Инфографика: Краевой бюджет на 2013 год
22 ноября 2012 18:31 Бюджет региона на 2013 год обсудили на юге Красноярского края
15 ноября состоялись публичные слушания по вопросу «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов». В традиционном мероприятии, которое является важным этапом обсуждения законопроекта о краевом бюджете, приняли участие более 250 человек.
В Большом зале краевой администрации собрались депутаты Законодательного Собрания края и Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители Правительства края, главы территорий, депутаты местных Советов, представители прокуратуры края, федеральных структур, бизнеса, профсоюзных организаций, общественности.
Со вступительным словом выступил первый вице-спикер краевого парламента, член комитета по бюджету и экономической политике Валерий Семенов. «Сегодняшние публичные слушания — это большое событие с точки зрения взаимодействия с федеральными структурами, органами местного самоуправления, населением края в рамках бюджетного процесса, — отметил он. — Наши слушания проходят в соответствии с федеральным законом. На протяжении последних десяти лет мы стараемся придать максимальную публичность бюджетному процессу и получить информацию из всех источников для того, чтобы более рационально принимать решения по расходованию бюджетных средств. Сразу после того как проект краевого бюджета поступил в Законодательное Собрание края, мы разместили его на нашем официальном сайте, сопроводив наглядными диаграммами для доступности его восприятия населением, и уже получаем довольно много предложений и от общественных организаций, и от физических лиц. Сегодняшние слушания — это начало публичного обсуждения бюджета. Затем будут проведены выездные заседания комитета по бюджету и экономической политике в ряде территорий края. Полагаю, что многие предложения с мест лягут в основу депутатских поправок и планов работы Законодательного Собрания и Правительства края на последующий период».
Важность публичных слушаний подчеркнул и министр финансов края Роман Одинцов, который выступил на публичных слушаниях с докладом «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов».
«Ни для кого не секрет, что бюджет напряженный, и органам власти приходится принимать достаточно сложные решения с точки зрения его балансировки и выстраивания приоритетов расходования средств, — сказал он журналистам накануне мероприятия. — В связи с этим очень важно как можно более широко обсудить эти подходы с представителями бизнеса, общественных организаций, муниципальными образованиями и населением края. Формат публичных слушаний как раз и позволяет провести такое широкое обсуждение и в итоге выйти на согласованное компромиссное решение, которое в какой-то степени будет устраивать всех».
С трибуны Роман Одинцов вначале рассказал об итогах социально-экономического развития Красноярского края за 2012 год и о соответствующем прогнозе на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов.
По итогам первого полугодия 2012 года индекс промышленного производства в крае составил 104,9% (по России в целом — 103,1%). Положительная динамика достигнута благодаря добывающему сектору, где рост достиг 115,9%.
В значительной мере это объясняется развитием нефтедобычи на Ванкорском месторождении. За январь — июнь 2012 года в крае добыто 8,5 млн тонн нефти, включая газовый конденсат, что на 17,9% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Также возросла добыча угля — на 6%, газа природного и попутного — на 5,5%. Производство золотосодержащих концентратов возросло на 6,4% к январю — июню 2011 года. В энергетике края отмечен небольшой спад — индекс производства составил 99,8% (Россия — 101,8%). Причина — некоторое снижение производства тепловой энергии. В обрабатывающих отраслях края индекс производства в январе — июне 2012 года сложился на уровне 103,8% (Россия —104,5%). При этом увеличение выпуска продукции отмечено по 11 из 14 видов обрабатывающих производств. Например, в металлургии индекс производства составил 102,7%.
Реализация на территории края крупных инвестиционных проектов позволила в первом полугодии сохранить большой объем инвестиций. Всего освоено 153,6 млрд рублей, что на 25,4% превысило показатели за первое полугодие минувшего года. По объему инвестиций на душу населения край существенно опережает среднероссийский показатель и традиционно занимает первое место в Сибирском федеральном округе.
В сельском хозяйстве края с учетом сезонности итоги первых шести месяцев 2012 года характеризуют в основном результаты деятельности животноводства. Индекс производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составил 109% (Россия — 104,2%). Собрано порядка двух миллионов тонн зерна при средней урожайности около 20 центнеров с гектара.
За шесть месяцев 2012 года в крае введено около 300 тыс. кв. м общей площади жилых домов, или на 24% меньше, чем в первом полугодии 2011 года. Сокращение жилищного строительства обусловлено спадом в Красноярске, который достиг 42,5%. На остальной территории края ввод жилья увеличился на 16,8%. Предполагается, что до конца нынешнего года объем введенного жилья в крае составит около 1,2 млн кв. м, или 114,6% по сравнению с 2011 годом.
Инфляция на потребительском рынке края в июне 2012 года составила 103,1% — это на 1,6 пункта ниже по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Важным результатом первого полугодия явилось снижение уровня безработицы — с 1,9% по состоянию на конец 2011 года до 1,6% на конец июня 2012 года. Достигнутый показатель стал самым низким в крае за период с 2005 года, он существенно меньше, чем средний уровень безработицы в СФО.
По уровню среднемесячной заработной платы Красноярский край в 2012 году традиционно опережает среднероссийский показатель, лидируя в Сибирском федеральном округе. Среднемесячная начисленная зарплата в расчете на одного работника в первом полугодии увеличилась по отношению к январю — июню 2011 года номинально на 13,5%, реально на 9,1% и составила 27 428 рублей (Россия — 25 596 рубля).
В текущем году сохраняется позитивная тенденция естественного прироста населения края. Правда, в первом полугодии его численность даже с учетом миграционных процессов увеличилась всего на 0,4%. За шесть месяцев 2012 года в крае родилось 19,9 тыс. малышей при смертности 18,7 тыс. человек. Это более оптимистичное соотношение, нежели в прошлом году. По предварительной оценке, численность населения края с начала этого года увеличилась на 4,4 тыс. человек и на 1 июля составила 2 млн 842,8 тыс. Обращает на себя внимание то, что в апреле 2012 года в Красноярске зафиксирован миллионный житель. По предварительной оценке органов статистики, численность постоянного населения городского округа Красноярск на 1 июня составила 1 003,99 тыс. человек.
Прогноз развития Красноярского края на 2013—2015 годы характеризует поступательный рост социально-экономических показателей. В ближайшие три года ситуация во многом будет зависеть от реализации крупных инвестиционных проектов в области добычи нефти, металлургии, энергетики и лесного комплекса, а также от конъюнктуры цен на мировых товарно-сырьевых рынках.
По традиции сценарные условия социально-экономического развития края на 2013—2015 годы разработаны на основе двух вариантов: консервативного и умеренно оптимистичного, при этом именно второй выбран в качестве базового. Он отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации, а также повышение эффективности расходов бюджета. Более благоприятные экономические условия, заложенные во втором варианте прогноза, позволят краю в полном объеме обеспечить своевременную реализацию предусмотренных программ и проектов развития — как в производственном секторе, так и в бюджетной сфере. В рамках умеренно оптимистичного сценария в среднесрочной перспективе прогнозируется сохранение высокого уровня инвестиций и положительная динамика потребления, которые будут обеспечивать спрос на производимую в крае продукцию при условии повышения ее конкурентоспособности.
Базовый вариант прогноза предусматривает плавное ослабление рубля по отношению к доллару США при одновременном умеренном росте мировых цен на нефть в 2014—2015 годах. В 2013 году предполагается снижение цен на металлы, однако, в отличие от консервативного варианта, сокращение будет менее выражено — в среднем минус 3—9% от уровня предыдущего года. В денежном выражении объем ВРП в 2013 году прогнозируется на уровне 1 млрд 312,3 млн — 1 млрд 360,4 млн рублей.
В промышленном производстве края ожидается положительная динамика индексов объемов производства (104,4—105,9% в 2013 году, 102,7—103,2% — в 2014-м и 102—103% — в 2015-м). В значительной степени она будет определяться продолжением реализации Ванкорского проекта, который обеспечит дальнейшее развитие нефте- и газодобычи в крае. Помимо этого должен быть реализован ряд крупных отраслевых проектов. Так, ЗАО «Полюс» продолжит развитие производства в рамках освоения золотоносных месторождений Титимухта и Благодатное. В течение 2013 года планируется завершить строительство первого пускового комплекса Богучанского алюминиевого завода и выплавить первый металл. В конце 2012 года возможен ввод первой очереди Богучанской ГЭС, а в начале 2015-го — третьего энергоблока Березовской ГРЭС. Также планируется увеличить производство пиломатериалов, шпона и фанеры.
Прогноз развития сельского хозяйства края в 2013—2015 годах учитывает реализацию комплекса мер, в том числе по государственной поддержке отрасли. Приоритетной будет являться поддержка животноводства. Продолжится практика субсидирования производства молока, мяса крупного рогатого скота и мяса свиней. Объем валовой сельхозпродукции, произведенной во всех категориях хозяйств края, в 2012 году оценивается в 59,2 млрд рублей при индексе производства 94% к предыдущему году. В 2013 году объем производства в сельском хозяйстве увеличится до 66,2—67,1 млрд рублей при индексах производства 105,1—106,6%. В дальнейшем ежегодные индексы производства составят 100,4—101,6% в 2014 году и 100,5—101,1% в 2015-м.
В 2013 году темпы ввода жилья в крае составят до 104,6%, в 2014 году — 113,5%, в 2015 году — 112,8%. Всего за 2013—2015 годы объем ввода жилых домов в крае согласно базовому варианту прогноза возрастет на 33,8% и достигнет к концу 2015 года 1,6 млн кв. м общей площади.
В 2013 году инфляция прогнозируется на уровне 106,2%, в 2014-м — 105,4%, в 2015-м — 104,8%. Уровень зарегистрированной безработицы должен снизиться к концу прогнозного периода до 1,7%. За 2013—2015 годы объем денежных доходов населения в номинальном выражении увеличится на 222—251 млрд рублей и достигнет в 2015 году 983—1011 млрд рублей. Среднедушевой денежный доход по краю вырастет с 22,3 тыс. рублей в 2012 году до 24,4—24,5 тыс. рублей в 2013 году и 28,5—29,4 тыс. рублей в 2015 году. В целом обещано, что рост реальных располагаемых денежных доходов населения ускорится, зарплате же в среднесрочном периоде будет свойственен умеренный рост.
Что же до демографической ситуации, то за счет сокращения численности женщин детородного возраста в 2013—2015 годах прогнозируется снижение рождаемости. Зато и число умерших будет иметь тенденцию к сокращению. Предполагается, что численность населения края в 2013 году составит 2 млн 852,1 тыс. человек, в 2014-м — 2 млн 861,3 тыс., в 2015-м — 2 млн 870,5 тыс. Таким образом, за три года жителей края станет на один процент больше.
Перейдя непосредственно к краевому бюджету, министр финансов Роман Одинцов сообщил, что доходная часть сформирована на основании второго (базового) варианта прогноза социально-экономического развития края.
В частности, учтены расходы на реализацию вновь утверждаемых долгосрочных целевых программ. В их числе программы «Обеспечение радиационной безопасности населения края и улучшение социально-экономических условий его проживания» на 2013—2015 годы; «Развитие малых форм хозяйствования в сельской местности Красноярского края» на 2013—2015 годы; «Обеспечение жильем работников отраслей бюджетной сферы на территориях Красноярского края» на 2013—2015 годы; «Подготовка к празднованию 400-летия города Енисейска в 2019 году» на 2013—2018 годы.
Заложена и индексация ряда расходов. Например, с 1 октября 2013 года на 5,5% возрастет оплата труда работников краевых государственных учреждений и краевых государственных гражданских служащих; с 1 сентября 2013 года на 5,5%, с 1 сентября 2014 года и с 1 сентября 2015 года на 5% увеличится стипендиальный фонд для обучающихся в краевых учебных заведениях.
Что касается межбюджетных отношений в крае, то с будущего года не предусматривается значительных изменений в распределении полномочий между органами государственной власти края и органами местного самоуправления муниципальных образований. В краевом бюджете формируются четыре специальных фонда: региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), фонд компенсаций и фонд софинансирования расходов. Объемы фондов финансовой поддержки муниципальных образований края на 2013 год проиндексированы. В среднесрочной перспективе сохранены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов края от налога на прибыль организаций в размере 10 процентов доходов, зачисляемых в краевой бюджет; от налога на доходы физических лиц в размере 10 процентов доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет края. Дополнительно к единым нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц устанавливаются дифференцированные. Прогнозное значение средней бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до выравнивания в 2013 году составит 12,2 тыс. рублей в расчете на одного человека.
Общий объем прогнозируемых доходов краевого бюджета в 2013 году (с учетом федеральных поступлений) составит 133 млрд 418,8 млн рублей. В том числе: налог на прибыль организаций — 47 млрд 965,7 млн рублей, налог на доходы физических лиц — 32 млрд 785,7 млн рублей, налог на имущество организаций — 14 млрд 275,8 млн рублей, акцизы — 11 млрд 454 млн рублей, налог на добычу полезных ископаемых — 5 млрд 889,5 млн рублей, транспортный налог — 1 млрд 578,6 млн рублей.
Достаточно велик перечень причин, из-за которых предполагаются потери доходов краевого бюджета. Скажем, 776,5 млн рублей краевая казна недосчитается из-за снижения базы по налогу на прибыль организаций (по причине изменения методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на медь и никель). 665,4 млн рублей бюджет лишится из-за исключения из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций движимого имущества, введенного после 31 декабря 2012 года. Еще 413 млн рублей выпадет из-за снижения норматива отчислений в бюджеты субъектов РФ от акцизов на нефтепродукты. Продление срока действия нулевой ставки по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей обойдется в 164,9 млн рублей. Впрочем, снижение доходов бюджета будет частично компенсировано дополнительными поступлениями. Здесь стоит отметить индексацию ставок акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты в размере 1 млрд 850,8 млн рублей.
Общий объем прогнозируемых расходов краевого бюджета в 2013 году составит 154 млрд 544,3 млн рублей. Вот некоторые направления их распределения: социальная политика — 31 млрд 651,9 млн рублей, образование — 29 млрд 700,3 млн рублей, жилищно-коммунальное хозяйство — 27 млрд 344,4 млн рублей, здравоохранение — 26 млрд 125 млн рублей, национальная экономика — 22 млрд 791,3 млн рублей (в том числе сельское хозяйство — 3 млрд 853,1 млн рублей), дорожное хозяйство — 13 млрд 343,5 млн рублей, перечень строек и объектов — 5 млрд 451,1 млн рублей, физическая культура и спорт — 3 млрд 576 млн рублей, культура, кинематография — 2 млрд 931,8 млн рублей. Объем межбюджетных трансфертов составит 18,1 млрд рублей.
Таким образом, планируемый дефицит краевого бюджета в 2013 году достигнет 21 млрд 125,6 млн рублей. Предполагается, что на начало будущего года остатки средств краевого бюджета в виде источника финансирования дефицита составят 2 млрд рублей. В 2013 году планируется выпустить государственные облигации края в объеме 11 млрд рублей, привлечь в размере 7,8 млрд рублей кредиты коммерческих банков для финансирования дефицита краевого бюджета и последующего рефинансирования, погасить долговые обязательства на общую сумму 11,6 млрд рублей. Министр признал, что не может не тревожить рост государственного долга края, который к 2016 году, не исключено, достигнет 76 млрд рублей — половины всех собственных возможностей краевого бюджета.
Роман Одинцов отметил, что расходы консолидированного бюджета края на выплату заработной платы составят 70 млрд рублей, а более 70 процентов затрат краевого бюджета приходится на социальную сферу. По словам министра, несмотря на финансовые трудности, край предпринимает серьезные шаги вперед: «Мы не намерены снижать планку. Все обязательства будут выполнены». Он призвал глав муниципальных образований не обижаться на краевой бюджет, а более внимательно изучать текст законопроекта, активно участвовать в краевых программах и работать организованно. «Мы открыты для дискуссий и готовы совместно обсуждать различные пути решения проблем», — сказал Роман Одинцов.
В числе заявленных основных целей бюджетной политики Красноярского края в 2013—2015 годах необходимо отметить следующие:
На дополнительное увеличение заработной платы учителей и иных педагогических работников в соответствии с Указом Президента РФ в краевом бюджете предлагается предусмотреть в 2013 году 1 млрд 997,1 млн рублей, в 2014—2015 годах по 2 млрд 78,3 млн рублей ежегодно. Уже к началу 2013 года средняя зарплата учителей должна достичь среднего заработка по краю за первое полугодие 2012 года, то есть 27 428 рублей. А в целом средняя зарплата педагогических работников с учетом руководителей составит 26 тысяч рублей.
В целях реализации Указа Президента с 1 июля 2012 года произведено досрочное увеличение оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений, библиотек, клубов, домов культуры, а также муниципальных учреждений социального обслуживания населения. В качестве механизма, обеспечивающего рост зарплаты, здесь использован переход на новую систему оплаты труда с увеличением фонда оплаты труда учреждений на 20 процентов. Кроме того, зарплата этих категорий работников повышена на 6 процентов с 1 октября 2012 года. На финансовое обеспечение указанных решений в расходах консолидированного бюджета предлагается предусмотреть в 2013 году 2 млрд 39,1 млн рублей, в 2014—2015 годах — по 2 млн 122 млн рублей ежегодно. Расходы на увеличение зарплаты работникам муниципальных учреждений предусматриваются в рамках межбюджетных отношений с органами местного самоуправления края.
Одним из основных направлений работы по поиску дополнительных источников бюджетных расходов является развитие модели государственно-частного партнерства. В Красноярском крае наработан достаточно успешный опыт в этой области. Например, с 2011 года реализуется четырехстороннее соглашение с участием ОАО «ГМК «Норильский никель», в рамках которого осуществляется переселение граждан из Норильска и Дудинки. В 2011—2012 годах на эти цели были направлены средства компании в размере 2 млрд рублей, столько же поступило из федерального бюджета. В 2011 году с привлечением средств ОАО «НК «Роснефть» (159,1 млн рублей) отремонтированы социальные объекты в Игарке, рекультивированы земли старой части города. С участием ООО «Сибуголь» отремонтирован участок автодороги Шарыпово — Ужур — Балахта (15 млн рублей). Всего за 2011—2012 годы таким образом в крае было привлечено более 2,8 млрд рублей дополнительных средств.
В 2011 году в Красноярском крае впервые запущена масштабная по задачам и объемам финансирования программа модернизации здравоохранения, рассчитанная на два года. Ее цель — улучшить состояние здоровья жителей края путем повышения качества и доступности медицинской помощи населению. Общий объем финансового обеспечения программы в 2011—2012 годах составит 14,9 млрд рублей, в основном это средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
По состоянию на 1 октября 2012 года в 75 медицинских организациях поставлено 3603 единицы высокотехнологичного медоборудования. Выполнен капитальный ремонт в семи учреждениях здравоохранения на 53 объектах. В 47 медицинских организациях края ведутся строительно-монтажные работы на 97 объектах здравоохранения. Однако объем федеральных денежных средств, освоенных медицинскими организациями, составил лишь 61% от плана 2011—2012 годов. Это связано с длительным проведением ремонтных работ и задержкой поставок оборудования. Реализация программы модернизации здравоохранения продолжится в 2013 году в части полного освоения федеральных средств.
В 2013 году в крае будет продолжена и начавшаяся в 2011-м реализация федерального проекта модернизации региональных систем общего образования. Основная его цель — повышение качества школьного образования, в том числе путем улучшения условий обучения школьников и повышения заработной платы учителей. В 2012 году объем средств, направленных на модернизацию, составит 1 млрд 383,1 млн рублей (главным образом это субсидия из федерального бюджета).
О заключении Счетной палаты края на проект краевого бюджета сообщил заместитель председателя Счетной палаты Виктор Астраханцев.
В начале своего выступления он сделал такой аудиторский вывод: «Бюджет должен выступать как элемент общественного согласия, и мы последовательно идем к всё большей открытости власти в вопросах обращения с общественными фондами, средствами налогоплательщиков. Публичные слушания по проектам краевого бюджета и отчетам о его исполнении органично вписались в практику рассмотрения и принятия этих важнейших документов».
По мнению Счетной палаты, показатели, характеризующие долговую политику края, можно рассматривать как «регулярно используемый механизм закладывания прочности в бюджет и обеспечения возможностей маневрирования, в том числе с попутной установкой покошмарить общественность грядущими трудностями, что в общем нормально для финансистов». Впрочем, трудности действительно будут, несмотря на ожидания большой отдачи от инвестпроектов в Нижнем Приангарье и освоения нефтяных месторождений Эвенкии. На плановый период 2014—2015 годов сумма налоговых и неналоговых доходов бюджета определена с учетом дополнительных поступлений от их реализации. Согласно прогнозам доля таких платежей в общей сумме налоговых и неналоговых доходов увеличится с 12,9% в 2012 году до 18,9% в 2015-м — до 10—14 млрд рублей. Но надо учесть, что риск неисполнения сроков реализации инвестпроектов вполне способен повлиять на реалистичность бюджетных планов. «И вообще, насколько мы можем управлять этим процессом, если нас вяжут к тому же дополнительными условиями в виде предоставления льгот по налогу на имущество в отношении Богучанского алюминиевого завода», — заметил докладчик.
«В складывающихся условиях дальнейшее расширение пространства дополнительно принимаемых бюджетных обязательств длительного действия может быть чревато проблемами в их исполнении и следующими за ними разочарованиями, — полагает Виктор Астраханцев. — Вместе с тем последовательная концентрация ресурсов развития будет способствовать реальному достижению результатов на проблемных направлениях».
Он добавил, что в законопроекте соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ, по размеру дефицита краевого бюджета, объему государственного долга и расходам на его обслуживание, предельному объему заимствований. С одной стороны, финансирование дефицита приводит к росту государственного долга, с другой — дефицит заставляет дополнительно работать и добавляет драйва. Но в любом случае, указывает Счетная палата, лучше прибегать к банковским займам только в крайних случаях, «чтобы не попасть под скромное обаяние банкиров».
К числу регулярно предъявляемых претензий к проектам краевого бюджета относится проблема несвоевременного принятия нормативно-правовых актов, его сопровождающих. Сложилась практика сжатия сроков, отпущенных на согласование документов. «Подозреваем, что это устраивается разработчиками нормативно-правовых актов и программ, в том числе намеренно, — сказал Виктор Астраханцев. — Идут в ход аргументы различного рода, включая ссылки на первых руководителей края. Сдвигов здесь мало. Может, попытаться как-то урегулировать этот вопрос законодательно в части сроков представления проектов документов либо повысить спрос».
Счетная палата считает, что значительные резервы роста доходов можно привлечь по НДФЛ, если разобраться с сокрытием заработков и применением серых зарплатных схем. То же относится и к не задействованным в полной мере имущественным доходам. Что касается расходов краевого бюджета, то в их общем объеме на 2013 год затраты на долгосрочные целевые программы составляют 19,9%. Законопроектом предусмотрена реализация 53 долгосрочных целевых программ, из которых 17 завершаются в 2013 году. Здесь еще много проблем и нестыковок. Итоги исполнения долгосрочных целевых программ свидетельствуют о неэффективности использования бюджетных средств по большому их перечню.
«В связи с рисками и ожиданиями новых вызовов следует искать резервы в эффективности расходования бюджетных средств — она могла бы быть гораздо выше, — делает вывод Счетная палата. — У нас же заостряют внимание на коррупции и прикрывают глаза на серьезные проблемы, связанные с качеством управления, компетентностью и ответственностью руководителей, проработанностью решений, их готовности к реализации. В итоге ресурсов тратится гораздо больше, чем было положено изначально, или они расходуются безрезультатно. В бюджетном послании достаточно сказано о повышении эффективности бюджетных расходов, но обойдены вниманием связанные с этим вопросы развития системы внешнего финансового контроля. Сама по себе проверка законности распоряжения деньгами не дает полного ответа на вопрос о правильности расходования бюджетных средств. Приоритет в деятельности органов внешнего финансового контроля направлен на обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования ресурсов и устранение системных причин коррупции. Формирование бюджета, основанное на программном подходе, будет расширять возможности контролирующих органов в оценке того, насколько эффективно тот или иной руководитель использовал выделенные из бюджета средства».
О работе комитета по бюджету и экономической политике по подготовке к рассмотрению проекта закона «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов» в первом и втором чтении доложил председатель комитета Андрей Самохин.
Он напомнил об основных положениях краевого закона о бюджетном процессе. Законопроект о краевом бюджете и все сопутствующие документы были внесены в Законодательное Собрание в надлежащий срок, а именно 15 октября. Уже 18 октября профильный комитет на основе заключения экспертно-правового управления краевого парламента вынес решение о соответствии бюджетного послания действующему законодательству. Сейчас проект закона активно обсуждается в комитетах Законодательного Собрания. От депутатов уже поступило более ста поправок, затрагивающих все сферы жизни края. Все предложения переданы в Правительство края, и сейчас проводится системная работа в рамках предполагаемого внесения изменений в законопроект.
«Большая часть депутатских инициатив будет учтена в бюджете и дальнейшей работе Правительства края и Законодательного Собрания, — уверен Андрей Самохин. — Хорошо, что не только раздаются просьбы муниципальных образований по поводу увеличения объема финансовой поддержки, но и предлагаются конкретные инициативы по наращиванию доходной базы на местах. Все мы понимаем, что возможности бюджета не безграничны и он будет очень напряженным. Необходимо усилить контроль за расходованием бюджетных средств, пересмотреть некоторые направления финансирования, минимизировать инициативные расходы, повысить адресность программ. Нельзя говорить: «Все плохо, бюджет никуда не годится». Новый краевой бюджет реалистичен — он предусматривает повышение зарплаты бюджетников, индексацию текущих расходов, реализацию президентских инициатив. Уверен, что этот бюджет позволит краю жить нормально».
20 ноября на заседании головного комитета законопроект о краевом бюджете будет обсужден в первом чтении. 22 ноября в Минусинске состоится совместное выездное заседание комитета по бюджету и экономической политике и секции по вопросам межбюджетных отношений Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края по вопросу «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов». На 27 ноября намечена сессия Законодательного Собрания, где проект закона о краевом бюджете будет рассмотрен по предмету первого чтения, то есть состоится утверждение основных параметров главного финансового документа. 7 декабря пройдет заседание головного комитета, который обсудит законопроект во втором чтении. А 13 декабря состоится сессия Законодательного Собрания, которая утвердит окончательный текст краевого бюджета с учетом депутатских поправок.
Выступления участников публичных слушаний начал глава города Шарыпово Вадим Хохлов, который говорил о целенаправленной работе по наращиванию налогового потенциала местного бюджета.
В качестве одного из приоритетов он видит оказание помощи предпринимателям в развитии малого и среднего бизнеса — «это важнейший элемент социально-экономических отношений». Если на начало 2011 года в городе действовало 257 малых предприятий и около 2300 индивидуальных предпринимателей с общей численностью занятых более 10 тысяч человек, то на конец прошлого года количество зарегистрированных предпринимателей возросло более чем на 8 процентов. На сегодня численность жителей города, занятых в малом и среднем бизнесе, составляет около половины численности экономически активного населения города.
«Исключительно положительную роль в развитии малого предпринимательства играет реализация краевой целевой программы «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае», — отметил Вадим Хохлов. — В 2011 и 2012 годах из средств краевого бюджета городу Шарыпово было выделено 5,5 миллиона рублей. Также на указанные цели из городского бюджета направлено 1,35 млн рублей. Реальная помощь оказана 45 субъектам малого предпринимательства. Помимо этого Шарыпово на протяжении ряда лет принимает активное участие в долгосрочных краевых целевых программах, что позволило привлечь в экономику города в период 2011—2012 годов более 300 млн рублей».
Глава города остановился на некоторых подходах в формировании расходной части бюджета. Важным направлением в работе по повышению бюджетной эффективности является не только совершенствование исполнения бюджета, но и повышение качества его проектирования. Поэтому администрация и городской Совет депутатов проводят работу с населением по определению приоритетности бюджетных расходов. Например, минувшим летом на сайте администрации города открылась рубрика «Народный опрос: как должен тратиться бюджет». Там было определено 9 основных направлений расходования бюджета, любой горожанин мог зайти на сайт и проголосовать за приоритетное для него направление. По результатам волеизъявления выяснилось, что безусловным лидером является благоустройство внутридворовых проездов и дворов. В итоге принята долгосрочная городская целевая программа «Проведение работ по ремонту придомовых территорий» на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов. В проекте городского бюджета на следующий год на эти цели предусмотрено 5 миллионов рублей.
Вадим Хохлов выдвинул два предложения. Первое из них к тому моменту, по сути, уже прозвучало в ходе публичных слушаний из уст первого вице-спикера краевого парламента Валерия Семенова. Министерству финансов края совместно с муниципальными образованиями рекомендовано провести анализ фактических поступлений НДФЛ, чтобы реально оценить обоснованность установленного дополнительного норматива. Возможно, его следует пересмотреть на последующий финансовый период, равно как и подход к расчету фонда оплаты труда, принимаемого за базу для расчета налога на доходы физических лиц. И второе предложение — ввести дополнительное мероприятие в долгосрочную целевую программу «Дороги Красноярья» на 2012—2016 годы в части выделения муниципальным образованиям на конкурсной основе средств на ремонт внутридомовых проездов.
О вопросах, характерных для поселений края, рассказала глава Нахвальского сельсовета Сухобузимского района Наталья Гимбал.
Бюджет этого сельсовета в 2012 году планировался в сумме 7 млн рублей, из которых собственные доходы составляли всего 1,3 млн. Но фактически он составил около 10 млн рублей — 2,8 млн получено за счет незапланированной реализации земельных участков. На дополнительные средства администрация приобрела оргтехнику для муниципальных служащих, первичные средства пожарной безопасности для населенных пунктов, также отремонтированы два сельских дома культуры.
«Начиная с 2007 года Нахвальский сельсовет активно участвует в грантовых программах, и победы вдохнули жизнь в наши сёла, — поделилась опытом Наталья Гимбал. — Благодаря этим грантам появились новые палисадники, детские игровые и спортивные площадки, приведены в порядок парки, скверы, погосты. Но участие в грантовых программах не может решить все проблемы благоустройства населенных пунктов. А именно они являются теми нерешаемыми задачами, которые в последнее время обсуждают на разных уровнях. В их числе проблема утилизации бытового мусора, содержания улично-дорожной сети. Необходимы серьезные денежные средства на ремонт дорог — у нас они не ремонтировались более 30 лет. Предлагаю задуматься о целевой программе «Сельские дороги» и, может быть, не в этом бюджете, а в следующем предусмотреть ее».
«А уличное освещение? — продолжала Наталья Гимбал. — Для установки светильников, линии связи и подачи электроэнергии в населенные пункты используются столбы линии электропередачи, которые являются собственностью ОАО «МРСК Сибири». Сегодня эксплуатирующая организация выставляет счета за аренду столбов, на которых находятся светильники, обеспечивающие уличное освещение. Стоимость аренды в год будет составлять 400 тыс. рублей, плюс 1 млн рублей сельсовет должен заплатить за потребляемую электроэнергию. Между тем столбы стоят десятки лет, эксплуатирующие организации не затратили ни копейки на их установку. К тому же они являются опорами для передачи энергии в другие населенные пункты. Нам непонятно, на каком основании с нас сегодня требуют деньги за арендную плату. Но зато нам понятно, что удовлетворить аппетиты эксплуатирующих организаций поселениям не под силу. Нам нужна помощь края!»
Не обошла вниманием глава сельсовета и взаимоотношения с надзорными органами. Проверки следуют одна за другой, порой до пяти раз в месяц приходится бывать на судебных заседаниях. Контролирующие органы понимают, что в местных бюджетах попросту нет денег на устранение выявленных ими нарушений, но продолжают налагать штрафы за невыполнение различных федеральных законов. «За 9 месяцев 2012 года администрация Нахвальского сельсовета выплатила штрафов на сумму 100 тысяч рублей, мной лично было выплачено 11 тысяч, — сказала Наталья Гимбал. — Да, контролировать исполнение законодательства необходимо. Но если все понимают, что требования приводят зачастую просто к абсурдным ситуациям, а выполнить их все равно невозможно, то надо что-то делать, объединять усилия. Может быть, нужно добиваться, чтобы в законе было разделение требований. К тем, что связаны с безопасностью, один подход, к остальным — менее категоричный. А пока этого нет, необходимо совместно вырабатывать какой-то алгоритм взаимодействия с надзорными органами».
По мнению главы сельсовета, если поселения превзойдут себя в усилиях, направленных на увеличение доходной базы, даже и тогда собственных средств им не хватит на то, чтобы решить все насущные проблемы. «Необходимо на всех уровнях власти поднимать вопрос о централизованном увеличении доходной базы поселений и об индексации фонда финансовой поддержки не на прогнозный уровень инфляции, а на фактически сложившийся за прошлые годы», — заключила она.
Глава города Канска Надежда Качан, недавно вступившая в эту должность, в своем выступлении остановилась на определении комплексных подходов в развитии налогового потенциала и источников неналоговых поступлений бюджетов муниципальных образований.
По ее мнению, основная цель деятельности МО в этом направлении — увеличение доходной базы бюджета через развитие инвестиционного потенциала города. При этом необходимо решить ряд задач: выработать концептуальный план по формированию человеческого капитала, развивать бизнес через повышение инвестиционной привлекательности города, разрабатывать и внедрять инновационные подходы к муниципальному управлению. В числе приоритетных мер — разработка инвестиционного паспорта Канска, формирование городского Собрания для широкого общественного обсуждения вопросов, связанных с развитием Канска.
Планируется увеличить поступления по НДФЛ за счет создания условий для регистрации налогоплательщиков на территории Канска, регистрации обособленных подразделений и легализации заработной платы; выработать методы по повышению стабильности поступления доходов; определить источники роста неналоговых доходов; снизить недоимку по налоговым и неналоговым поступлениями в бюджет города. Кстати, доходная часть Канского бюджета на будущий год весьма внушительна: 1 млрд 743,3 млн рублей.
«К сожалению, традиционных мер по увеличению налоговых поступлений недостаточно, — считает Надежда Качан. — Существует ряд проблем и пробелов в законодательстве. В настоящее время налоговые льготы, установленные федеральным законодательством, составляют 100 процентов, однако сумма потерь местного бюджета не возмещается. Так, за 2010 год объем недополученных доходов в бюджет города по земельному налогу составил 23,7 млн рублей, по налогу на имущество физических лиц — 12,9 млн. Еще одной негативной причиной является отсутствие инвентаризационной оценки имущества вновь зарегистрированных объектов недвижимости физических лиц. Действующее законодательство позволяет производить упрощенную регистрацию объектов недвижимости, поэтому владельцы не стремятся поставить объект на кадастровый учет, тем самым он не подпадает под налогообложение. Также есть проблемы с миграцией налогоплательщиков, и как следствие, снижается налогооблагаемая база территории. Законодательство не урегулировано в части уплаты налогов в рамках прожиточного минимума. Нет законно утвержденного отраслевого уровня минимальной заработной платы, обязательного для работодателей. Специфичность администрирования НДФЛ позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные суммы налога для пополнения оборотных средств. Кроме того, правоохранительные органы не занимаются налогоплательщиками, имеющими относительно небольшие суммы задолженности».
Глава Канска предложила выработать новые алгоритмы взыскания недоимки, изменения законодательства в части ответственности за неуплату налогов, приведения в соответствие действующего трудового законодательства, устанавливающего меру ответственности работодателей за его нарушение в части соблюдения требований к уровню заработной платы.
Руководитель администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Олег Шереметьев рассказал о специфике межбюджетных отношений северной территории.
Государственная политика в области распределения налоговых поступлений такова, что Таймыр, занимая по площади треть Красноярского края и обладая значительными даже в мировых масштабах месторождениями полезных ископаемых, имеет высокодотационный бюджет. В 2013 году собственные доходы бюджета Таймыра без учета финансовой помощи из краевого бюджета составят 1 млрд 816 млн рублей, или 27,5 процента от общего объема доходов. Северная специфика территории обуславливает низкий уровень инвестиционной привлекательности Таймыра (за исключением отраслей добывающей промышленности), необходимость значительных капиталовложений для реализации любых бизнес-проектов. Количество налогоплательщиков на территории Таймыра невелико, а значит, отсутствуют возможности для существенного увеличения налогового потенциала.
«Муниципальный район является чрезвычайно зависимым от организованной Красноярским краем системы межбюджетных отношений, — подчеркнул Олег Шереметьев. — Поэтому ключевой задачей органов местного самоуправления является получение достаточного объема межбюджетных трансфертов из краевого бюджета для эффективной реализации всего спектра закрепленных за ними полномочий. Особенностью деятельности органов МСУ Таймыра по-прежнему остается многообразие и количество реализуемых ими государственных полномочий. В 2013 году бюджет муниципального района будет являться получателем 118 субвенций, передаваемых из краевого бюджета на реализацию 165 делегированных краем госполномочий в сферах образования, социальной и национальной политики».
В соответствии с переходом к программному бюджету начиная с 2013 года ведомственные программы на Таймыре будут реализовываться в сфере социальной политики, консолидируя все виды социальной помощи населению, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики — всего почти на 6 млрд рублей бюджетных средств. Кроме того, на Таймыре в последующие три года будут действовать 15 долгосрочных целевых программ с объемом финансового обеспечения более 420 млн рублей.
«Остро ощущаются на Севере транспортные проблемы, — отметил Олег Шереметьев. — Например, для обеспечения водных перевозок в Диксон, островная и материковая часть которого разделены проливом, используется единственное транспортное средство — теплоход «Станислав Гуменюк». Его состояние можно оценить как критическое. Требуется практически стопроцентная замена стальной обшивки корпуса в связи с многочисленными деформациями вплоть до сквозных пробоин и значительных поражений металла местной коррозией. Кроме того, необходимо произвести замену главного двигателя, вспомогательного дизель-генератора, выполнить дополнительные электротехнические работы по замене внутренних трубопроводов. С удовлетворением отмечаю, что на осуществление этих ремонтных работ Правительством края согласованы бюджетные ассигнования в параметрах бюджета района на 2013 год».
В заключение глава Таймыра сказал, что формирование бюджета муниципального района на 2013 год и плановый период осуществлялось в строгом соответствии со сценарными условиями и подходами, определенными министерством финансов края. При этом в очередной раз отмечен факт их расхождений с аналогичными показателями прогноза социально-экономического развития Таймыра на 2013 год. При согласовании параметров районного бюджета на очередной финансовый год в Правительстве края удалось решить не все проблемы. Однако Олег Шереметьев заверил, что объем финансовой поддержки из краевого бюджета в 2013 году позволит не только обеспечить социально-экономическую стабильность северной территории, но и решить ряд ключевых проблем функционирования социальной сферы и муниципального управления.
Завершил выступления с мест Анатолий Букатов, глава Идринского района, председатель районного Совета депутатов, руководитель Ассоциации глав местного самоуправления «Юг».
Он говорил о передаче государственных полномочий органам местного самоуправления, которая оказывает серьезное влияние на своевременное и качественное оказание услуг населению в различных сферах жизни. Анатолий Букатов отметил, что в последнее время руководители края подняли тему защиты глав муниципальных образований при исполнении ими своих обязанностей по оказанию услуг в сфере образования, здравоохранения и т. д. с точки зрения обязательных для исполнения требований, содержащихся в предписаниях надзорных органов.
Также глава района затронул такие темы, как своевременное предоставление трансфертов из краевого бюджета муниципальным образованиям, мизерные средства на содержание улично-дорожной сети, обеспечение малышей местами в детских садах. По мнению Анатолия Букатова, система местного самоуправления медленно, но верно теряет кадры, и без помощи краевой власти селу с этой проблемой не справиться. Главное здесь, на его взгляд, — строительство жилья для специалистов разного профиля, особенно для врачей и учителей. В крае уже работают программы «Обеспечение жильем молодых семей в Красноярском крае», «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности». Например, в Идринском районе за два года построено 9 индивидуальных домов, причем хорошего качества. А нужно строить хотя бы 9—10 жилых домов в год. Эту работу надо продолжать. Кстати, в новом краевом бюджете заложены средства на реализацию досрочной целевой программы «Об обеспечении жильем работников бюджетной сферы на территориях Красноярского края» на 2013—2015 годы.
«Говорить можно о многом, проблем хватает, но все эти разговоры сводятся в конечном счете к финансовым ресурсам, то есть к зарабатыванию денег, — подытожил Анатолий Букатов. — На мой взгляд, даже психологически подходы территорий меняются, и сегодня главное направление в работе — это пополнение доходной части бюджетов. Динамика тут положительная. Если спросите, довольны ли мы своими бюджетами, наверное, мы ответим, что нет. Но бюджет — это финансовый инструмент. И анализ показывает, что с новым краевым бюджетом вопросы, актуальные для населения, будут решаться на должном уровне. Предлагаю принять краевой бюджет на 2013 год. А по поводу публичных слушаний скажу так. Хорошо, когда есть возможность высказаться, сформулировать свои предложения для решения проблем — это для территорий очень важно. Приходит более четкое понимание логики общих тенденций развития. Считаем очень хорошей практику проведения выездных заседаний комитетов в территориях для обсуждения бюджета, готовы к совместной работе».
С заключительным словом на публичных слушаниях выступил первый заместитель Губернатора — председатель Правительства края Виктор Томенко.
Он отметил эффективное взаимодействие общества и власти при обсуждении проекта краевого бюджета. Виктор Томенко подтвердил, что новый бюджет будет сложным, и предложил собравшимся заглянуть в недавнюю историю. В 2006—2008 годах региональный бюджет был профицитным, в 2008 год край вошел с нулевым государственным долгом, затем достойно пережил глобальный кризис, сохранив все социальные расходы. Тогда у нас был бюджет созидания, предусматривавший досрочное повышение зарплаты бюджетников, введение краевого материнского капитала и другие популярные меры.
«Но край — часть мировой экономики, — напомнил Виктор Томенко. — Это предмет нашей законной гордости, но и предмет переживаний. Мировую экономику отличает нестабильность. И если снижаются цены на цветные металлы, значит, снижаются и поступления в краевой бюджет. Сегодня мы вынуждены наращивать госдолг, чтобы поддержать уровень развития социальной сферы и экономики края. У нас нет задачи накормить кредитные организации — просто мы сделали выбор в пользу развития, хотя могли остановиться на стагнации. Если не вкладывать деньги сегодня в экономику и социальную сферу, завтра край окажется в числе аутсайдеров. Нужно приложить огромные совместные усилия, чтобы выполнить всё то, что заложено в краевом бюджете. Предстоит большая совместная работа, но я уверен, что все у нас получится!»
В завершение работы участники публичных слушаний приняли проект резолюции с рядом конкретных рекомендаций.
Законодательному Собранию рекомендовано принять проект закона края «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 годов». Правительству края совместно с Законодательным Собранием предложено:
Правительству края, в частности, рекомендовано:
В числе рекомендаций органам местного самоуправления отметим следующие:
К первоначальному тексту резолюции, размещенному на сайте Законодательного Собрания, поступило 20 предложений, в ходе публичных слушаний к ним добавилось еще 12 инициатив. После доработки резолюции редакционной группой под руководством заместителя председателя комитета по бюджету и экономической политике Егора Васильева окончательный текст документа будет одобрен на заседании головного комитета и принят на сессии Законодательного Собрания, которая состоится 27 ноября.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.