Реализация регионального проекта стала главной темой обсуждения на заседании комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного Собрания. К разговору привлекли главврачей больниц, главу Красноярского краевого онкологического диспансера имени А.И. Крыжановского, а также представителей частных клиник, где оказывают помощь онкопациентам.
По данным минздрава, сейчас в крае зарегистрировано более 78 тысяч больных с онкологическими заболеваниями, ежегодно в крае регистрируется по 12-13 тыс. новых случаев выявления злокачественных новообразований. Каждый год их количество увеличивается на 3 %.
Проект «Борьба с онкологическими заболеваниями» реализуется в крае с 2019 года, при этом установлены целевые показатели, которые в 2023 году были достигнуты: по выявлению заболеваний на I-II стадии, количеству больных, состоящих на учете 5 лет и более, доле лиц с онкологическими заболеваниями, прошедших обследование и состоящих под диспансерным наблюдением. В течение всех лет реализации проекта показатели были достигнуты. Увеличение выявляемости доли злокачественных заболеваний на I и II стадии за 5 лет выросло на 6,4 %, снизилась одногодичная летальность на 10 %, что объясняется ранней диагностикой заболеваний.
Заместитель министра здравоохранения края Марина Бичурина отметила, что в крае удалось выстроить трехуровневую систему оказания медпомощи по профилю «онкология». Первый уровень — врачи-терапевты и фельдшеры в обычных поликлиниках. В 2023 году в Красноярском крае работали 100 смотровых кабинетов, где прошли осмотр свыше 338 тыс. человек. Всего в крае работает 16 первичных онкологических кабинетов, организована работа 18 центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП), которые посетило более 91 тыс. человек.
ЦАОП по месту жительства также ведет амбулаторное лечение пациентов после первого курса противоопухолевой терапии в онкоцентре. Также организована система телемедицинского консультирования территорий онкологическим диспансером, в 2023 году проведено более 10 000 тысяч телемедицинских консультаций. Как отметил руководитель Краевого онкологического диспансера Руслан Зуков, среди проблемных вопросов — низкая укомплектованность врачами-онкологами, недостаточная диагностическая база, отсутствие эндоскопического оборудования, КТ, МРТ на территориях, все это приводит к высокой нагрузке на диспансер.
Участники обсуждения выразили уверенность, что ситуацию может изменить открытие высокопоточного эндоскопического центра на базе Краевой клинической больницы. Он должен заработать в 2024 году. Дополнительные средства на него предусмотрены в бюджете на 2024 год. Центр сможет проводить до 40 тысяч эндоскопических исследований.
Дополнительно, впервые за много лет, в бюджете предусмотрены средства и на модернизацию патологоанатомической службы — именно там проводят анализ образцов на определение типа раковой клетки. Планируется приобретение нового оборудования для бюро в Красноярске, так и для трех межрайонных больниц края.
Всего за пять лет на приобретение высокотехнологичного оборудования предусмотрено 2,4 млрд. руб. — это диагностическое, эндоскопическое, реанимационное, лабораторное, хирургическое, рентгендиагностическое оборудование для Ачинской, Лесосибирской, Канской, Минусинской, Норильской межрайонных больниц, Красноярского краевого клинического онкологического диспансера им. А.И. Крыжановского, всего в рамках проекта поступило 377 единиц оборудования.
Красноярский медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого в прошлом учебном году выпустил 25 специалистов для онкологической службы по специальности «онкология» и «радиология», повысили свой профессиональный уровень на циклах повышения квалификации по специальности «онкология» 79 человек.
С 2020 года в крае изменили подходы к проведению противоопухолевой терапии, в том числе расширили перечень учреждений, в которых можно ее пройти в дневном и круглосуточном стационаре за счет ОМС. За 2023 год при проведении лекарственной терапии в условиях дневного стационара применены 407 схем противоопухолевого лечения, которые назначаются и применяются с учетом клинических протоколов Минздрава РФ. Лекарственное обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями в амбулаторных условиях осуществляется за счет средств федерального бюджета граждан, признанных инвалидами и регионального бюджета граждан — не инвалидов по категории заболевания «Онкология».
Как отметила Марина Бичурина, ежегодно возрастает потребность в препаратах для лечения онкологических и онкогематологических пациентов. Финансирование осуществляется на 73 % из средств краевого бюджета: федеральный бюджет ежемесячно выделяет в соответствии с расчетным нормативом на одного пациента всего порядка 1200 рублей, при этом фактические расходы на лекарственное обеспечение онкогематологического и онкологического больного составляют около 4 тыс. рублей. В настоящее время требуется организация перевода пациентов для проведения лекарственной терапии с применением таблетированных форм противоопухолевых препаратов на амбулаторное лечение с их обеспечением за счет средств краевого бюджета. В 2023 году дополнительные затраты на эти цели из средств краевого бюджета составили 381,3 млн рублей, на 2024 год предусмотрено 468,8 млн рублей. В целях снижения нагрузки на региональные бюджеты комитетом был разработан и внесен в Совет законодателей РФ проект федерального закона, который закрепляет за Фондом ОМС обязанность финансирования закупок таблетированных противоопухолевых препаратов. До 29 января Комиссия совета законодателей по вопросам социальной политики собирает мнения членов комиссии из регионов страны.
В обсуждении актуальных вопросов помощи пациентам с онкологическими заболеваниями приняли участие Алена Миронова, Вера Оськина, Екатерина Уделько, Алексей Бойков, Людмила Магомедова.
Накануне Илья Зайцев выступил в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина»- медицинском центре, курирующем лечение онкологии, с предложениями, ставшими основой проекта федерального закона, который Законодательное Собрание края внесло в Совет законодателей России, направленного на урегулирование вопроса с лекарственным обеспечением противоопухолевой терапии. Председатель профильного комитета поделился планами отрасли по модернизации патологоанатомической службы, результатом которой должна стать оперативная и достоверная прижизненная диагностика злокачественных образований.
«Принятых мер не может быть слишком много, когда речь идет о сохранении человеческой жизни. Приобретение NGS-секвенатора, обращение к комплексному геномному секвенированию позволит Красноярску выйти на новый уровень оказания помощи жителям края и других регионов, став настоящим межрегиональным онкохабом», — отметил председатель комитета.
По итогам рассмотрения, Комитетом приняты решения о подготовке обращений в Министерство здравоохранения России, а также рекомендаций Правительству края выстроить единую информационную систему на всех уровнях оказания онкологической помощи, что позволит иметь в электронном виде результаты всех исследований и осмотров не только пациентам, но и врачам. Планируется, что уже в первом квартале следующего года комитет рассмотрит вопрос качества медицинской помощи в первичном звене, обратив особое внимание на раннее выявление онкологических заболеваний и качества профилактических осмотров жителей края.
Фото: sobranie.info
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.