ.
Был рассмотрен и принят проект закона «О внесении изменений в Закон края «О прогнозном плане (программе) приватизации краевого имущества на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов». Он разработан в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», приватизация которого в 2012 и 2013 годах не состоялась по причине отсутствия заявок от претендентов. Предлагается изменение способа приватизации имущества (с аукциона на продажу посредством публичного предложения) в отношении ОАО «Красноярсккомбытоптторг», имущественного комплекса в Минусинске — нежилого здания поста ГАИ, объекта культурного наследия — нежилого помещения, расположенного в здании памятника истории и культуры, «Торговый дом Семенова-Романова», судов внутреннего плавания, движимого имущества — горно-шахтного оборудования, а также ОАО «Канская типография».
Приватизация нежилых зданий осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования. Приватизация включенного в проект имущества позволит привлечь дополнительные доходы в краевой бюджет, а также произвести отчуждение имущества, не участвующего в реализации функций и полномочий субъекта Российской Федерации — Красноярского края.
Вначале законопроект был принят в первом чтении, а в конце сессии, после доработки комитетом по промышленности и вопросам жизнеобеспечения, — во втором.
На заседании сессии приняты во втором чтении изменения в Законе края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае». Со стороны прокуратуры эти изменения подвергаются сомнениям, но со стороны председателя комитета по природным ресурсам и экологии Александра Симановского звучит твердая убежденность в том, что, если потребуется судиться, депутаты готовы идти и на это, чтобы люди получили свои льготы. Дело в том, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанные полномочия субъекта реализованы в Законе «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Однако на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) многодетные семьи не имеют возможности реализовать свое право на получение земельного участка бесплатно в собственность, поскольку в соответствии с федеральным законодательством земли в границах ЗАТО ограничены в обороте и не предоставляются в собственность. Предоставления земельных участков многодетным гражданам бесплатно на иных правах, в том числе в аренду без торгов, закон края не предусматривает.
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории пунктов» в границах Красноярского края определены три ЗАТО: Железногорск, Зеленогорск, Солнечный. В общей сложности на их территории проживает более 450 многодетных граждан. При этом в границах ЗАТО имеются земельные участки с необходимой инфраструктурой, которые могут быть переданы многодетным семьям. На примере Железногорска в 2012 году за счет средств бюджета сформировано 100 участков для индивидуального жилищного строительства.
Совет депутатов Железногорска в прошлом году обратился в комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству за разъяснением положений в отношении реализации прав многодетных граждан, проживающих в ЗАТО, на получение земельных участков. В своем ответе комитет сообщил, что в соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. До принятия федерального закона субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. Неурегулированные федеральным законодательством правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением землей, в частности вопрос о предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в аренду без торгов и предварительного согласования места размещения объектов, могут быть урегулированы региональным законом. Это и сделано в нашем крае.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края