Во время последней сессии Законодательного Собрания Красноярского края в 2023 году депутаты рассмотрели 47 вопросов. Так в первом чтении были приняты поправки, которые позволят с 1 января 2024 года страховать жизнь и здоровье государственных охотничьих инспекторов, осуществляющих федеральный контроль на территории Красноярского края. Ранее у региональных властей не было такого полномочия.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Виталий Дроздов отметил: если средства на страхование не поступят из федерального бюджета, эти обязательства возьмет на себя краевой, тем более что сумма составляет порядка 200 тысяч рублей.
Еще один вопрос, входящий в сферу интересов экологического министерства, касался охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Министр экологии Владимир Часовитин рассказали, что, во-первых, из охотничьих ресурсов предлагают исключить волко-собачьи гибриды, по федеральному законодательству они попадают под действие законодательства о безнадзорных животных. Во-вторых, поправки помогут навести порядок в распределении разрешений на добычу копытных: лося, оленя, косули и т.д. Здесь предлагается ввести жеребьевку, причем льготное участие в ней получат те охотники, которые участвуют в добыче волков и медведей.
Кроме того, предлагается ввести выплаты для охотников за добычу волка, кроме Таймыра и Эвенкии (там добыча регулируется отдельным законодательством).
Депутатов, прежде всего, волновал вопрос: как обезопасить жителей края от медведей. Владислав Зырянов, Егор Васильев, Виктор Кардашов, Сергей Сизоненко отметили, что значительно участились случаи захода медведей в села, в дачные товарищества. Осенью этого года бурого медведя в течение как минимум недели видели в Октябрьском районе Красноярска. На севере в поисках пищи в населенные пункты заходят белые медведи. Владислав Зырянов считает: нужно изменить механизм разрешения на отстрел бурого медведя — сейчас за ним надо обращаться лично к министру. Егор Васильев предложил сделать информацию о численности медведей, о разрешениях на отстрел более публичной. Сергей Сизоненко отметил: необходимо применять щадящие механизмы реагирования — отпугивать животных звуком, вылавливать и вывозить в отдаление от населенных пунктов и т.д. Министр экологии пообещал проработать эти вопросы.
Также в первом чтении был принят закон, приводящий краевое законодательство о приватизации государственного имущества в соответствие с федеральным в плане способов приватизации объектов культурного наследия.
Документ предусматривает приватизацию объектов культурного наследия, исторических памятников, состояние которых признано удовлетворительным, вместе с земельными участками, при условии их обременения охранными обязательствами. Объекты культурного наследия, состояние которых признается неудовлетворительным, будут реализовываться по итогам конкурса и без одновременного отчуждения земельных участков под ними, пояснил руководитель агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края Валентин Вернер.
Кроме того, теперь условия конкурса и договор купли-продажи имущества должны содержать обязательства покупателя по разработке проектной документации по сохранению объекта культурного наследия. Здесь должны быть прописаны и сроки выполнения работ по реставрации.
Законопроектом также дополняется отчет о результатах ежегодной приватизации краевого имущества. Здесь должна содержаться информация о фактических поступлениях в краевой бюджет по результатам реализации имущества на торгах.
Сразу в двух чтениях депутаты приняли изменения в краевой закон, регламентирующий единовременные компенсационные выплаты отдельным категориям медицинских работников.
Согласно действующей редакции закона, выплата предоставляется медицинскому работнику при переезде на работу из города края с населением 50 тысяч человек и более в сельскую местность либо из населенного пункта другого субъекта Российской Федерации. Изменения коснутся норм, которые вызывают трудности в реализации документа на местах.
Также во втором чтении был принят закон «О внесении изменений в закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) в Красноярском крае». Заместитель председателя комитета и автор одной из существенных поправок Галина Ампилогова рассказала коллегам, что в конце ноября Государственной Думой были приняты изменения в федеральный закон о благотворительной деятельности (№ 558-ФЗ). Основные положения этого закона нашли отражение в поправках к законопроекту между первым и вторым чтением. Кроме того, учтены замечания экспертов.
В целом закон регулирует благотворительную и добровольческую деятельность в регионе: провозглашает принципы (в том числе взаимное сотрудничество органов госвласти и участников добровольческого движения, социальную значимость, недопустимость замены функций государства на благотворительность, бескорыстность и другие). Законом распределены полномочия органов государственной власти в сфере благотворительности и добровольчества, прописаны меры поддержки, приоритетные направления, созданы правовые основы работы краевого Совета благотворителей.
Изменения, за которые проголосовали депутаты, дополняют принципы государственной политики гарантиями беспрепятственного осуществления благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности и свободы выбора ее участниками направлений, условий и форм деятельности.
Еще одна поправка касается оказания поддержки участникам добровольческой деятельности, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями. Предлагается законодательно закрепить положение о методическом обеспечении органов местного самоуправления и содействии им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований. Систему поощрений благотворителей и волонтеров предлагается расширить знаком отличия «За активную гражданскую позицию». Помимо этой краевой государственной награды добровольцы могут быть удостоены Почетного знака Красноярского края «Милосердие и благотворительность».
Также в двух чтениях на сессии приняли законопроекты, регулирующие организацию торговли в крае. В этом году правительство РФ изменило правила расчета нормативов обеспеченности населения торговыми объектами. Речь идет о стационарных магазинах, нестационарной торговле, о ярмарках. Если раньше рассчитывалось число торговых площадей на тысячу жителей, то теперь минпромторг РФ утвердил коэффициент, в соответствии с которым власти региона должны просчитать минимальное число торговых объектов в каждом муниципальном образовании (их количество на 10000 человек). При этом регионам дано право — изменять этот коэффициент.
В связи с этим депутаты утвердили три норматива: минимальное количество в МО стационарных торговых объектов (в том числе продовольственных магазинов), минимальное число нестационарных объектов торговли и минимальное число торговых мест для ярмарок и розничных рынков. Край также изменил коэффициент, по которому рассчитывается число ярмарок, с тем, чтобы они были во всех территориях.
Тем не менее, у депутатов возник ряд вопросов. Галину Ампилогову волновало: смогут ли органы местного самоуправления обеспечить этот норматив в своих районах. Заместитель министра сельского хозяйства Ирина Панина заверила, что принимаемые нормативы отражают реальную картину в территориях края.
Владислав Зырянов отметил: ни для кого не секрет, что целый ряд населенных пунктов края вообще не имеет магазинов, есть диспропорция между городами и районами. Он предложил решать вопрос, в том числе через муниципальные программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
По словам Ирины Паниной, сегодня стационарных торговых объектов нет в 525 населенных пунктах, в большей части из них вопрос обеспечения жителей продуктами и товарами закрывается почтой, главами поселений, социальными службами и автолавками. В 126 пунктах он никак не решен.
Председатель Законодательного Собрания Алексей Додатко сказал: «Поднят важный вопрос — как в принципе обеспечивается торговля? Понятно, что не везде мы можем обеспечить стационарную торговлю, но понимание: как люди обеспечиваются продовольствием и товарами первой необходимости — должно быть в каждом муниципалитете. Стационарная ли это торговля, мобильная, как осуществляется доставка? Если по этим 500 пунктам понимание есть — это одна ситуация, если это „белое пятно“ — другая». Спикер попросил комитет по экономике и налоговой политике отнестись к вопросу в «недежурном» режиме и держать его на контроле.
Председатель комитета Егор Васильев отметил, что понимание проблемы есть: «Если долгое время считалось, что все надо отдать в руки бизнеса, то сейчас понятно, что без господдержки не обойтись. Государство должно активнее этим заниматься и разработать прикладной механизм». Егор Васильев предложил подключиться к дальнейшей работе над вопросом коллег из аграрного комитета и комитета по северным территориям.
Кроме этого, депутаты приняли постановление по итогам деятельности рабочей группы, которая занималась вопросами реализации проектов КРТ в Красноярске. Возглавлял ее председатель комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и вопросам ГО и ЧС Законодательного Собрания Алексей Кулеш.
В постановлении, подготовленном рабочей группой, дан перечень рекомендаций, который позволит изменить ситуацию.
В целом депутаты сошлись во мнении, что права жителей надо защищать дополнительно, потому что действующее законодательство недостаточно полно описывает процедуру комплексного развития территории. В постановлении дан ряд рекомендаций органам исполнительной власти и органам местного самоуправления. В частности, было предложено предусмотреть льготу по налогу на имущество организаций и физических лиц для того имущества, которое будет изъято в рамках КРТ.
Кроме этого, депутаты обсудили создание реабилитационного центра для участников СВО и членов их семей, состав нового молодежного правительства, вопрос создания вытрезвителей в Норильске. Также во втором чтении был принят закон, позволяющий создать условия для работы казачьего кадетского корпуса на базе Подтесовского филиала Красноярского техникума транспорта и сервиса. С 1 января 2024 года студенты, обучающиеся по этим программам, получат право на бесплатное обеспечение форменной одеждой и другим обмундированием, а также горячим питанием.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.