В Законодательном Собрании Красноярского края прошел круглый стол по вопросу обращения с животными без владельцев. Инициатором обсуждения выступил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов. Он отметил, что эта тема обществом оценивается очень по-разному.
По данным муниципалитетов, в крае насчитывается более 11 тысяч безнадзорных животных, из них в Красноярске — более 2400. Размеры субсидии на обращение с животными, которые выделяются муниципалитетам из краевого бюджета, увеличиваются. Если в 2020 году на эти цели было выделено около 85 млн рублей, то сейчас годовая субсидия составляет почти 104 млн рублей. Суммы, выделяемые на решение проблемы в нашем крае, в разы больше, чем в других территориях Сибирского федерального округа. Деньги идут на отлов, стерилизацию, лечение, содержание животных. Число приютов, где содержат собак, также выросло: в 2020 году было 6 приютов на 800 животных, сейчас их 13 на 1800 собак. Край отличается тем, что большинство из этих приютов — частные. Но они не в полной мере соответствуют требования федерального закона и нуждаются в модернизации.
Строительство новых приютов требует, с учетом всех федеральных требований и норм, очень значительных затрат. Сейчас потребность в крае на постройку приютов составляет более полумиллиарда рублей. Еще около 100 миллионов требуется, чтобы привести действующие приюты к необходимым нормам. Кроме того, по словам представителя красноярского парка флоры и фауны «Роев ручей», краю необходим приют для временного содержания диких животных.
Представители администрации Красноярска и Горсовета отметили, что нередки случаи, когда выпущенные на свободу после стерилизации животные сбиваются в стаи и нападают на людей. При определении можно выпускать животное на волю или нет, полагаются на субъективное мнение ветеринаров, так как единой методики тут не разработано.
В ходе обсуждения прозвучало предложение установить в социальных учреждениях ультразвуковые отпугиватели, зарекомендовавшие себя в других городах, а также был поднят вопрос о массовой стерилизации и кастрации домашних и корпоративных животных — их потомство пополняет ряды безнадзорных животных. Эта инициатива была поддержана участниками круглого стола, а президент краевой общественной организации «Объединение любителей животных «Друг» Марина Якубенко отметила, что для активизации массовой стерилизации необходимо добавить финансирование государственным ветклиникам.
В своем выступлении замдиректора по охране заповедной территории нацпарка «Красноярские Столбы» Иван Кириллов отметил, что зимой погибло 15 копытных — они были загрызены собаками, которых особенно много на Столбах зимой.
Общественный зооинспектор Марина Лабутина попросила усилить контроль за фирмами, выступающими подрядчиками по отлову и содержанию животных. По ее словам, в районах края никто не проверяет, есть ли вообще помещение для приюта у таких организаций, не контролируется муниципалитетами отлов и размещение животных.
Отдельно был поднят вопрос с северными территориями края, где нет фирм, готовых взяться за отлов собак, нет приютов, а по оценкам, там требуется построить 10 малых приютов; где встает вопрос транспортировки пойманных животных на значительные расстояния.
Главная же проблема, по мнению участников круглого стола, не в животных без владельцев, а в животных с владельцами. Именно за их счет увеличивается популяция бродячих собак. Это выброшенные щенки; животные, брошенные по окончании дачного сезона; собаки, обитающие на стройках, автостоянках; гуляющие без хозяев по улицам. Сколько таких животных, пока, без обязательной регистрации, сказать невозможно.
На круглом столе прозвучало множество предложений, которые высказали представители администрации Красноярска, депутаты Красноярского, Дивногорского, Сосновоборского городских Советов, Ассоциации «Совет муниципальных образований Красноярского края», общественных организаций «Быть добру», «Бездомный пес», «Объединение любителей животных «Друг»; общественные зооинспекторы.
В обсуждении вопросов и выдвижении предложений приняли участие депутаты Алексей Кулеш, Вера Оськина, Юрий Захаринский, Екатерина Уделько, Владимир Чернышенко, Ирина Субочева. Все поступившие предложения будут внесены в резолюцию.
«Сегодняшний круглый стол был посвящен тому, чтобы актуализировать вопрос в новом созыве Законодательного Собрания края, и в новой Государственной Думе, которая принимает федеральные нормы. По итогу мы начнем двигаться в сторону решения проблемы, которое состоит из нескольких частей. Первое — совершенствование федерального закона № 498, в части определения, какая собака является агрессивной. Сейчас закон требует возвращения животного на место обитания, будь это школа или больница. Не хватает финансирования на строительство приютов в соответствии с федеральными же требованиями их содержания. Мы будем с предложениями это изменить обращаться в Госдуму.
Но дело не только в федеральном законе. Сейчас мы направляем все усилия только на то, чтобы изъять собак с улицы, но нужно задуматься над тем, как сделать так, чтобы их как можно меньше туда попадало. Как показывает опыт, на улице обитают не только бродячие собаки, но и животные на самовыгуле, размножающиеся бесконтрольно. Необходимо наладить учет собак у хозяев и массовую стерилизация таких собак. Что касается приютов, то нужно больше уделять внимание частным приютам, созданым общественными организациями, которые уже работают, поддерживать их грантами и субсидиями. Это будет эффективнее и дешевле для бюджета. Мы посмотрим, что можно сделать на краевом уровне, возьмем самый лучший опыт от других городов и регионов, учитывая специфику нашего края», — подытожил председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.