Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

2007 год для Красноярского края стал историческим — с 1 января официально появился новый регион, в состав которого вошли помимо края, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа. Референдум об их объединении прошел еще в 2005 году. Повлияло это событие и на Законодательное Собрание Красноярского края. Во-первых, краевой парламент начал новое исчисление созывов, а во-вторых, количество депутатов увеличилось до 52. Срок их полномочий составил 5 лет.

Еще одно изменение — отмена избирательных блоков. В выборах, которые состоялись 15 апреля 2007 года, могли принимать участие только политические партии и их региональные отделения. Порог в 5% преодолели 5 партий — «Единая Россия» (45,52% и 12 мандатов), КПРФ (20,32% и 6 мандатов), «Справедливая Россия» (12,4% и 3 мандата), ЛДПР (11,75% и 3 мандата), «Союз правых сил» (7,25% и 2 мандата). Всего на выборы пришло 37,27% избирателей (801 073 человек).

«Начало 2000-х годов, это появление уже стратегических ориентиров в экономике. Это проект Нижнего Приангарья, крупный инвестиционный проект. Приход нефтяной отрасли, о которой только мечтали те, кто работал до нас. Началась системная поддержка аграриев, малого и среднего бизнеса, особенно в период кризиса. Ну и, естественно, начало строительства серьезных краевых учреждений, в том числе медицинской сферы: перинатальные центры, кардиологический, спортивные сооружения. Во всем этом принимал участие, безусловно, и депутатский корпус. Ну, а что касается нормотворчества, то здесь два момента я хотел бы выделить. Это факт объединения Красноярского края, когда сбылась мечта наших земляков из Эвенкии и Таймыра. Это требовало принятия нового устава и большой законотворческой работы в плане гармонизации, увязки законов округов и края. Ну и такой важный момент, как знаменитый майский указ президента России. Тогда край и депутаты должны были лицом повернуться в социальной сфере. Это было резкое продвижение строительства детских садов, повышение заработной платы работников в бюджетной сфере», — рассказал о новых работе Александр Усс, который в тот период был спикером парламента.

«С появлением депутатских объединений — фракций, заметно изменилась работа парламента. Все это происходило на моих глазах. В начале пути нам очень мешали популизм и излишние политические амбиции, а с появлением фракций острота дискуссий и резкость оценок ушли, сессии стали проходить более спокойно и динамично. Все ключевые решения принимаются именно во фракциях, партийная дисциплина ко многому обязывает. Можно сказать, законодательный орган власти края достиг зрелости и мудрости, мы научились работать так, чтобы учитывать разнообразие мнений, разрешать конфликты и видеть главное — людей с их проблемами», — отмечал депутат Сергей Зяблов.

Реализацию крупных проектов не удалось сдержать даже финансовому кризису 2008-2009 годов. Он лишь немного затормозил их.

«На плечи депутатов лег груз проблем, возникший из-за мирового экономического кризиса, отразившегося и на нашем крае. Нам надо было сохранить промышленный потенциал, рабочие места, налоговую базу. В те годы край взял на себя полномочия по финансированию лесной отрасли, строительного комплекса, машиностроения и социальной сферы. Нам тогда удалось найти особые пути решения задач. Огромную роль в этом сыграл губернатор Александр Геннадиевич Хлопонин. Была отлажена система взаимоотношений с федеральным центром, хотя, по большому счету, в те годы мы опирались на собственные ресурсы. Уже к 2010 году региональным бюджет был бездефицитным. В том созыве мы переформатировали закон о межбюджетных отношениях, разработали закон о бюджетном процессе, позволивший создать прозрачную схему взаимоотношений между краем и муниципалитетами», — рассказывал Валерий Семенов, в то время бывший первым заместителем председателя Законодательного Собрания.

Всего за время работы созыва было принято 1275 законов. Среди них были документы, защищавшие права дольщиков, регулировавшие отношения государства и волонтеров/добровольцев, закон о содействии в занятости населения, об обеспечении ветеранов ВОВ жильем.

Кроме этого, на первый план вышли контрольные функции парламента. В Законодательном Собрании начали регулярно проводиться публичные слушания по наиболее важным темам, влияющим на жизнь края. В частности, после бурного обсуждения, было принято решение о запрете строительства Эвенкийской ГЭС.

Оперативная реакция правительства и Законодательного Собрания на складывающуюся в регионе ситуацию позволила сохранить, несмотря на кризисы, производственный потенциал территории и ее привлекательность для инвесторов. Впоследствии красноярский опыт законотворчества в сфере экономики был использован другими российскими регионами.

Другие материалы, посвященные 30-летию Законодательного Собрания Красноярского края:

Первые выборы в Законодательное Собрание Красноярского края: Ты помнишь, как всё начиналось...

Работа первого созыва Законодательного Собрания: С чистого листа

Работа второго созыва Законодательного Собрания: Найти общий знаменатель

Работа третьего созыва Законодательного Собрания: Диалог двух ветвей власти

В следующих материалах Newslab расскажет о работе следующих созывов краевого парламента.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье