Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края

Видео

17 февраля в преддверии Красноярского экономического форума началась Международная научная конференция «Сибирский плацдарм: проблемы и задачи экономического развития Сибири и Красноярского края». В этот день состоялось пленарное заседание «Стратегия развития Красноярского края: возможности и ограничения». Напомним, что депутаты Законодательного Собрания неоднократно ставили вопрос о разработке долгосрочной стратегии развития региона. Губернатор края Виктор Толоконский пообещал, что проект такого документа появится в ближайшем будущем. Обсуждение в рамках конференции — один из этапов подготовки долгожданной стратегии. Также 17 февраля прошли заседания тематических секций и дискуссионных площадок. В частности, за круглыми столами дискутируются вопросы бюджетной, промышленной, аграрной политики и сохранения человеческого капитала в Сибири.

Тема пленарного заседания второго дня — «Сибирь в пространстве России и мира: возможности и ограничения развития». 18 февраля также будут работать тематические секции, после чего состоится итоговое заседание конференции — «Будущее Сибири: от размышления к действию». Дальнейший разговор продолжится в рамках XIII Красноярского экономического форума.

Модератором пленарных заседаний конференции выступает Александр Усс — председатель Законодательного Собрания края, президент Сибирского федерального университета, глава фонда стратегических исследований «Сибирский клуб». Отметим, Усс протяжении полутора десятков лет он публикует научные и публицистические статьи на тему развития Сибири, размышляя о механизмах новой индустриализации огромной территории с неисчерпаемым сырьевым и производственным потенциалом. По его мнению, именно этот путь дает шанс восстановить позиции высокотехнологичного индустриального сектора в экономике России, что особенно актуально в период «войны санкций». Развитие промышленного потенциала расширит возможности глубокой переработки природных ресурсов и позволит получать дополнительные доходы от реализации продукции с более высокой добавочной стоимостью, создаст условия для формирования высокотехнологичного сектора экономики, а также для модернизации всей инфраструктуры.

На первом пленарном заседании конференции с докладом «Основные положения стратегии социально-экономического развития Красноярского края» перед участниками конференции выступил Виктор Зубарев — заместитель председателя правительства края, министр экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей. Он говорил о разнообразных драйверах развития края и обозначил социальные и экономические приоритеты — так, как их видит исполнительная власть. Во главу угла предложено поставить приумножение человеческого капитала, а развитие экономики позиционируется как производное от грамотной социальной политики. Новое освоение сибирских просторов предполагает отказ от термина «покорение» — взамен предложены сохранение и то самое приумножение.

Большое внимание в докладе уделено таким понятиям, как региональный протекционизм и дружественная бизнес-среда. В числе перспективных направлений развития края указаны формирование сектора глубокой переработки, спроса на продукцию обрабатывающих отраслей; производство новых знаний; ускоренное развитие информатизации; строительство новых транспортных коридоров.

Вице-премьер заверил, что в проекте стратегии учтены как сильные, так и слабые стороны края. При этом итоговый документ не должен быть подвержен перекройке в случае «изменения политического ветра». Виктор Зубарев пригласил все заинтересованные стороны к активной совместной работе над проектом стратегии социально-экономического развития края, которая впоследствии должна поступить на рассмотрение и утверждение Законодательному Собранию края.

Александр Усс отметил «высокую степень абстрактности» прозвучавшего доклада и пригласил участников конференции к конкретному обсуждению отдельных аспектов стратегии развития края до 2030 года.

О стратегических перспективах развития Красноярского края участникам международной конференции сообщил первый проректор СФУ Павел Вчерашний. В своем докладе он отметил, что современному обществу становятся неинтересны абстрактные экономические показатели — люди хотят видеть их связь с улучшением качества жизни.

Согласно статистическим данным уровень благосостояния в крае по сравнению с другими регионами России выше среднего. Край обладает относительно высоким валовым региональным продуктом: его объем составляет 441 тысячу рублей на душу населения, что соответствует девятому месту по РФ (на первом месте находится Тюменская, на втором — Сахалинская область). Если же сравнивать финансовые показатели в целом по Сибири, то здесь наш регион остается безусловным лидером.

Вчерашний подчеркнул, что даже при самых неблагоприятных макроэкономических условиях крупные финансово-промышленные группы, работающие в Красноярском крае, являются его конкурентным преимуществом, поскольку они обеспечивают социально-экономическую стабильность территории. Вместе с тем эксплуатация природных ресурсов, вахтовый метод работы говорят о том, что край движется по экстенсивному пути. Наш регион должен научиться перерабатывать ресурсы, тем более что для этого есть потенциал.

«Нам нужна экономика, которая бы в меньшей степени зависела от конъюнктуры мировых цен на сырье и колебаний курсов валют; экономика, ориентированная на развитие и удовлетворение внутреннего спроса; экономика развитых перерабатывающих производств высокого передела; экономика, прочно встроенная в глобальные цепочки добавленной стоимости, — заявил Павел Вчерашний. — Помимо прочего экономика должна строиться на соблюдении современных экологических требований, гарантирующих экологическое благополучие жителей всей территории края. Условия жизнедеятельности городского и сельского населения должны стать максимально благоприятной средой для концентрации человеческого капитала высокого уровня, реализации творческого и духовного потенциала людей».

Кандидат экономических наук выразил мнение, что необходимо провести аудит экономической политики прошлых лет и взглянуть на известные ранее механизмы с учетом современных реалий. В качестве сценариев развития он предложил четыре варианта, которые условно назвал «Диверсификация базовых отраслей», «Ресурсная экономика», «Стрессовый. Поиск эффективных решений» и «Поиск новых путей». В качестве приоритетов Павел Вчерашний обозначил, во-первых, развитие кооперационных связей и переработки; во-вторых, использование потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса; в-третьих, ревизию запасов минерального сырья; в-четвертых, развитие альтернативных источников энергии; в-пятых, развитие агропромышленного комплекса, внутреннего спроса и расширение рынков продукции. Другими стратегическими направлениями, по мнению Павла Михайловича, должны стать развитие лесопереработки, газификация, создание персонифицированной медицины и агломерации в столице края.

После этого состоялось обсуждение доклада. Среди вопросов были и такие: как остановить варварское использование природных ресурсов в нашем крае и когда появятся отечественные товарные бренды. Павел Вчерашний ответил, что экономическая ситуация, связанная с падением цен на сырье, заставляет крупные финансово-промышленные группы обратить внимание на переработку ресурсов. Если в этой сфере последуют реальные дела, тогда и стоит ждать появления новых товарных марок.

Модератор конференции Александр Усс в свою очередь заявил, что край уже обладает определенными брендами, такими как ракеты «Синева» и спутники связи. «У нас на юге края есть раскрученный бренд „минусинский помидор“, — отметил Александр Викторович. — Почему он не может быть таким же успешным, как вологодское масло?»

Депутат Законодательного Собрания Николай Фокин спросил у Павла Вчерашнего, почему в его докладе много внимания уделяется развитию центральных, восточных, западных и южных районов, но практически ничего не говорится о Севере края. Тот ответил, что все темы уместить в одном докладе не удалось — на самом деле развитию северных территорий должна отводиться особая роль.

О бюджетных ресурсах и политике развития Красноярского края рассказала Наталья Зубаревич — профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики. По ее мнению, в любом деле нужна стратегия, но только та, у которой имеются понятные перспективы. В нашем крае, по словам московского эксперта, есть только два конкурентных преимущества — ресурсы и агломерация. Инвестиции, которые вкладывает край в человеческий капитал, не заставят людей отказаться от миграции. И если в городе нет качественных рабочих мест и комфортной среды проживания, то они уедут.

Зубаревич отметила, что в условиях экономического кризиса наш регион обладает определенной подушкой безопасности, которой «надо распорядиться по уму». Ведь наполнение этой подушки составляют поступления от налогов на прибыль и на имущество, а эти доходы по определению не постоянны.

Другим положительным моментом является то, что край в меньшей степени зависит от федеральных трансфертов. И сегодня, когда речь заходит о сокращении федерального бюджета, наш регион пострадает не так, как другие. В плюс можно поставить и то, что край не зажимает малое предпринимательство, а помогает ему встать на ноги, поскольку понимает, что малый бизнес — это место выживания и самозанятости. «Вы проходите кризис в относительно благоприятной ситуации, — заявила Наталья Зубаревич. — В то время как другие регионы зажались и стали сокращать социальные расходы, край позволил себе тратить больше. Это рискованно, но достойно уважения».

Эксперт сказала, что увеличение финансирования образования, на которое пошел наш край, ей глубоко симпатично. Правда, непонятно, почему на 18% больше регион стал тратить на ЖКХ. «Когда начнется процесс оптимизации бюджета, важно посмотреть, как изменятся расходы, — сказала она. — Качество управления заключается именно в том, чтобы не рубить все на корню, а сделать „редизайн“ расходов».

Государственный долг края, по словам Натальи Зубаревич, выше среднего по России, но является «культурным», поскольку больше половины заимствований составляют государственные гарантии, а не коммерческие кредиты, как в некоторых других регионах (в качестве отрицательного примера она привела Мордовию). Что касается экономических перспектив, то эксперт отметила: крупные компании не будут заниматься созданием вторичных производств в крае, если у них имеется «прикормленный поставщик».

Оценка роли совокупного потенциала Красноярска как столицы региона в достижении стратегических целей развития края — такова была тема выступления Евгении Бухаровой, директора Института экономики, управления и природопользования СФУ. Она во многом согласилась с предыдущим докладчиком, но предметно остановилась на развитии агломерации, обозначив ее ядром краевой центр. «Мощным инструментом является развитие Красноярска как самодостаточного территориального образования», — заявила Евгения Бухарова, после чего призвала в стратегии СЭР края выделить отдельный раздел, посвященный городу, и провести синхронизацию стратегических перспектив развития Красноярска и края.

Важным моментом, по словам экономиста, является то, что столица края способна поставлять ресурсы для развития региона. Имеются в виду в первую очередь человеческий капитал, научные разработки и многое другое, чем сегодня обладает мегаполис. Миссия Красноярска заключается в том, чтобы обеспечивать качество среды для людей. В то же время Бухарова признала, что 25% выпускников вузов сегодня уезжают за пределы края, что настораживает.

«Думай медленно, решай быстро, — процитировала Евгения Бухарова лауреата Нобелевской премии по экономике Даниэля Канемана. — Мы 15 лет обсуждали вопросы территориального планирования. Но уже нет времени затягивать эти процессы. Нужно принимать быстрые решения».

Затем слово было предоставлено главе Красноярска Эдхаму Акбулатову. Он обозначил проблему финансовых возможностей города, которые не позволяют справляться с актуальными задачами. Мэр считает, что необходимо сформулировать предложения по решениям, касающимся развития промышленного производства, социальной и дорожной инфраструктуры, внедрения зеленых стандартов, иначе не получится создать комфортные условия для людей и удержать их от миграции.

В качестве положительного примера мэр назвал государственно-частное и муниципально-частное партнерство, которое уже позволило решить ряд трудностей с обеспечением ребятишек местами в детских садах. Эту практику взаимодействия с бизнесом, по словам Эдхама Акбулатова, можно применить и в других сферах.

В завершение выступил губернатор края Виктор Толоконский. Он сказал, что сегодняшний разговор дал серьезный материал для обсуждений в рамках круглых столов. Виктор Александрович согласился с тем, что развитие края во многом зависит от внешних факторов. Кроме того, свой отпечаток накладывает централизованная система формирования бюджета. Но Красноярский край обладает ресурсами развития и возможностями для инвестирования в новые проекты.

Глава региона заявил, что будущее многих сфер экономики края на ближайшие 15 лет определено. Углеводородных материалов будет добываться минимум в полтора раза больше, ожидается и рост добычи газа. Производство алюминия удвоится. Увеличится и производство редкоземельных металлов. То же касается лесопереработки, производства зерна и мяса. В целом доходы бюджета ежегодно будут расти на 20–25 млрд рублей, полагает губернатор. Но и этого, по его словам, недостаточно, чтобы решать актуальные проблемы. Поэтому на первое место выходит задача по улучшению качества управления.

На этом первое пленарное заседание конференции завершилось. В рамках II Международной научной конференции «Сибирский плацдарм: проблемы и задачи экономического развития Сибири и Красноярского края» состоялось награждение победителей II конкурса научных работ молодых ученых «Будущее Сибири: проблемы, прогнозы, перспективные решения», организованного фондом стратегических исследований «Сибирский клуб». После этого участники научного форума приступили к работе в тематических секциях и на дискуссионных площадках.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье