28 октября депутаты профильного комитета по здравоохранению и социальной политике Законодательного собрания Красноярского края обсудили эффективность использования бюджетных средств, выделенных на содержание региональных государственных учреждений центров занятости населения.
В 2014 году в Красноярском крае запустили проект государственной программы «Содействие занятости населения». Основной ее целью стало создание условий, способствующих развитию рынка труда в регионе. Кроме того, программа предполагает предотвратить рост напряженности на рынке труда. Объем финансирования госпрограммы на 2014-2018 гг. предусмотрен в размере 8,5 млрд рублей. Из них 55,1 % поступили из федерального бюджета, еще 49,9 % — из краевого.
Как рассказал на заседании комитета глава краевого агентства занятости населения Виктор Новиков, в рамках государственной программы для улучшения ситуации на рынке труда в региона создано три подпрограммы: активная политика занятости населения и соцподдержка безработных граждан; обеспечение реализации госпрограммы; оказание содействия добровольцам в переселении в Красноярский край, находящихся за рубежом. «В результате реализации государственной программы к концу 2018 года уровень общей безработицы составит не более 5,7 %, уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1,4 %, уровень исполнения расходов бюджета составит не менее 97 %. Мы планируем сохранить свои позиции — это уровень общей безработицы пока предусмотрен ниже средних значений по Сибирскому федеральному округу, уровень зарегистрированной безработицы также предусмотрен ниже федерального значения», — пояснил Новиков.
Несмотря на низкие значения безработицы, в Красноярском крае по сравнению с другими регионами СФО больше всего безработных проживает в Енисейском, Бириллюском, Абанском районах и часть северных территорий. В этой связи депутаты профильного комитета отметили, что каждому району нужен паспорт, который бы отражал потребность в тех или иных рабочих местах.
Однако, как оказалось, замечания депутатов на этом не закончились. Далее аудитор Счетной палаты региона Лариса Титова рассказала о проверки в центрах занятости населения региона. Так, по результатам анализа нормативно-правовой базы Счетная палата выявила ряд недостатков, в частности, госпрограмма «Содействие занятости населения» не содержит мероприятий по содействию занятости находящимся под риском увольнения, несмотря на то, что это закреплено в требованиях федерального законодательства. Кроме того, анализ рынка труда за 2014 год, по словам Титовой, показал наличие как положительных, так и отрицательных тенденций.
Подробнее аудитор остановилась все же на проблемах, одна из которых связана с отсутствием сбалансированности спроса и предложения. Так, превышение спроса на рынке труда региона отмечается только лишь по рабочим профессиям — рабочий и уборщик. Кроме того, отмечено наличие теневой занятости — за 2014 года за содействием в поиске работы обратилось 111 тысяч человек, показатель обратившихся снизился на 13 %. При этом, численность лиц в трудоспособном возрасте незанятых трудовой деятельностью и учебой держится на одном уровне и составляет 290 тысяч человек. «Следующая проблема — это наличие скрытой безработицы. Разница между численностью безработных по методологии Международной организации труда и зарегистрированных в службе занятости в 2014 году составляла 57 тысяч человек. Разрыв же обусловлен такими причинами, как низкий уровень пособий по безработице, нежелание безработных обращаться в службу занятости, а также возможностью найти работу в неформальном секторе экономики с доходами выше, чем пособие», — рассказала Лариса Титова.
Кроме того, в регионе фиксируются случаи, когда работодатель не оповещает об предстоящем увольнении работников службу занятости. Численность же граждан, предполагаемых к высвобождению от должности увеличилась на 40 %, высвобожденных на 30 %, находящихся под риском увольнения — на 50 %. Численность работающих неполное рабочее время по инициативе работодателя увеличилась, по данным Счетной палаты, за три года на 25 %. Также в Красноярском крае отмечается и увеличение численности детей-сирот, получателей пособий по безработице — за 3 года увеличение составило 13 % (980 человек). И это несмотря на то, что большинство таких детей закончили учреждения среднего профессионального образования.
Напомним, что для решения проблем по безработице в регионе координатором по поручению губернатора был назначен министр экономического развития Красноярского края. Кроме того, для реализации мероприятий, направленных на ликвидацию безработицы и содействию занятости населения, в регионе был создан координационный комитет. Однако, по данным Счетной палаты, за три года его существования не было проведено ни одного заседания комитета, а структура агентства занятости населения до сих пор не утверждена губернатором.
Лариса Титова также отметила, что в среднем за 2014 год на одного работника центра занятости населения по Красноярскому краю приходилось 1154 услуги. Однако при равной численности работников, населению предоставляется разное количество услуг. «Это свидетельствует о необходимости проведения анализа рабочей услуги и оптимизации численности. Например, при численности в 27 штатных единиц в Железногорске один работник предоставляет 600 услуг, а в Канске — 1500», — пояснила аудитор.
По результатам контрольной проверки Счетная палата предложила правительству края устранить нарушения, а также рассмотреть возможность закрепить за одним органом исполнительной власти в полном объеме полномочия в областях охраны труда и содействию занятости населению. Титова также подчеркнула, что на момент подготовки отчета агентство занятости уже начало устранять недостатки, в частности, было приведено в норму штатное расписание, нормативная численность работников и прочее.
В свою очередь, Виктор Новиков отметил, что отчет и проверка Счетной палаты важны для агентства и уже сейчас устранены некоторые замечания, а также продолжаются мероприятия по устранению еще ряда недостатков. «Конечно, то, что от нас зависит, мы естественно сейчас будем устранять и все сделаем. Нами уже подготовлен план мероприятий и с учетом этих замечаний, мы его дополним и передадим в Счетную палату», — добавил Новиков.
Председатель комитета Юрий Данильченко попросил главу агентства обратить особое внимание на процедуры по закупкам, потому как Счетная палата отметила, что в большинстве случаев отсутствует планирование закупочной деятельности.
«Мы рассмотрели программу, сумма в 8 млрд рублей — это очень приличная сумма. Мы услышали мнение депутатов о том, что работать нужно не только на безработных, но и на предотвращение, предвосхищение, потому что мало проводится различных мероприятий, касающихся занятости населения. Конечно, это была бы определенная тактика, которая бы позволила эффективно использовать вот эти средства. 5 % незанятого населения — это цифра хорошая, на самом деле, по сравнению с другими территориями. Мы выглядим очень прилично. Наш центр занятости один из самых прогрессивных, но говорить о том, что все там гладко, — мы не можем. Поэтому мы дали поручение, будем смотреть за этой программой. Вносить коррективы, особенно в то, что отметила Счетная палата. Мы отметили, что есть скрытая безработица и над этим надо еще работать центру занятости. Я думаю, что непочатый край работы есть как раз в территориях, с теми людьми, которые не хотят работать. С этим я часто сталкиваюсь: им предлагают работу, но они лучше получат пособие по безработице и потратят его на спиртные напитки — такие есть. Считаю, нам нужно и с такими работать, работать и в этой области, потому что это бюджетные деньги. Кроме того, важно, чтобы люди могли получить работу в наше время, когда есть нестабильная экономическая ситуация. Это тоже важно», — рассказал Юрий Данильченко.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.