На сессии 26 октября депутаты Законодательного Собрания Красноярского края рассмотрели 44 вопроса. Среди них было 24 проекта законов края, 13 вопросов о передаче имущества из государственной собственности Красноярского края, в том числе автобусов в муниципалитеты. Также депутатам представлен доклад об экологической ситуации в крае.
В начале заседания в соответствие с федеральными нормами были приведены уставные законы края. Представлявший их прокурор Красноярского края Роман Тютюник в своем докладе пояснил, что изменения касаются совершенствования избирательного процесса. Проекты были одобрены в первом чтении. Заместитель председателя комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Галина Ампилогова сообщила, что ко второму чтению законопроект потребует доработки и внесения поправок.
Сразу в двух чтениях депутаты одобрили Поправки в Закон края «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих в Красноярском крае». Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство и занимающиеся разведением домашних северных оленей в Туруханском районе, начиная с 2024 года, смогут получать значительно увеличенную ставку субсидии. За одну голову будут давать 728 рублей вместо 262. Принятие законопроекта позволит увеличить объем компенсации затрат, понесенных оленеводами Туруханского района, до 400 тыс. рублей в год.
Также депутаты обсудили проект закона края, который позволит участникам СВО и членам их семей получить преимущественное право на обучение и трудоустройство. Человеку, относящемуся к данной льготной категории, достаточно будет обратиться в центр занятости по месту жительства или по месту пребывания за содействием в профессиональном обучении или дополнительном профессиональном образовании. Услуги планируется оказывать в образовательных организациях, с которыми у центров будут заключены договоры. Илья Зайцев подчеркнул, что в ведении краевого агентства труда и занятости населении остаются вопросы повышения квалификации и получения дополнительного образования, данное обращение будет принято в работу комитета.
В первом чтении депутаты приняли законопроект "«О региональном государственном контроле в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Красноярского края». Руководитель службы по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Красноярского края Юрий Демидов сообщил, что региональный закон разработан для приведения краевого законодательства в соответствие с федеральным.
Тема вызвала оживленную дискуссию среди парламентариев. Егор Васильев поинтересовался, кто в случае ЧП будет контролирующим органом. Юрий Демидов ответил, что это служба Гостехнадзора Красноярского края. «Но заключения о техническом соответствии аттракционов делают специализированные организации, аккредитованные в этой области. Гостехнадзор ведет только учет. Также есть некие визуальные параметры, которые мы проверяем», — сообщил Юрий Демидов.
Подвел итог обсуждению председатель комитета по спорту, молодежной политике, туризму и развитию общественной среды Александр Новиков. Он пояснил, что сейчас в Государственной Думе находится соответствующий законопроект об аттракционах, в случае его принятия краевой закон будет признан утратившим силу. «Но до этого времени будет и должен работать наш краевой закон. Безопасность людей очень важна», — подытожил парламентарий.
На заседании сессии в первом чтении приняты изменения в статью 2 краевого закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Красноярского края в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации дорожного движения и организации проведения технического осмотра транспортных средств». Из полномочий краевого правительства исключается определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения. Теперь этим займутся не сами регионы, а единая структура ФКУ «Росдормониториг». Раньше она выдавала разрешение для проезда большегрузам только по федеральным трассам.
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев прокомментировал законопроект: «В крае есть дороги, которые сейчас испытывают дополнительную нагрузку из-за наших инвестиционных проектов, проектов по развитию инфраструктуры. Мы надеемся, что федеральная структура будет правильно рассчитывать нагрузку, чтобы, с одной стороны, эти проекты не затормозить, с другой стороны, сохранить дорожное полотно. Для самих перевозчиков процедура даже упростится, потому что раньше, получая разрешения, они имели дело с двумя уровнями власти, теперь — будут только с одним. Контроль будет по-прежнему осуществлять ГИБДД — ловить нарушителей, которые без разрешения возят негабаритные грузы. Принятие такого закона — это повод для нас в течение первого года особенно внимательно следить, как федеральным ведомством будет вестись эта работа».
В первом чтении приняты изменения в краевой закон «Об организации транспортного обслуживания». Краевое законодательство приводится в соответствие Федеральному закону № 580 об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации. Региональное министерство транспорта с помощью специальной федеральной информационной системы будет вести три реестра: перевозчиков легковым такси, самих легковых такси и служб заказа. Работать в этой сфере смогут только те, кто зарегистрирован в реестрах. Также в отличие от действующего закона разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси смогут быть предоставлены не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и самозанятым.
В регионе предстоит разработать целый ряд нормативных документов — порядков, где полностью описываются все процедуры: выдачи или аннулирования разрешения; подачи сведений о том, проводились или нет медицинские осмотры водителей и контроль технического состояния автомобилей; как должны размещаться сведения о тарифах на перевозку и т.д.
Председатель комитета по экономике и налоговой политике Егор Васильев отметил: «Очень серьезно изменилось федеральное законодательство. Теперь минтранс будет вести не один, а три реестра. Расширены категории тех, кто может заниматься оказанием этой услуги — здесь появились самозанятые. Те, кто находился в „серой зоне“, занимался оказанием услуг ненадлежащего качества и где-то, возможно, экономил на этом, сейчас не смогут этого делать, потому что контроль будет гораздо жестче. Это ведет к безопасности пассажиров, к тому, чтобы в полной мере были обеспечены санитарные нормы, качество самой представляемой услуги, но это же ведет и к удорожанию, даже потому что ОСАГО для такси более дорогое. Нормы по безопасности, санитарные, по обучению водителей надо будет соблюдать перевозчикам, и это тоже дополнительные затраты. Сама процедура облегчается — для тех же самозанятых просто можно подать заявление на Госуслугах, приложить документы и получить разрешение сроком на пять лет. Более легкий доступ может, наоборот, привести к снижению цены, потому что среди перевозчиков возрастет конкуренция».
В трех южных районах Красноярского края — Шушенском, Ермаковском и Курагинском — сданы дома, построенных по госпрограмме «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем». Типовые дома возвело КГКУ «Управление капитального строительства». Поскольку передача жилья стоимостью более 15 млн рублей в муниципалитет возможна только после согласования с Законодательным Собранием, процедура была проведена. Парламентарии единогласно поддержали это решение.
Бюджетникам передадут 176 квартир. В первую очередь, жилье получат молодые специалисты, приехавшие в районы на работу. «На заседании комитета поднимался вопрос о процентном соотношении числа квартир для бюджетников и детей-сирот. Они распределяются примерно в равной пропорции», — отметил председатель комитета по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан Владимир Чащин.
172 квартиры в районах получат сироты. Председатель комитета по образованию и культуре Вера Оськина выразила опасение: «Если в дом заселить более 50 % детей-сирот, то случится беда». Спикер Алексей Додатко напомнил, что по госпрограмме в крае возводится еще восемь домов, и призвал депутатов выехать в свои территории и изучить, какова ситуация с переданным в районы социальным жильем.
Также депутаты согласовали передачу в муниципалитеты автобусов. Парк общественного транспорта обновят в Красноярске, Енисейске, Богучанском, Мотыгинском, Кежемском и Бирилюсском районах.
Во время сессии Илья Зайцев анонсировал создание в крае единой информационной системы, которая позволит гражданам получать государственные услуги в проактивном режиме.
«В системе будет собрана вся информация о человеке: состав семьи, место прописки, доходы, которые автоматически подгружаются из налоговой службы. Соответственно, задача до 1 января 2024 года привести все наше краевое законодательство, а это 25 законов, в единую логику с федеральным. В информационную систему также будет загружена вся информация о предоставляемых региональных мерах поддержки», — рассказал депутат.
На заседании сессии Законодательного Собрания выступил недавно назначенный на должность министра экологии Владимир Часовитин с докладом об экологической ситуации в Красноярском крае в 2022 году. обозначил основные проблемы, которые сегодня входят в зону ответственности министерства. Это чистый воздух, сохранение водных ресурсов и организация работы с твердыми коммунальными отходами.
В течение часа депутаты высказывали свои пожелания и задавали вопросы. Начал обсуждение председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко. Он напомнил, что по итогам предыдущего доклада краевым парламентом было принято постановление: «Видим движение вперед, но также много мест, где буксуем. Буквально накануне запущен в Норильске „Серный проект“, главы районов стали более ответственно подходить к решению вопросов по обращению с отходами, но значительная часть вопросов не решена и из старого постановления перейдет в новое».
Заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Юрий Захаринский отметил парадоксальность ситуации: сам государственный доклад подготовлен в июне, а обсуждается он на сессии в октябре. В докладе нужно не просто показывать текущие цифры, а динамику за последние 10 лет, чтобы увидеть, как менялась ситуация. Кроме того, он предложил включать в доклад данные о таянии вечной мерзлоты, которые влияют на экологию и экономику.
Владислав Зырянов попросил представить конкретные меры, которые «спасут экологию в Минусинске». Он предложил обратиться к опыту Хакасии, где в качестве эксперимента уже сейчас ввели льготный тариф на элекроэнергию, чтобы стимулировать жителей отказаться от угольного отопления. Депутат Денис Терехов напомнил о внесенном им и Евгением Гореленковым проекте закона о снижении энерготарифов. По его словам, субсидирование тарифа потребует около 500 млн в год. При этом в крае уже сейчас есть около миллиарда рублей, которые поступили из федерального бюджета на перевод домовладений Красноярска на другие виды отопления.
Значительную часть депутатов волновал вопрос обращения с ТКО. Вице-спикер Дмитрий Свиридов отметив, что для северных территорий запуск в опытно-промышленном режиме «Серного проекта» в Норильске является большой надеждой на улучшение экологии, призвал обратить внимание на малые поселки Севера, а именно на некачественную работу регионального оператора по вывозу и утилизации ТКО.
По мнению Ирины Ивановой, в мусорной реформе «от чего ушли, к тому и пришли». Она оценила действовавшие до сих пор в министерстве подходы к выбору и оценке деятельности различных региональных операторов как непрозрачные и призвала вернуться к перенастройке работы краевого предприятия «Автоспецбаза».
Депутаты Юрий Адаменко и Галина Ампилогова высказались о своих территориях. Оба депутата сообщили, что у муниципалитетов нет прямой связи с региональными операторами, они могут только писать письма в министерство. Жители заваливают обращениями депутатов, которые зачастую становятся единственным каналом связи. Отдельную тему затронула председатель комитета по развитию северных и арктических территорий и делам коренных малочисленных народов Людмила Магомедова. Она попросила проанализировать: сколько денег вернулось в край из того штрафа, который был заплачен в федеральный бюджет северными предприятиями за разлив нефтепродуктов. Депутат предложила активнее вести работу с федеральными ведомствами, чтобы эти деньги служили на восстановление природы именно в Красноярском крае.
Егор Васильев поднял тему сохранения водных ресурсов. Выдача лицензий на добычу золота на сибирских реках — федеральная прерогатива. Только вот с последствиями загрязнения рек сталкиваются местные жители и муниципалитеты, которые не знают: какая организация зайдет на территорию. Он предложил министерству создать интерактивную карту. Она даст возможность жителям это понимать, муниципалитетам — взаимодействовать со старателями. Евгений Петренко предложил министерству теснее сотрудничать с научным сообществом, в том числе в вопросах сохранения ресурсов животного мира.
Далее депутаты вернулись к обсуждению постановления, принятого в прошлом году. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов, отметил, что сейчас скорее стоит говорить о невыполнении постановления, т.к. решить удалось буквально несколько вопросов. Он обозначил главные темы: включение в федеральную программу «Чистый воздух» всех малых городов края, перевод частного сектора с угольного на электроотопление, подготовка к газификации, внедрение биотоплива, увеличение бюджетных вложений в сферу ТКО, в том числе муниципалитетам на устранение свалок, строительство полигонов для промышленных отходов. Виталий Дроздов попросил депутатов до 15 ноября направить в комитет свои предложения. Они будут включены в постановление Законодательного Собрания.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.