В Красноярске прошли публичные слушания об исполнении краевого бюджета за 2020 год. Они проводятся Законодательным Собранием региона в соответствии с федеральным законодательством и являются важной частью бюджетного процесса. Члены правительства, представители муниципалитетов и депутаты подвели итог годовой работы в области бюджетно-налоговой и экономической политики. Итогом слушаний станет резолюция, которую утвердит сессия Законодательного Собрания.
Открыл мероприятие председатель краевого парламента Дмитрий Свиридов. Он перечислил основные показатели бюджета и отметил, что на бюджете отразились коронавирусные ограничения.
«Несмотря на ухудшение внешнеэкономических условий, введение ограничительных мер для бизнеса и населения, предоставление внушительного объема налоговых льгот и преференций, доходы краевого бюджета выросли на 3,5 млрд рублей и составили 288,7 млрд рублей», — отметил спикер.
Первый доклад сделал министр экономики и регионального развития Егор Васильев. Он рассказал собравшимся об основных итогах социально-экономического развития края. В 2020 году на развитие ситуации влияли не только экономические, но и эпидемиологические факторы, но общий объем промышленного производства снизился лишь на 10 % — упали показатели в машиностроении, лесной отрасли и добывающей промышленности. Несмотря на это, регион остался в десятке регионов России с лучшими промышленными показателями с валовым региональным продуктом в размере 2,5 трлн рублей.
Удалось удержать темпы роста реальной заработной платы не ниже уровня 2019 года, ее реальный рост составил 4,5 %. Среднемесячная начисленная заработная плата в регионе составила 52 578,8 рублей, удалось проиндексировать на 3 % заработок бюджетников, фонды оплаты труда для отдельных категорий увеличились на 10 %. В сельском хозяйстве и вовсе были зафиксированы рекордные показатели за всю 86-летнюю историю Красноярского края.
Отдельное внимание министр уделил развитию инвестиционной деятельности в Красноярском крае. Несмотря на пандемию, в 2020 году объем инвестиций увеличился на 4,8 % и составил 478,6 млрд рублей — это более четверти всех инвестиций Сибири. Во многом это связано с тем, что в 2020 году стартовали инвестпроекты «Енисейской Сибири», а также благодаря условиям, которые органы государственной власти края создали для инвесторов. Егор Васильев назвал три инструмента инвестиционного развития, которые использовались в прошлом году: налоговые преференции, устранение инфраструктурных ограничений и стабилизация условий ведения бизнеса.
Вице-премьер края — министр финансов Владимир Бахарь отметил, что, несмотря на сложности, бюджет удалось сохранить сбалансированным. Он позволил реализовать национальные проекты, содействовать устойчивому развитию муниципалитетов и, при этом, стабилизировать государственный долг. При этом финансисты справились с задачей увеличения финансирования системы здравоохранения, социальной поддержки граждан и предоставления помощи пострадавшим отраслям экономики.
Из 28,1 млрд рублей, поступивших из федерального бюджета, 16 млрд пошли на борьбу с пандемией. Еще 9 млрд рублей на эти цели были найдены в региональном бюджете. Еще порядка 5,5 млрд рублей край получил из федерального бюджета в качестве компенсации выпадающих доходов. Это позволило, по словам министра, обеспечить эффективное исполнение бюджета края.
Расходы на реализацию нацпроектов в 2020 году составили 26 млрд рублей, а социальная поддержка обошлась в 58,1 млрд рублей. 35 % от всех расходов краевого бюджета (более 100 млрд рублей) ушли в муниципальные образования.
Средства вкладывались в дорожную отрасль, жилье, спорт, благоустройство и другие расходы. Кроме того, порядка 33,4 млрд рублей составили средства на строительство, реконструкцию, ремонт и другие капитальные расходы. На эти деньги в территориях края строились школы, больницы, ФАПы, спортивные площадки и другие объекты социальной инфраструктуры. Особо Владимир Бахарь отметил, что в последнее время собственные доходы местных бюджетов увеличились на 35 млрд рублей, а сами территориальные бюджеты в большинстве обладают высокой долговой устойчивостью.
Председатель Счетной палаты края Дмитрия Воропаев в своем докладе подчеркнул, что выполнение краем принятых обязательств осуществлено в 2020 году в полном объеме. Среди негативных последствий пандемии аудитор отметил ускорение инфляции, обострение ситуации в сфере занятости и снижение отдельных экономических показателей. Вместе с этим ограничения не снизили темпов развития сельского хозяйства, капитального строительства и реализации инвестиционных проектов.
Во многом, по мнению Дмитрия Воропаева, на успешное исполнение бюджета повлияли значительно возросшая поддержка из федеральной казны, реструктуризация бюджетных кредитов, наращивание налогового потенциала и повышение эффективности бюджетных расходов. Заметное снижение госдолга свидетельствует о том, что Красноярский край сохранил свои позиции в числе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости.
Глава Счетной палаты обозначил несколько замечаний, которые имеются у аудиторов к бюджетной политике края. Так, Дмитрий Воропаев попросил правительство тщательнее планировать бюджетные расходы, учитывая позицию Законодательного Собрания, а также попросил принять меры по снижению объемов незавершенного строительства.
В целом, Дмитрий Воропаев уверен, что в 2020 году, несмотря на сложные социально-экономические обстоятельства, в регионе удалось обеспечить эффективное исполнение бюджета и финансовую устойчивость.
После этого перед собравшимися выступили два представителя муниципалитетов: Абанского района и Тюхтетского муниципального округа.
Так Галина Иванченко из Абана рассказала о своем опыте работы с ГМИС — Государственной межведомственной инвестиционной системы управления земельно-имущественным комплексом Красноярского края.
«Мы стали одним из 10 пилотных проектов ГМИС — подключились к этому проекту в прошлом году, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку. Закончить работу мы должны в этом году. Нашей задачей была, в том числе, оценка эффективности системы, ведь ее раньше не было. Нам пришлось провести скоростной интернет и поменять оборудование, что потребовало вложения средств из местного бюджета. Но это должно окупиться на 100 %.
Чем хороша эта система? Раньше мы вели весь учет вручную, а это больше 6 тысяч объектов. Это была очень большая нагрузка на работников и отдел в целом. Но теперь все процессы автоматизированы. Теперь будет намного легче вести начисления платежей, просматривать характеристики и видеть все объекты по сельсоветам и в целом по району. Скорее всего, будет проведена дополнительная инвентаризация, которая позволит повысить поступление налогов в бюджет и выявить все несоответствия, например, нецелевое использование земли.
Так что пока я вижу только положительные последствия введения этой системы. Она бесплатная и у нее очень хорошее сопровождение, нам очень хорошо помогает министерство финансов».
Ее коллега из Тюхтета — Геннадий Дзалба поделился опытом создания муниципального округа. Обусловлено это тем, что округ большой по площади, но населения в нем живет всего около 8 тысяч человек. Еще 6 лет назад в Тюхтете было решено убрать сельскую администрацию и передать ее полномочия в район.
«Людям ведь не важно, кто исполняет какие обязательства, они раньше приходили в район с вопросами, которые решает сельсовет и наоборот. Упразднение сельской администрации позволило упростить систему управления и получить новый опыт, который оказался положительным. Постепенно мы поняли, что это более удобный вариант управления, особенно учитывая дефицит кадров.
Процедура проходила довольно-таки долго, потому что сначала проводили публичные слушания в сельсоветах, потом районный совет принимал решение и еще одни публичные слушания общие всего района. Проходило все это не очень гладко, но все равно решение было принято. В 2019 году я уже докладывал этот вопрос в Законодательном Собрании, а с 1 января этого года мы уже работаем в округе.
Говорить о положительных моментах еще рано, мы полгода принимаем различные нормативные акты. Правительство Красноярского края выделило на развитие нашего округа дополнительно 22,5 млн рублей. Эти деньги позволили купить нам трактора с отвалами для очистки снега».
Также в публичных слушаниях приняли участие сенатор Красноярского края Валерий Семенов и депутаты Госдумы Сергей Натаров и Юрий Швыткин.
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по бюджету и экономической политике Владимир Чащин отметил, что на слушания, как всегда, стали площадкой для профессионального обсуждения бюджетной и налоговой политики края. На ней представители правительства и законодатели могут познакомиться с мнением представителей муниципальных властей.
«Бюджет 2020 года исполнялся, как известно, в условиях неопределенности. Коронавирусная инфекция на него сильно повлияла. Были опасения, что будет падение на 25 %. Этого не произошло. Оперативные меры, которые разрабатывало правительство и Законодательное Собрание, позволили принять изменения в законы, касающиеся налогов.
Теперь мы осознаем, что никакой растерянности не было — все органы власти сумели мобилизоваться и минимизировать потери в экономике и целенаправленно использовать все ресурсы на борьбу с пандемией. Этот год нам запомнится, наверное, именно динамичной работой и точечными решениями, которые позволили сохранить стабильность краевого бюджета».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.