Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

23 декабря 2001 года в Красноярском крае состоялись третьи выборы в Законодательное Собрание Красноярского края. Проводили их в один тур, распределяя между кандидатами 42 депутатских мандата. Для этого снова использовалась смешанная пропорционально-мажоритарная система — 20 депутатов представляли партии, а остальные избирались по одномандатным избирательным округам.

При минимальном пороге явки в 25 %, в голосовании приняло участие 43,55 % от общего количества избирателей Красноярского края. Больше всего голосов в краевом парламенте получил избирательный блок «Наши» — 5 мандатов. На один меньше получил избирательный блок Анатолия Быкова. Далее следовал блок «За Лебедя» (4 мандата), КПРФ (3 мандата). По 2 голоса получили партия «Единство» и «Северная партия».

В самом начале работы этого созыва, в Красноярском крае произошло трагическое событие — в авиакатастрофе погиб губернатор Александр Лебедь. На досрочных выборах победил Александр Хлопонин.

Всеволод Севастьянов в то время был одним из депутатов и представлял в парламенте КПРФ. Он рассказал, что с будущим губернатором он познакомился в Норильске, а накануне выборов был приглашен на практически тайную встречу с ним.

«Он мне сказал: „Я понимаю, что вы, как коммунист, олигарха и эксплуататора поддержать на выборах не можете. Но какие действия губернатора вы готовы поддержать?“. И предложил подумать неделю. Я сказал, что готов перечислить эти пункты прямо сейчас. И назвал три пункта: закон о ветеранах, сохранение отказа от монетизации льгот и 40 % платы за услуги ЖКХ для жителей. Он удивился и сказал: „Запросто“. И он действительно 2 года продержался», — рассказал Всеволод Севастьянов.

Бывший депутат отметил, что именно при Александре Хлопонине удалось наладить нормальный диалог двух ветвей власти и поднять вопрос иного подхода к формированию бюджета — в крае начала формироваться стратегия комплексного развития на долгосрочный период.

«Мы поняли, что по некоторым вопросам принимать решения вне зависимости от принадлежности к той или иной политической партии. Результатом стало резкое усиление роли Законодательного Собрания в решении целого ряда проблем, например, кадровых. Принятые законы позволили поставить под контроль назначение ряда ключевых фигур правительства и представителей государства в акционерных обществах. Можно сказать, что Александр Лебедь пробудил во многих депутатах осознание ими своей гражданской позиции и государственной ответственности», — рассказал Всеволод Севастьянов.

В составе парламента появились новые люди и «старые» депутаты уже играли роль наставников. Вера Оськина вспоминает, что когда в 2001 году ее избрали депутатом Законодательного Собрания, ей дали пост руководителя комиссии по социальным вопросам. Ее первым докладом перед коллегами был закон о потребительской корзине.

«За него не проголосовали и я пришла в Юрию Константиновичу Абакумову с просьбой научить. Он созвал всех заинтересованных лиц и дал задание выполнить расчеты, сделать это, это и это... Объяснил, с чего начинать, как лучше доложить об этом, чтобы депутаты поняли и приняли этот закон. И уже на следующей сессии закон удалось принять», — рассказала депутат.

Она напомнила, что депутаты тогда приняли закон, который стал одним из самых лучших в России и работает до сих пор — это закон о социальной поддержке населения по оплате услуг ЖКХ. При этом консолидированный бюджет был более чем в 10 раз меньше сегодняшнего — всего 30 млрд рублей.

Как и в первых созывах, основная работа депутатского корпуса была сконцентрирована на социальной защите. По словам Веры Оськиной, более 25 % населения края жило за чертой бедности.

«Нам удалось „разморозить“ закон о ветеранах, финансирование которого закончилось при Александре Лебеде. Также были приняты законы о сносе ветхого и аварийного жилья, строительству и ремонту дорог, школьных дворов и спортивных площадок. В мой адрес, как руководителя комиссии по законности, правопорядку и защите прав граждан, поступило более 1700 обращений по теме социальной и правовой защищенности граждан», — рассказывал депутат того созыва Юрий Абакумов.

Важной задачей обеспечения продовольственной безопасности края стало принятие закона о государственной поддержке агропромышленного комплекса.

«Было принято решение оказывать поддержку только сильным сельхозпроизводителям, а не „размазывать кашу по тарелке“. И это принесло свои плоды», — объясняла Вера Оськина.

Сейчас начало XXI века уже называют началом второй индустриализации Восточной Сибири. В Красноярский край начали поступать крупные инвестиции, начинается разработка месторождений, включая Ванкор, строительство Богучанской ГЭС, программа развития Нижнего Приангарья.

Самым ярким политическим событием периода стал референдум 17 апреля 2005 года, на котором было принято решение об объединении Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне с 2002 года. Законодательная поддержка этого процесса стала одной из самых важных задач, стоящих перед парламентом. В итоге явка на референдуме превысила 63 % и более 90 % проголосовавших поддержали идею объединения регионов.

«Само собой, в рамках компетенции субъекта РФ мы не могли влиять на всю страну в целом, но свою лепту в улучшение жизни красноярцев в те годы мы внесли. Мы впервые на законодательном уровне занимались изменением инвестиционного рейтинга Красноярского края. Работа в Законодательном Собрании края спрессовала в себе очень яркие , мощные события тех лет. Это один из лучших моих депутатских периодов, очень творческий и насыщенный. Было много законодательной и политической работы. Не могу не вспомнить о восстановлении единства края с нашими северными территориями. Может быть, мы первыми показали пример того, что на постсоветском пространстве возможно собирание земель. Всегда нужно начинать с себя: измени себя и вокруг тебя изменится мир. И обязательно — к лучшему», — рассказывал депутат Законодательного Собрания 1997-2007 годов Виктор Зубарев.

Материал о том, как проходили первые выборы в Законодательное Собрание Красноярского края: Ты помнишь, как всё начиналось...

Работа первого созыва Законодательного Собрания: С чистого листа

Работа второго созыва Законодательного Собрания: Найти общий знаменатель

В следующих материалах Newslab расскажет о работе следующих созывов краевого парламента.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье