12 февраля состоялось первое заседание VIII сессии Законодательного Собрания. Губернатор края Виктор Толоконский рассказал о финансово-экономической ситуации в крае и о задачах, которые ставятся перед органами власти в ближайшей и отдаленной перспективе. По словам главы региона, реакция исполнительной власти на падение курса рубля, инфляционные и другие неблагоприятные экономические процессы последовала сразу же. Ежедневный мониторинг, взаимодействие с Законодательным Собранием края, экспертным и предпринимательским сообществом — все это легло в основу так называемого антикризисного плана.
Губернатор заверил, что в первую очередь этот план предусматривает поддержку наиболее чувствительных секторов экономики. Это сельское хозяйство, строительство, лесной комплекс, сфера малого и среднего бизнеса. В то же время исполнительная власть намерена не только «тушить пожар», но и находить точки роста. Для этого, по словам Виктора Александровича, есть предпосылки, заключающиеся в том, что краевая экономика в большей степени ориентирована на экспорт. За счет изменившегося курса рубля ряд крупных компаний получает выручку существенно больше, чем в прошлые годы. Это позволит решать задачи по увеличению доходов и сокращению дефицита бюджета. Кроме того, правительство планирует вести работу по повышению эффективности производства, поскольку в крае существует большая доля незагруженных производственных мощностей в самых разных сегментах экономики.
Целый блок мер антикризисного плана включает сдерживание цен на потребительском рынке. В крае продолжится проведение ярмарочных мероприятий, которые позволят наладить прямые контакты между местным производителем и покупателем, планируется взаимодействие с крупными сетями гипермаркетов. С ними уже заключены соглашения по фиксации цен на товары потребительской корзины. Также введены некоторые правила бесплатного доступа местных сельхозтоваропроизводителей в сети ритейлеров.
Другой ряд мер направлен на поддержку бизнеса (от квотирования до прямой поддержки) и занятости населения. В отношении агропромышленного комплекса планируется новый механизм субсидирования процентной ставки, который позволит провести посевную кампанию. Также будет вестись поддержка строительного комплекса и рынка ипотеки.
Отдельной темы заслуживает бюджетная политика, поскольку обслуживание государственного долга с возросшей процентной ставкой становится тяжким бременем для краевой экономики. По словам губернатора, в текущих условиях необходимо будет максимально заменить коммерческие кредиты бюджетными. Кроме того, Виктор Толоконский поставил задачу перед правительством по сокращению дефицита бюджета с 18,5 млрд до 5 млрд рублей.
По поводу бездумных сокращений чиновников лидер края заявил, что он действительно в начале этого года ставил задачу по сокращению внутренних бюджетных расходов на 5 процентов. Но «министры поступили неэффективно и некорректно», перепоручив эту задачу учреждениям. Губернатор согласился с депутатами: там, где это зависит от качества обслуживания населения, сокращать кадры нельзя.
В заключение Толоконский сказал, что чувствует поддержку депутатов Законодательного Собрания, благодарен им за это. Он заявил, что только общими усилиями обеих ветвей краевой власти удастся эффективно реализовать комплекс антикризисных мер.
Сессия внесла в первом чтении изменения в Закон края «О культуре». В законопроекте устанавливается порядок создания рабочих групп и комиссий при организации масштабных культурных мероприятий. В связи с этим министерству культуры предоставлено право на создание организационных комитетов для проведения культурных мероприятий краевого, российского и международного уровня. Далее законом края устанавливается норма об учреждении краевых государственных премий. При этом, размеры государственных премий Красноярского края, условия и порядок их присуждения и выплаты устанавливаются законами края. Подобные премии были учреждены в Российской Федерации, а также в ряде субъектов.
В Законе края «О культуре» предусмотрена возможность за счет средств краевого бюджета оказывать государственную поддержку творческим работникам путем аренды для них жилых помещений. В настоящее время категория работников, которые вправе получить указанный вид государственной поддержки, ограничена художественным и артистическим персоналом и не включает работников краевых государственных музеев и библиотек, которые остро необходимы. Внесенные изменения позволяют расширить категории получателей данного вида государственной поддержки с учетом кадровых потребностей отрасли. Это позволит привлечь в край квалифицированных специалистов в области библиотечного и музейного дела за счет собственных доходов этих учреждений культуры.
Неожиданную дискуссию на сессии вызвал законопроект о внесении изменений в Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае». По этой теме докладывала министр природных ресурсов и экологии Елена Вавилова. Дело в том, что внесены существенные изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». В новой редакции изложена статья, посвященная категориям особо охраняемых природных территорий, особенностям их создания и развития. Так, исключено понятие «вид» особо охраняемых природных территорий (ООПТ), изменен порядок их создания, из состава таких территорий исключены лечебно-оздоровительные местности и курорты. Изменено правовое положение природных парков, оговорено, что управление ими осуществляется государственными учреждениями субъектов РФ. Управление дендрологическими парками и ботаническими садами осуществляется региональными органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и организациями высшего образования.
Кроме того, федеральным законом о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях уточнены полномочия государственных и муниципальных органов в части осуществления госконтроля. Должностные лица государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемых природными территориями регионального значения, наделяются полномочиями по осуществлению государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Поэтому предлагается внести ряд изменений в Закон «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае». Уточняется порядок создания ООПТ краевого и местного значения и их охранных зон. Исключается норма о резервировании земель для последующей организации особо охраняемых природных территорий, об отнесении ООПТ краевого и местного значения соответственно к краевой и муниципальной собственности. Уточняются полномочия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, сессия внесла изменения в отдельные законы края в сфере социальной защиты прав ребенка. Чтобы запустить процесс финансирования этих важных законов, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты прав ребенка. Указанными законами предлагается предусмотреть полное государственное обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем детей с ограниченными возможностями здоровья и сирот, проживающих в интернатах или общежитиях краевых государственных и муниципальных образовательных организаций. Также предусмотрено обеспечение бесплатным двухразовым питанием всех учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети-сироты, обучающиеся по очной форме обучения, а также студенты, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения. Выпускникам профессионального образования предоставлено право на единовременное денежное пособие и бесплатный проезд на городском, пригородном, а в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
На реализацию Закона «О внесении изменений в отдельные законы края в сфере социальной защиты прав ребенка» требуется на 2015 год почти 903 млн рублей, а на 2016–2017 годы — по 913 млн рублей ежегодно. Расходы предусмотрены в краевом бюджете, выделения дополнительных средств не потребуется. Внесение изменений в Закон края «Об образовании» обусловлено назначением ежемесячной денежной выплаты слушателям с ограниченными возможностями здоровья (согласно федеральному закону выплата полагается только студентам) профессиональных образовательных организаций из семей с доходом ниже прожиточного минимума и детям-сиротам, обучающимся по очной форме обучения в краевых государственных профессиональных образовательных учреждениях. Также предусмотрено назначение выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за успехи в учебе слушателям с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от дохода.
Законопроект определяет условия, размер и порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и выплаты поощрения за успехи в обучении данной категории слушателей, а также порядок предоставления горячего питания. Указанная мера позволит повысить мотивацию к получению профессии. В настоящее время в крае насчитывается 1760 учащихся, подпадающих под действие законопроекта, и они, конечно же, нуждаются в государственной поддержке. Закон принят также в двух чтениях.
В первом чтении приняты изменения в краевой Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан в соответствии с государственной программой Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки населения». Дело в том, что с 1 января 2015 года в рамках подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности» предусматривается реализация трех новых мероприятий по оказанию адресной материальной помощи на компенсацию расходов:
Поправки в закон наделяют органы МСУ края госполномочиями по обеспечению предоставления этой адресной матпомощи. Министр социальной политики Галина Ковалева, напомнила, что в этом году будет праздноваться 70-летие Победы, и добавила: «Дополнительных средств из краевого бюджета на эти меры не потребуется. Они уже заложены в краевой казне».
Также в первом чтении утверждены изменения в Закон края «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае». В целях создания условий для улучшения качества жизни многодетных семей, в том числе для обеспечения безопасного проживания, предлагается предоставить право распоряжения средствами краевого материнского капитала для многодетных семей на ремонт печного отопления и электропроводки в размере до 10 000 рублей.
Депутаты отметили, что мера востребованная, в крае оказывается финансовая помощь на ремонт печного отопления, но лишь тем семьям, где доход ниже прожиточного минимума, тогда как это актуально и там, где он выше.
В первом чтении утвержден ряд изменений в краевой Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения». Изменения в закон наделяют органы МСУ госполномочиями по приему заявлений и документов от граждан, претендующих на получение мер социальной поддержки детям погибших защитников Отечества. Это предусматривает:
Депутат Павел Семизоров спросил, не повлияет ли сокращение соцработников в территориях на исполнение этих обязательств: «Будет ли кому выполнять это?» Министр социальной политики края Галина Ковалева заверила, что никаких проблем здесь не будет.
На сессии парламентарии приняли в первом чтении изменения в Закон края «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц на территории Красноярского края». Как пояснил председатель комитета по вопросам законности и защиты прав граждан Юрий Швыткин, поправки обусловлены тем, что федеральный закон «О статусе военнослужащих» претерпел изменения, поэтому краевые нормы следует привести в соответствие с ним.
Так, правом на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке должны быть наделены члены семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, а также члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом общая продолжительность военной службы должна составлять 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более — вне зависимости от основания увольнения.
Во втором чтении депутаты приняли ряд изменений в краевой Закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения». С 1 января 2015 года Федерация передала полномочия по предоставлению отдельных мер соцподдержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию, органам госвласти в регионах. О сути законопроекта рассказал председатель комитета по здравоохранению и социальной политике Юрий Данильченко. В соответствии с проектом закона края органам местного самоуправления направляют расчетные ведомости с указанием сумм и поименные списки получателей денежных выплат на счета, открытые ими в российских кредитных организациях, в отделения почтовой связи и КГКУ «Центр социальных выплат Красноярского края». Оно будет осуществлять выплату гражданам:
Финансирование этих выплат остается федеральным, суммы и категории не поменялись. Изменился только сам механизм.
Во втором чтении рассмотрен проект документа о внесении изменений в отдельные законы края по вопросам государственной поддержки северного оленеводства.
Закон «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» предложено дополнить статьей, которой устанавливаются субсидии на компенсацию части затрат по наращиванию поголовья домашних северных оленей. Субсидии предоставляются производителям сельхозпродукции, занимающимся разведением домашних северных оленей, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В краевом бюджете на 2015 год на исполнение указанного мероприятия предусмотрены средства в сумме 24 млн 804 тыс. рублей из расчета предоставления субсидий на наращивание поголовья домашних северных оленей по ставке 260 рублей на одну голову при общей численности поголовья 95,4 тыс. особей.
Ранее расходы на эти цели предусматривались в Законе «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». С 2014 года меры по предоставлению субсидий по наращиванию поголовья домашних северных оленей осуществляет орган исполнительной власти края в сфере развития северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов, он же является главным распорядителем бюджетных средств государственной программы по данному направлению.
Депутаты при обсуждении проекта закона на заседании комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов подчеркивали, что государственная поддержка северного оленеводства — важнейшая мера для сохранения исконной среды обитания на Севере, направленная на сохранение основ жизни коренных малочисленных народов.
С информацией о результатах реорганизации органов исполнительной власти края, полученных эффектах и качественных изменениях в государственном управлении на сессии выступил первый заместитель Губернатора — руководитель администрации Губернатора края Сергей Пономаренко.
Докладчик напомнил, что начало процессу было положено еще в мае 2014 года: тогда и. о. губернатора края Виктор Толоконский поставил задачу оптимизировать структуру исполнительных органов государственной власти. В частности, речь шла о 15-процентном сокращении штатной численности государственных служащих, о структурных изменениях и перераспределении функций министерств, агентств и служб.
За прошедший период было сокращено 808 штатных единиц, что составило 18 процентов от общей численности государственных служащих. Экономический эффект достиг 486,5 млн рублей, эти параметры уже заложены в бюджет 2015 года. Кроме того, ряд министерств реорганизован в агентства, перераспределены некоторые функции между органами исполнительной власти и между членами правительства, количество которых также сокращено; ликвидирован институт полномочных представителей губерантора.
Сергей Пономаренко подчеркнул, что проведенные мероприятия в большей степени носят характер структурных: «Мы изменили своего рода оболочку, но предстоят радикальные качественные изменения. 14 января губернатор края поставил новую задачу именно в этом направлении. Предстоит разработать систему зон ответственности, обучения кадров, поработать над сокращением расходов. Кроме того, в 2015 году планируется еще одно сокращение штатов, на этот раз пятипроцентное».
После доклада депутаты обратились к первому заместителю губернатора с вопросами и пожеланиями. Олег Пащенко спросил, куда ушли сокращенные чиновники, какое участие в их трудоустройстве приняла исполнительная власть. Сергей Пономаренко ответил, что сокращение — процесс всегда болезненный, тем не менее власть приняла участие в дальнейшей судьбе людей. Так, часть сотрудников филиалов казначейства была трудоустроена в финансовых органах местного самоуправления, многим специалистам помогли найти себя на рынке труда.
Михаил Козлов, выпав из тренда на сокращение, предложил создать в крае новое министерство — лесного хозяйства. По мнению депутата, отсутствие системного управления в этой отрасли приводит к неконтролируемому вывозу сырья за пределы края, в то же время местные производители и переработчики нуждаются в поддержке. Как считает Михаил Козлов, развитие отрасли и наведение в ней порядка может дать краю доходы, сопоставимые с доходами от добычи цветных металлов.
Павел Семизоров обратил внимание на важность темы северных территорий — министерство по делам Севера было реорганизовано в агентство, не приведет ли этот шаг к ослаблению внимания к северным проблемам? Борис Мельниченко предложил радикальную меру: вдвое сократить количество сельских Советов, объединив в один близко расположенные населенные пункты. Сергей Пономаренко пояснил, что это достаточно трудоемкая процедура — потребуется проводить местные референдумы, кроме того, сельчане и так обделены присутствием федеральных и краевых структур (отделений банков, почты и т. д.). Если ликвидировать еще и администрации — за каждой справкой придется ездить за несколько десятков километров. «Я живу в селе, знаю настроение людей — большинство за такое сокращение. В сельском хозяйстве, в реальном секторе не хватает рабочих рук, а штаты администраций раздуты», — продолжал свою линию Борис Мельниченко. «Так давайте попробуем провести подобный эксперимент в Солгонском», — предложил Пономаренко. «В Ужурском районе», — тут же расширил границы эксперимента депутат.
Юрий Данильченко обратил внимание еще на одну проблему — огромное количество отчетов, над которыми кропят все уровни исполнительной власти, начиная с органов местного самоуправления. «Вы анализировали это количество бумаг, которые зачастую дублируют друг друга?» — поинтересовался депутат. Сергей Пономаренко ответил, что да, безусловно, анализировали, и тут же посетовал, что сложная система отчетности — требование федерального законодательства и чаще всего формируется именно из федеральных информационных запросов. В то же время ситуация может измениться с внедрением электронного документооборота, кстати, за неэффективную разработку которого «поплатилось» — если так можно сказать — министерство информатизации, реорганизованное в агентство.
Заслушав еще несколько ответов заместителя губернатора, депутаты приняли информацию к сведению. Выступавший последним заместитель председателя Законодательного Собрания Алексей Клешко заверил коллег, что комитет по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества «держит руку на пульсе» проводимых мероприятий, и пообещал рассмотреть весной вопрос об эффективности работы московского представительства Красноярского края.
Достаточно сложным и эмоциональным был сегодня разговор на сессии Законодательного Собрания об отчуждении имущества государственного предприятия Красноярского края «Центр транспортной логистики» путем продажи 51 процента акций акционерного общества «ЭРА Групп».
Это планируется сделать для повышения инвестиционной привлекательности аэропорта Красноярск в соответствии с постановлением Законодательного Собрания края. Таким образом, будет оптимизирована структура хозяйственных обществ в сфере деятельности, обеспечивающей его функционирование, на базе акционерного общества «ЭРА Групп». А если проще, краевая власть хочет найти инвестора для модернизации красноярского аэропорта, который, по словам вице-спикера Алексея Клешко, «является худшим в Сибири».
В настоящее время единственным акционером этого общества является государственное предприятие «Центр транспортной логистики». Для модернизации инфраструктуры, строительства нового пассажирского терминала и привлечения инвестора в аэропорт Красноярск (Емельяново) ГПКК «ЦТЛ» обратилось с заявлением о согласовании отчуждения 51 процента акций «ЭРА Групп». В связи с тем, что их балансовая стоимость (396,4 млн рублей) превышает 15 млн рублей, отчуждение такого имущества невозможно без согласия Законодательного Собрания. Ранее министр транспорта края Сергей Еремин проинформировал парламентариев о том, что в случае положительного решения пакет акций планируется выставить на торги уже в феврале этого года.
Необходимость масштабного ремонта и модернизации инфраструктуры с осуществлением серьезных инвестиционных вложений подтверждена в ходе проведения технического аудита. Разработан мастер-план развития аэропорта до 2030 года, предусматривающий капвложения на сумму 16,7 млрд рублей, в том числе в краткосрочной перспективе (до 2017 года) — 6,2 млрд рублей на строительство первой очереди нового пассажирского терминала и реконструкцию перрона перед ним.
При обсуждении этой темы явственно ощущалось недоверие законодательной власти. Как объяснил на сессии депутат Владимир Демидов, за постсоветскую эпоху на красноярскую авиацию и ее инфраструктуру было сделано «три захода». В итоге была потеряна базовая авиакомпания, раздроблена инфраструктура аэропорта. Тем не менее Владимир Демидов считает, что нужно двигаться дальше. Может быть, будут и ошибки, но что-то делать с воздушными воротами города надо.
Депутатов также интересовало, выбран ли инвестор. Министр транспорта края Сергей Еремин сказал, что этот вопрос решится в течение 1,5–2 месяцев. В связи с этим депутат Артем Черных поинтересовался, существует ли «точка возврата», когда исполнительная власть поймет, что инвестора необходимо заменить. Министр транспорта края ответил, что такой рубеж — до первой декады декабря нынешнего года.
Свое недоверие своеобразно выразил Олег Пащенко. По его мнению, в России строятся крематории не потому, что людей хотят сжигать, а потому, что земли нет, она раскуплена. «От нас ничего не зависит», — подытожил он. Артем Черных сказал, что будет голосовать «против», поскольку нет гарантий того, что инвестор не разорится, а 51 процент проданных ему акций не пропадет. Похожую точку зрения выразил Егор Васильев.
Ситуацию обрисовал вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко: «У нас тут прикрываются Универсиадой. Но не надо забывать, что нынешний терминал строился как ангар. Люди сегодня вылетают в небо из бывшего ангара. Мы имеем сегодня худший аэропорт в Сибири. Поэтому давайте о земляках заботиться. Прозрачность процесса и контроль со стороны законодательной и исполнительной власти в этом процессе очевидны».
Подвел черту председатель Законодательного Собрания Александр Усс: «Напомню о роли губернатора, который инициировал этот проект. Действительно, эта схема была предложена Виктором Александровичем лично. И если речь идет о его участии в подготовке инвестиционных соглашений, то чаша эта его не минет. Как известно, в схеме, которая нам предлагается и будет вынесена на суд общественности, он постарается доказать свою правоту. Уверен, что никакой закрытости в этой схеме не будет точно, и не исключаю, что все мы, а не только те, кто входит в рабочую группу, сможем внести свои предложения по совершенствованию предложенного проекта, если они у нас будут. Эта тема настолько публична, что реализовать ее „под столом“ просто невозможно, да никто перед собой эту задачу и не ставит. Мое личное мнение: предложенный проект — честная, управляемая со стороны Красноярского края идея. То, что нам решение оттягивать нельзя, для меня очевидно».
Подавляющее большинство депутатов согласились со спикером. Отчуждение имущества было одобрено 35 голосами «за» при четырех «против».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.