В Заксобрании обсудили реализацию нового закона «Об образовании»
15 октября в Законодательном Собрании края состоялся круглый стол, посвященный годовщине нового закона «Об образовании». «Есть проблемы, связанные с самим механизмом реализации, с правоприменением закона «Об образовании», - заявила председатель комитета ЗС по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова. - Не хватает подзаконных актов и понимания органов местного самоуправления, какими инструкциями нужно пользоваться. Вторая группа проблем связана с пробелами в федеральном законодательстве. Например, организация психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи для ребятишек, которые испытывают трудности в освоении программ. Третья группа проблем существовала еще до принятия федерального и краевого законов — например, нехватка мест в детских садах. Есть еще ряд проблем. Но все они связаны с финансированием. Есть, например, серьезные сложности с обеспечением питания детей в коррекционных школах, трудности с подготовкой ребятишек, которые, корректно скажем, недостаточно владеют русским языком и поступают в наши школы на обучение».
Как рассказала министр образования края Светлана Маковская, для того, чтобы решить проблему нехватки мест в детских садах региона, необходимо еще плотнее сотрудничать с частными детсадами, а также использовать «альтернативные формы дошкольного образования». «При положительной динамике ввода мест в дошкольных образовательных организациях — строительство, капитальный ремонт, возврат зданий, детские сады при школах — мы все равно не догоняем, уж извините за это слово, уровень той демографии, которая сегодня есть. Мы не можем обеспечить количество мест, которое необходимо. И это при том, что мы в прошлом году ввели почти 12 тысяч мест. Актуальность очереди-по прежнему сохраняется», — заявила Маковская.
Министр образования также добавила, что с проблемой нехватки мест в детских садах край не справится без привлечения «ресурсов негосударственного сектора и развития альтернативных форм дошкольного образования». Напомним, под негосударственным сектором понимается работа властей с частными детскими садами, которая уже начата в Красноярске — через систему муниципальных торгов городские детсады покупают у частных услугу по присмотру за детьми. Что такое «альтернативные формы дошкольного образования», Маковская не уточнила, однако чаще всего так называют семейные детские сады и группы кратковременного пребывания.
Директор школы № 1 города Заозерный Ирина Крук рассказала, что уже десять лет ее учреждение занимается проблемой адаптации детей с ограниченными физическими возможностями. Проще говоря, на базе школы вместе со здоровыми детьми учатся и дети-инвалиды.» Массового приема детей с ограниченными физическими возможностями в школы не случилось, потому что проблем на самом деле больше, чем лежит на поверхности. Очень слабо на местах проводится ранняя диагностика, а ведь если не определять проблему, не готовить ребенка к школе, то на школу ляжет двойная нагрузка. Принять такого неподготовленного ребенка в семь лет — это уже поздно. Мы зовем детей с четырех лет, диагностируем их, сопровождаем, готовим. Это не финансируется — все за счет бюджета школы. Нужны психолого-педагогические, медико-социальные центры», — отметила Крук. Она же перечислила еще ряд проблем, среди которых самая явная — школы попросту технически не готовы к приему таких детей — нет пандусов, узкие проемы, в которые на коляске не протиснуться, отсутствие технических устройств для тех же слабослышащих учеников.
Представитель СибГТУ Татьяна Ищенко сообщила, что на деньги специального гранта им удалось организовать качественную учебу студентов с ограниченными физическими возможностями в Лесосибирском филиале вуза. Да только вот и дураку понятно, что это единичный случай и те же вузы и школы такие гранты все вместе вряд ли получат.
Депутат Заксобрания и участник круглого стола Виктор Кардашов с тезисом, что большинство проблем из-за нехватки денег, согласен. Однако сделал оговорку, что не только финансирование стоит ставить во главу угла: «Проблема не только в деньгах. Я с деньгами работаю давно — их должно быть ровно столько, сколько необходимо. И никто не отменял рачительного расходования средств. Дело еще в том, что система образования в крае неоднородная, сложная. Есть Красноярск, Зеленогорск, Железногорск, есть материальная база. Другое дело — северные и сельские территории. Очень непросто ответить однозначно ответить, что вот именно денег только и не хватает. Закон «Об образовании» задает правила, ритм. Нам нужно его грамотно адаптировать, — заявил депутат».
«Закон новый. Наш краевой — и то меньше. Невозможно написать документ, по которому сразу можно будет жить, которым сразу можно будет пользоваться. Жизнь идет, все изменяется. Ничто не мешает использовать закон и оперативно вносить коррективы», — заключил депутат Максим Маркерт.