Депутаты Законодательного Собрания приняли участие в рабочей встрече, посвященной презентации группы компаний «Русская платина» и ее проектов, планируемых к реализации на территории Красноярского края. Помимо руководства компании в числе приглашенных были председатель регионального Правительства Виктор Томенко, главный федеральный инспектор в Красноярском крае Николай Холодов, краевые министры, представители общественных организаций.
Открывая заседание, председатель Законодательного Собрания Александр Усс назвал приход «Русской платины» в регион историческим событием. Спикер особо отметил необходимость плотного взаимодействия краевой власти с ФПГ с целью решения экономических и социальных задач, стоящих перед регионом. По его словам, важно, чтобы группа компаний расценивала Красноярский край в качестве своей «второй родины», была добросовестным налогоплательщиком и понимала всю меру социальной ответственности, которая ложится на нее. Также Александр Викторович отметил, что присутствие в Красноярске главного акционера «Русской платины» — председателя совета директоров Мусы Бажаева свидетельствует о серьезности намерений финансово-промышленной группы.
Виктор Томенко в своем приветственном слове сказал, что Норильский промышленный район для края является стратегическим. В связи с этим внимание к инвесторам, приходящим в НПР, всегда будет пристальным. Также Виктор Петрович напомнил, что Красноярский край в течение нескольких лет является лидером по показателям инвестиций.
В ответном слове Муса Бажаев заявил, что возглавляемый им альянс давно работает на рынке нефтепродуктов, газа и других полезных ископаемых. Интерес к Норильскому промышленному району у «Русской платины» возник в связи с перспективами прибыльности проекта. Во-первых, речь идет о низкой себестоимости добычи металлов платиновой группы. Альянс оценивал аналогичные месторождения платиноидов в Африке и пришел к выводу, что дешевле добывать руду на севере нашего края. Во-вторых, привлекательными выглядят совокупные запасы Черногорского месторождения, лицензия на разработку которого куплена у бизнесмена Михаила Прохорова, и месторождения Норильск-1, лицензия на разработку которого выиграна в результате федерального конкурса.
По словам Бажаева, общие запасы этих двух месторождений составляют порядка 700 миллионов тонн руды, что позволит будущему предприятию существовать на протяжении 40 лет. Сегодня альянс предлагает современный и экологичный проект по строительству нового передела, одобренный государственной экспертизой; есть все необходимые финансовые и организационные ресурсы для начала разработки месторождений, но имеются некоторые шероховатости во взаимодействии с органами местной власти Норильска и руководством Норильского комбината. В частности, речь идет о проблемах с получением землеотвода для строительства дороги к месторождению.
Президент компании Магомед Галаев, ознакомив участников совещания с наглядной презентацией «Русской платины», отметил, что проектная мощность выработки месторождений составит порядка 26 миллионов тонн руды в год. При этом суммарные налоговые отчисления могут достичь 25 миллиардов рублей. «Это прямая выгода, но есть еще и косвенная, которая заключается в том, что мы собираемся создавать до 7 тысяч рабочих мест (включая кооперацию с подрядчиками) и вкладываться в социальную сферу: решать вопросы с жильем, построить пять детских садов и один спортивный комплекс», — отметил он.
Если следовать графику, то новые предприятия в Норильском промышленном районе заработают в конце 2017 года. Но сейчас, по словам президента компании, все упирается в землеотвод под строительство дороги.
После этого участники заседания перешли к вопросам. Первым взял слово глава Норильска Олег Курилов. Он предложил разрешить противоречия через создание рабочей группы, в которую бы вошли представители обеих компаний («Норильского никеля» и «Русской платины»), краевой исполнительной и законодательной власти, а также местной администрации. Это предложение было единодушно поддержано всеми участниками встречи.
Депутат Владимир Седов спросил, какую работу проводит «Русская платина» по минимизации воздействия на экологию в своих предприятиях на Дальнем Востоке. На этот вопрос ответил Магомед Галаев: «На Дальнем Востоке мы добываем чистую самородную платину, не требующую химических реагентов. Мы рекультивируем все земли. Такой метод работы менее всего наносит вред окружающей среде».
Александр Усс подчеркнул, что в последнее время экологическая тема для края приобретает особое значение: «Ваша ссылка на то, как неблагополучно сегодня выглядит Норильск с точки зрения экологии, оправданна. Но те предприятия, которые строились в советское время, невозможно перестроить одномоментно. Важно, чтобы предприятия, которые строите вы, были не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Для экспертизы необходимо подключить общественность, депутатов, экологов».
Галаев заверил, что правительство России провело экологическую проверку норильского проекта, и он был признан правильным. Более того, сегодня группа компаний по своей инициативе намеревается провести международную экспертизу, которая по экологическим стандартам более строга, чем требования российских законов.
«Я за честную конкуренцию, — заявил депутат Михаил Козлов. — Соревнуйтесь с „Норильским никелем“: кто больше заплатит налогов, кто больше построит детских садов. Но хочу обратить внимание на то, что у нас уже были случаи, когда делается презентация важного и нужного проекта, вливаются крупные инвестиции, а затем проходит год — и финансово-промышленная группа просит у власти налоговую льготу. Мы предоставили ее „Ванкорнефти“, а позже не смогли найти нефтепродуктов для аграриев; мы предоставили ее энергетикам, а потом повысились тарифы на электроэнергию для населения; мы предоставили ее „Русалу“ — и видим, что уже четвертый раз переносится запуск Богучанского алюминиевого завода. Вы собираетесь просить у нас льготу?»
Муса Бажаев ответил, что курс «Русской платины» — это социальная ответственность, и группа компаний намеревается всячески это доказывать. В качестве предложения он выразил готовность построить ледовый дворец для предстоящей зимней Универсиады в Красноярске в 2019 году. Подобный объект, по словам председателя Совета директоров, «Русская платина» построила в Хабаровске. Что же касается льгот, то, если потребуется, альянс станет их просить не у края, а у федерации. А главное, зарегистрировано предприятие будет точно в нашем регионе — в Красноярске или Норильске. Соответственно и платить налоги оно будет здесь.
Вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко поинтересовался, откуда предприятие намерено привозить рабочую силу. Также он задал вопрос о взаимодействии «Русской платины» с местными предприятиями. «Тема кооперации — притча во языцех», — заметил депутат. Оказалось, что принципиальная позиция компании — задействовать местные трудовые ресурсы, завозить рабочую силу из других регионов не планируется.
«Это уникальный случай: представители финансово-промышленных групп присутствуют здесь в виде основных акционеров, — заявил депутат Владислав Зырянов. — В условиях тяжелого краевого бюджета мы должны взаимодействовать с такими инвесторами. Принципиально важно, чтобы по итогам сегодняшнего заседания было принято решение о создании рабочей группы. Думаю, многие депутаты могли бы принять участие в ее работе. Мой вопрос такой: вы планируете открывать представительство в нашем крае?» Прозвучал утвердительный ответ. Свое представительство группа компаний намеревается создать не только в Норильске, но и в Красноярске.
Председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Муса Бажаев ответил, что курс «Русской платины» — это социальная ответственность, и группа компаний намеревается всячески это доказывать. В качестве предложения он выразил готовность построить ледовый дворец для предстоящей зимней Универсиады в Красноярске в 2019 году. Анатолий Матюшенко спросил, планирует ли «Русская платина» кооперацию с «Красцветметом». Председатель Совета директоров ответил, что это давний партнер группы компаний, и сегодня ведется диалог о том, чтобы на территории красноярского завода появился цех для обеспечения заказов «Русской платины».
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин спросил, за счет каких энергетических мощностей «Русская платина» планирует обеспечить свою работу в Норильском промышленном районе. По мнению руководства компании, существует несколько вариантов обеспечения энергопотребностей. Во-первых, прорабатывался вопрос с Росатомом, который предложил использовать реактор подводной лодки. Во-вторых, оговаривался вариант кооперации с «Норильскгазпромом». В-третьих, если не удастся договориться с последним, «Русская платина» будет строить газовые установки для выработки электроэнергии на тех месторождениях, лицензию на разработку которых она уже на всякий случай приобрела.
Депутат Артем Черных сделал несколько замечаний относительно презентации проектов «Русской платины» в Красноярском крае: содержание не отвечает его ожиданиям, нет ясности по многим вопросам, хочется большей конкретики. Руководство компании приняло к сведению претензии парламентария и пообещало, что готово неоднократно давать подробные пояснения по всем интересующим его вопросам.
Депутат Владимир Демидов напомнил собравшимся, что «Норильский никель» уже дает налоги в краевой бюджет, а какова перспектива отчислений у альянса, еще неясна. А имеющиеся противоречия, по мнению народного избранника, можно было бы преодолеть в течение последнего года. На это представитель группы компаний ответил, что целый год ушел на судебные тяжбы по итогам конкурса, предоставившего «Русской платине» право на разработку месторождения Норильск-1. И когда последняя судебная инстанция определила, что лицензия принадлежит альянсу, компании начали вести переговоры.
Первый вице-спикер краевого парламента Валерий Семенов заявил, что депутатскому корпусу небезразличны взаимоотношения «Норникеля» и «Русской платины». Последняя говорит о том, что будет заниматься только платиной, а в презентации проекта помимо этого металла значатся медь и никель. Также вызывают беспокойство вопросы налоговых отчислений в краевой бюджет. Кроме того, Валерий Владимирович высказал нарекания по поводу отсутствия конкретики в заработной плате работников предприятия, поскольку от этого зависят финансовые показатели в бюджете края.
Муса Бажаев ответил, что «Русская платина» намеревалась заключить соглашение с «Норникелем» об обмене рудными «хвостами» и даже о создании комбината по общему переделу. Но достичь договоренности не удалось. По поводу же зарплаты работников он сказал, что пока рано называть точные цифры, но уже сейчас группа компаний планирует применять в Красноярском крае премиальные коэффициенты.
Подвел итог заседания Александр Усс: «Мы не раз говорили о необходимости публичного освещения деятельности финансово-промышленных групп — локомотивов нашей экономики, о возможности создать в крае Совет по развитию территории, участниками которого в том числе будут первые менеджеры крупных компаний. У нас начинают появляться обнадеживающие тенденции. Три недели назад „Норникель“ тоже говорил в этом зале о своих планах на будущее. Разговор был более коротким, потому что это давний партнер края, который нам хорошо известен.
Встреча с „Русской платиной“ длилась более двух часов. Считаю, что все прошло на хорошем уровне. Хорошо, если в будущем году на Красноярском экономическом форуме мы выйдем на подписание четырехстороннего договора о реализации проекта. Мы должны оказать доверие и идти вперед».
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.