Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

25 июня состоялось седьмое заседание VIII сессии Законодательного Собрания. Для участия в нем зарегистрировались 44 депутатов. В начале обсуждения на трибуну поднялся Олег Пащенко, чтобы высказать свое мнение о «тревожном, болезненном, не терпящем промедления» вопросе — ликвидации оптового алкогольного центра. Он напомнил, что вопрос о ликвидации центра рассматривался на предыдущем заседании сессии, при этом «никто даже намеком не проинформировал депутатский корпус, что еще два месяца назад, 10 апреля, было подписано распоряжение о ликвидации этого центра. Лабораторию частично вывезли, людей уволили, а потом уже на сессию вынесли вопрос о согласовании. А сегодня он вновь значится в нашей повестке».

Губернатор в ответ указал на то, что работа оптового алкогольного центра вызывала много вопросов: «Какая-то краевая марка покупалась за большие деньги, которые потом не шли в бюджет, а растворялись в недрах алкогольной ассоциации. А между тем в регионе была практически полностью уничтожена собственная алкогольная промышленность. И при этом Красноярский край был в лидерах по количеству контрафактной продукции».

Виктор Толоконский признал, что его подчиненные «наверное, допустили тут небрежность, нужно было решение о ликвидации сразу согласовать с Законодательным Собранием. Я разберусь! Больше никто такого допускать не будет, все нормы Устава края я свято соблюдал и буду соблюдать. Но я губернатор, выбранный населением, и не могу позволить, чтобы это население обманывали».

Сессия заслушала и обсудила отчет первого заместителя губернатора края Виктора Томенко о работе возглавляемого им правительства в 2014 году. Он  заявил, что прошедший год «нельзя назвать рядовым». В мае Красноярский край покинул губернатор Лев Кузнецов, что автоматически привело к сложению полномочий правительства. Новым лидером стал Виктор Толоконский, который стал выстраивать свою команду, и фактически полгода в органах исполнительной власти происходили кадровые и структурные изменения. При этом значительно видоизменился блок руководителей, курирующих сферу энергетики и жилищно-коммунального комплекса. «Сложности переходного периода было преодолеть непросто, хотя внешне это было не так заметно, — сообщил премьер. — Тем не менее мы смогли сохранить управляемость, подготовиться к зиме и нормально пройти отопительный период, провести оздоровительную кампанию, ремонт детских садов и школ. Все процессы были осуществлены».

Говоря об итогах, Томенко сделал акцент на том, что все обязательства перед населением выполнялись в соответствии с планами. Реализовывались задачи по укрупнению и развитию социальной сферы, были открыты шесть новых школ на 1600 мест, реорганизовывалась сеть профобразования, осуществлялся ремонт имеющихся медицинских учреждений и проектировались новые (перинатальные центры в Ачинске и Норильске), завершены работы по ряду спортивных объектов (Красноярск, Сосновоборск, Дудинка), продолжилось развитие Сибирского федерального университета.

В сфере культуры также были достижения. На протяжении года проводились международные и региональные фестивали и конкурсы, посвященные 80-летию края. Продолжается подготовка к празднованию 400-летия Енисейска, в рамках которой проводится восстановление памятников архитектуры. Труппа драматического театра имени А. С. Пушкина и поклонники театрального искусства наконец получили обновленное здание в Красноярске. Важная работа проводилась по переселению граждан из аварийного жилья (более 3 тыс. человек обрели новый кров). Кроме того, регион последовательно исполняет майские указы президента в части повышения зарплаты бюджетников.

Виктор Томенко также рассказал, что 2014-й стал годом подготовки к Универсиаде. Утвержден план мероприятий, выделены средства на финансирование проектных работ, которые должны завершиться к концу этого года. Помимо прочего сформирована программа развития инфраструктуры и благоустройства Красноярска.

Отдельно премьер осветил экономическую тему. По его словам, с приходом нового губернатора состоялась перезагрузка правительства, многие вопросы получили новое развитие. Обозначенные Виктором Толоконским приоритеты легли в основу краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016—2017 годов. В качестве базовой задачи поставлено сокращение дефицита и увеличение доходов. В течение года проводилась большая работа по выявлению резервов, повышению эффективности расходов, выстраиванию тесных отношений с крупными налогоплательщиками и федеральными органами власти. Кроме того, значимые изменения внесены в систему управления госсобственностью. И здесь, подчеркнул Томенко, правительству помогали депутаты Законодательного Собрания.

Председатель правительства также рассказал об антикризисных мерах и заявил, что «наиболее острый период мы прошли без системных сбоев». Из негативных моментов он отметил закрытие пивоваренного завода в Красноярске, птицефабрики «Сибирской губернии», банкротство некоторых подрядчиков в дорожном строительстве, снижение активности на потребительском рынке и уменьшение объемов ипотечного кредитования. Вместе с тем премьер отметил, что реальный сектор (металлургия, нефтедобывающая и наукоемкая промышленность) в основном чувствует себя неплохо. В числе новых проектов продолжается строительство нефтепровода Куюмба — Тайшет, готовится к запуску Богучанский алюминиевый завод.

В завершение своего выступления Виктор Петрович поблагодарил депутатов за поддержку и внимательное отношение к работе правительства. После этого началось обсуждение отчета.

«Сколько налогов в краевой бюджет поступает от лесного бизнеса?» — спросил депутат Анатолий Быков и посетовал, что девять предприятий-инвесторов в крае уже банкроты, но им выделены тысячи гектаров леса. Виктор Томенко ответил, что с учетом подоходного налога казна обогащается примерно на 1,5 млрд рублей от предприятий этой отрасли. Если же говорить о показателях, то заготовка составляет 15 млн кубометров леса в год. Из этого объема примерно половина перерабатывается на территории края. Занятость в лесном комплексе края составляет 30 тыс. человек со средней зарплатой примерно 20 тыс. рублей.

Депутат Виктор Кардашов обратил внимание на то, что под Красноярском строится гигантский магазин, который по численности работников будет равен «Красмашу». Как его появление отразится на действующей торговой сети и начинают ли туда готовить кадры — вот что интересовало парламентария. Премьер сказал, что органы исполнительной власти никаких специальных решений по этому гипермаркету не принимали. «Если инвесторы решили войти на рынок, значит, они понимают, как будут отстаивать свои позиции», — предположил председатель правительства и добавил, что кадровый вопрос, вероятно, решится за счет перераспределения между работодателями и соответствующей реакции учебных учреждений.

Народный избранник Николай Трикман затронул сразу две темы. Первая из них касалась повышения стоимости лекарств, а вторая — строительства детских садов и школ. «Если бы край сам производил медикаменты, мы бы могли повлиять на цены, — заявил Виктор Томенко. — А на сегодня мы можем только сделать понятным и прозрачным заказ на приобретение лекарств». По поводу очередей в детсады премьер заверил, что в 2016 году удастся решить проблему. Что касается школ, то и эта тема постоянно находится в поле зрения правительства.

Юрий Швыткин затронул вопрос эффективности органов власти и предположил, что, возможно, стоит ввести практику выездных заседаний правительства края. «В рамках разумности это можно сделать, — сказал он. — Мы выезжаем в районы, встречаемся с жителями, и они ставят вопросы, требующие оперативного вмешательства. Но депутаты не наделены такими полномочиями, какими обладают органы исполнительной власти».

Виктор Томенко прокомментировал предложение парламентария в том духе, что выездной формат работы и так уже практикуется. Члены правительства участвуют в совместных выездных заседаниях комитетов Законодательного Собрания (например, вице-премьер Леонид Шорохов постоянно путешествует по краю с депутатами-аграриями). Кроме того, активно выезжает на территории губернатор Виктор Толоконский. Но в принципе формат проведения тематических выездных мероприятий правительства, возможно, стоило бы рассмотреть.

«С северных территорий поступают тревожные звонки о том, что появились проблемы с продуктами питания», — обратил внимание депутат Александр Дьяков и попросил разъяснить ситуацию с северным завозом.

Томенко заверил, что до четвертого квартала прошлого года ситуация была стабильной, и сегодня завоз продолжается. Если же говорить о реализации и хранении продукции, то это уже задачи бизнеса, в деятельность которого органы исполнительной власти предпочитают не вмешиваться. Но проблему по конкретным населенным пунктам председатель правительства пообещал взять на карандаш.

Парламентарий Михаил Козлов спросил, есть ли возможность освободить от платы за капитальный ремонт граждан, чей возраст превышает 65 лет. Также Михаил Алексеевич затронул тему продления сроков открытия спецсчетов для товариществ собственников жилья. А его третьим вопросом стало финансирование объектов Универсиады — не будет ли оно сокращено, коль скоро уже урезали средства на организацию чемпионата мира по футболу в России.

На первый вопрос последовал такой ответ: выстроенная федеральным законодателем система привязана не к личности, а к конкретному жилому объекту, который будет стоять и после смерти домовладельца, а жилье перейдет по наследству. По поводу сроков Виктор Петрович сказал, что нужно посмотреть нормативную базу, возможно ли это. А насчет Универсиады заверил, что финансовые решения приняты, никакого урезания смет не предполагается.

Депутат Павел Семизоров задал два вопроса. Первый касался создания специальной рабочей группы по тарифам ЖКХ, второй — реструктуризации государственного долга края. По теме жилищно-коммунальных услуг Виктор Томенко сказал, что не припомнит момента, чтобы этим вопросом не занималась бы какая-либо уже созданная рабочая группа или комиссия. Но в целом он поддержал инициативу депутата. А по госдолгу премьер представил подробную информацию.

На 1 января 2010 года задолженность края составляла чуть более 10 млрд рублей. А на начало этого года долг уже был равен 68,7 млрд. Из них 2,2 млрд — госгарантии края, которые после погашения долга не надо будет отдавать. Из оставшихся 66 млрд рублей 14 млрд нужно погасить в 2015 году, столько же — в 2016-м, 20 млрд — в 2017-м, 11 млрд — в 2018-м и 7 млрд — в 2019-м. По структуре госдолг выглядит так: 44 млрд рублей — это облигации края (по ним у нашего региона несколько лет подряд самые лучшие размещения); 13 млрд рублей — кредиты коммерческих банков; 9 млрд — это возвратные и, как выразился Виктор Петрович, почти бесплатные федеральные кредиты.

В этом году доходы краевого бюджета должны составить 145 млрд рублей. С учетом дополнительных заимствований (в 2015 году плюс 16 млрд рублей) госдолг все равно будет меньше этой суммы. А законодательство предусматривает возможное вмешательство федерального центра в случае, если заимствования больше собственных доходов. «Нам до этой цифры еще далеко, — успокоил председатель правительства. — Но это не означает, что мы будем и дальше наращивать долг. Поставлена задача губернатора по его сокращению, и мы минимизируем этот показатель до возможного уровня».

По итогам обсуждения сессия приняла Постановление Законодательного Собрания    «Об отчетах Губернатора Красноярского края и первого заместителя Губернатора Красноярского края — председателя Правительства Красноярского края о работе Правительства Красноярского края за 2014 год», которое содержит ряд конкретных рекомендаций органам исполнительной власти.

Депутаты одобрили в двух чтениях изменения в прогнозном плане приватизации краевого имущества на ближайшие три года. Напомним, что в план приватизация, в частности, включен 51% акций ОАО «Гостиница Октябрьская». Постановлением Законодательного Собрания края оно исключено из перечня социально значимых краевых унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в краевой собственности. Ждут приватизацию и некоторые имущественные объекты краевой собственности, относящиеся к газовому хозяйству. За счет приватизации их стоимость планируется внести в уставный капитал ОАО «Красноярсккрайгаз». Это необходимо для формирования единого механизма ценообразования на сжиженный газ, реализуемый населению края.

При обсуждении вопроса о гостинице депутат Владимир Демидов поинтересовался у руководителя агентства по управлению государственным имуществом края Игоря Айзенберга, почему в принципе прибыльное предприятие выставляется на торги. Чиновник ответил, что при наличии 51% акций, а в деньгах это составляет 159 миллионов рублей, доля дивидендов, которые поступают в бюджет, не превышают трех миллионов. Депутат Владимир Бедарев был более категоричен. Он сказал, что вообще против любой приватизации, тем более предприятия, которое приносит прибыль.

В эту дискуссию пришлось вмешаться председателю Законодательного Собрания Александру Уссу. В частности, он сказал: «В соответствии с федеральным законодательством край должен был давно избавиться от любого имущества, которое не связано с государственными функциями. К чему это ведет, мы с вами знаем. Периодически создается кормушка для определенных людей, предприятие доводится до убогого состояния и потом уходит за бесценок. Никакого государственного значения гостиница «Октябрьская» не имеет. Может, руководитель соответствующего департамента там в баню ходит по субботам — вот и все. Просто в краевом законодательстве нет мер реагирования на невыполнение требования федерального закона. У нас тянут с птицефабриками, гостиницами и прочими вещами, которые не имеют отношения к решению властью своих непосредственных задач».

В итоге депутаты утвердили поправки в план приватизации краевого имущества на ближайшие годы.

В первом чтении приняты изменения в Закон края «Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта». По словам министра транспорта Сергея Еремина, это необходимо сделать в соответствии с последними изменениями в Бюджетном кодексе РФ. Согласно действующему краевому законодательству отдельным категориям гражданам оказываются меры социальной поддержки в виде предоставления права на проезд по территории Красноярского края на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов, а при их отсутствии — междугородных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения по социальной карте (в том числе временной), единой социальной карте Красноярского края, единому социальному проездному билету или социальному транспортному приложению универсальной электронной карты.

При этом перевозчики недополучают доходы в связи с перевозкой указанных граждан. Недополученные доходы им могут быть возмещены только предоставлением субсидий. Таким образом, необходимо установить возмещение убытков в связи с предоставлением отдельным категориям граждан услуг общественного транспорта по социальным картам (в том числе временным), единой социальной карте Красноярского края, единому социальному проездному билету или социальному транспортному приложению универсальной электронной карты.

Законопроектом также предлагается исключить полномочия правительства по выдаче и замене единых социальных карт Красноярского края (в том числе временных). Отличие единых социальных карт нашего региона от социальных карт состоит только в том, что первые имеют банковское приложение, а вторые — нет. При этом единые социальные карты практически не востребованы у населения, что говорит об отсутствии необходимости в их выдаче.

Отметим, ранее выданные гражданам единые социальные карты Красноярского края будут по-прежнему приниматься к оплате. Замена единых социальных карт на социальные карты не предусматривается, за исключением случаев порчи или утраты.

При обсуждении этого законопроекта депутат Вера Оськина выразила сомнение в «равной доступности» транспортных услуг. По словам законодателя, в ее адрес нередко поступают жалобы от населения, что, например, не все автобусы заезжают в определенный населенный пункт. Касается это, в частности, Манского района. Людям приходится идти до ближайшей остановки 2—3 километра. Министр согласился, что такая проблема существует. Но есть маршруты внутрирайонного направления, а не только междугородные. Тем не менее он признал, что эти «точечные моменты» в министерстве в дальнейшем будут учитывать.

Также сессия рассмотрела два законопроекта, связанных с отдыхом и образованием детей. Если по первому законопроекту — «О внесении изменений в закон края «Об обеспечении прав детей на отдых, оздоровление и занятость в Красноярском крае» — вопросов не возникло, то по второму — «О внесении изменений в Закон края «Об образовании» — депутаты высказали ряд замечаний и предложений министру образования Светлане Маковской. По поводу создания специализированных классов (физико-математических, естественнонаучных, инженерно-технологических) Валерий Сергиенко и Всеволод Севастьянов посетовали на то, что сегодня в школе упор делается на гениев, а трудовое воспитание совершенно упущено.

Валерий Сергиенко сказал: «Физика с математикой — это хорошо, а на земле-то кто работать будет? Даже в сельских территориях детям запрещено работать на приусадебных участках, барчуков растим при таком подходе». Всеволод Севастьянов поддержал коллегу, предложил изучить вопрос о трудовом воспитании школьников и, возможно, разработать краевой законопроект.

Депутат Артем Черных спросил у министра, как будет производиться оценка качества образовательной услуги и почему закрывается специализированное учреждение для трудных ребят. Светлана Маковская пояснила, что министерство получило полномочия на оценку доступности образовательной услуги, а не образовательной деятельности. Результаты оценки будут публиковаться в СМИ, с ними смогут ознакомиться родители и ученики. По поводу закрытия вечерней школы вопрос очень серьезный, и его надо обсуждать отдельно. Оба законопроекта приняты в двух чтениях.

Депутаты обсудили законопроект «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в Красноярском крае». Он призван повысить адресность мер соцподдержки. В частности, документ предусматривает выплаты по 70 тысяч рублей многодетным малообеспеченным семьям на селе для развития личного подсобного хозяйства — покупку коров, кормов для них, а также на ремонт печного отопления и электропроводки. Законопроект был принят на минувшем заседании сессии в первом чтении. Сегодня законопроект получил одобрение и во втором чтении.

Также во втором чтении принят проект закона «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края». В первом чтении документ был поддержан на сессии 3 июня. Он предусматривает социальные гарантии для дружинников, регламентирует их деятельность, а также выдачу нарукавных повязок и удостоверений.

Кроме того, во втором чтении принят проект закона «О запрете розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Красноярского края». Напомним, что депутаты на заседаниях комитетов не раз отмечали высокий социальный запрос и поддержку населения в деле запрета розничной продажи алкогольных тонизирующих напитков в условиях роста их потребления молодежью и подростками. Общеизвестно, что эти напитки наносят серьезный вред здоровью, обладают эффектом ускоренного привыкания и, как следствие, провоцируют алкоголизм среди молодежи.

Депутаты вновь заслушали информацию заместителя председателя Правительства края Юрия Лапшина о схеме теплоснабжения Красноярска и порядке ее утверждения. Напомним, что на прошлой сессии, которая состоялась 3 июня, эта схема удивила депутатов. Речь шла о серьезном реформировании отрасли, о тарифной политике, что может повлиять на благосостояние жителей миллионного города и в целом на экономику региона. Тревожные тенденции и стали причиной внепланового доклада, который инициировали депутаты.

По словам Юрия Лапшина, после предыдущего разговора на сессии в правительстве края прошло серьезное совещание по обсуждению схемы теплоснабжения в Красноярске. Выводы рабочей встречи были доложены губернатору края. Было принято решение письменно обратиться к министру энергетики РФ Александру Новаку с просьбой-предложением вернуть схему теплоснабжения для доработки и устранения тех замечаний, которые не нашли своего отражения при доработке схемы.

Кроме того, в ходе экономического форума в Санкт-Петербурге состоялась встреча губернатора с министром, во время которой была повторена просьба вернуть представленную схему на доработку в Красноярск. «В настоящее время мы находимся в оживленном диалоге с министерством энергетики на предмет возвращения этой схемы, — сказал Юрий Лапшин. — После соответствующих процедур, публичных слушаний мы представим новую схему для утверждения в министерство энергетики РФ».

По этому поводу несколько слов сказал и председатель Законодательного Собрания Александр Усс: «Наше неподготовленное рассмотрение этого вопроса на последней сессии вызвало череду действий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Полагаю, что сегодня в этом зале не время и не место устраивать дискуссию по существу, но в целом предварительные консультации, которые прошли в течение двух недель с участием разработчиков проекта, дают основания надеяться на поиск взаимоприемлемых решений. И они будут соответствовать интересам всех субъектов, работающих в этом направлении, а самое главное — жителей Красноярска. Совершенно очевидно, что повторение очередной «ферросплавной истории» в Красноярске невозможно. И принять представленную нам схему теплоснабжения — это значит вызвать очень большой общественно-политический резонанс».

В рамках традиционного выступления представителей политических партий, не представленных в краевом парламенте, депутаты заслушали первого секретаря Красноярского крайкома партии «Коммунисты России» Андрея Селезнева.

Андрей Валерьевич выразил сожаление, что только его партия изъявила желание выйти на трибуну Законодательного Собрания, хотя активность в общественной жизни края проявляют и многие другие, например, «Патриоты России», «Гражданская платформа» и «Яблоко». Это свидетельствует либо о низкой политической культуре, либо о том, что непарламентские партии не считают эффективным такой формат взаимодействия с Законодательным Собранием.

«Наша партия предлагает в сентябре провести совещание по вопросу о реализации регионального закона о взаимодействии политических партий с законодательным органом власти», — сообщил Андрей Селезнев.

Оппозиционер также представил предложения в сфере экономики — отказаться от финансовой помощи крупному бизнесу и перейти к прямым государственным инвестициям в проекты промышленного и сельскохозяйственного производства. Другим приоритетом, по мнению Андрея Валерьевича, должно стать развитие инфраструктуры. Кроме того, коммунист поставил под сомнение необходимость адресной социальной поддержки и заявил, что должен быть установлен социальный стандарт для граждан, а если доход недотягивает до этого стандарта, то недостающая сумма должна компенсироваться в виде социальной помощи.

В завершение Андрей Селезнев сказал, что наблюдал за сегодняшней дискуссией о работе правительства и пришел к выводу, что Красноярскому краю повезло с губернатором, но губернатору не повезло с правительством, которое не мыслит стратегически.

Спикер краевого парламента Александр Усс поблагодарил выступавшего, отметив, что его доклад был интересным и полезным, и предложил сотрудничать с Законодательным Собранием в рабочем формате.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье