26 мая на очередной сессии Законодательного Собрания Красноярского края народные избранники заслушали доклад уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае Семена Пальчина.
За 2015 год к обмудсмену поступило 70 жалоб и обращений, из них 60 % касались вопросов реализации права на защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни и природопользовании. Еще 40 % касались проблем предоставления качественных государственных и муниципальных услуг, в том числе жилищно-коммунальных, предоставление жилых помещений, переселение из ветхого и аварийного жилья, трудовые права и прочее. «Анализ обращений показывает, что нарушение прав коренных народов происходит в силу несовершенствования законодательства и серьезных недостатков, я бы сказал, безграмотной правоприменительной практики», — отметил Семен Пальчин.
Так, например, по словам уполномоченного, общины Эвенкии выражают серьезную обеспокоенность по действиям министерства природных ресурсов и экологии края, направленных на принудительное отторжение и изъятие территорий, относящихся к исконной среде обитания. «Министерство игнорирует установленные лесным законодательством договорные начала по использованию лесов и в одностороннем порядке принуждает общины принять дополнительные финансовые обязательства в части организации выполнения требования пожарной безопасности. Тем самым, навязывая кабальные условия общинам.
За период с июля 2015 года министерством в районных судах Эвенкии инициировано 7 судебных дел, суть требования: обязать общины оборудовать пункты противопожарной инвентаризации в соответствии с нормативным приказом министерства природных ресурсов. Упомянутым приказом предусмотрено, что на каждые 200 тысяч га арендованного лесного участка должны приходиться пожарная мотопомпа, трактор с плугом или иным почвообрабатывающим орудием. Я бы посмотрел на этого человека с плугом или другим почвообрабатывающим орудием в условиях болотистой местности или вечной мерзлоты», — посетовал омбудсмен, добавив, что судом уже установлено, что такие требования со стороны министерства являются неправомерными.
В ходе доклада Семен Пальчин также обратил внимание краевых депутатов на конфликтные ситуации по заключению договоров аренды лесных участков лесозаготовительными организациями. По словам уполномоченного такие компании часто находятся на территории проживания общин и не зарегистрированы официально, тем самым не выплачивают налоги, не трудоустраивают местное население и «уничтожают инфраструктуру общин». Особое внимание в докладе было уделено закреплению рыбопромысловых участков.
«На протяжении несколько лет уполномоченный настаивает на закреплении рыбопромысловых участков. В данном случае неисполнение норм существует в силу размытости в формулировке федерального законодательства. Да, в 2014 году были увеличены квоты на отлов рыбы для личного употребления. В 2015 году было издано распоряжение губернатора, утверждающее перечень акваторий, но по моему глубокому убеждению эти меры не могут решить проблему экономического развития коренных народов», — озвучил свою позицию омбудсмен.
Присоединился к этому мнению и депутат Законодательного Собрания Валерий Вэнго, которые подчеркнул, что эта тема ежегодно во время выступления уполномоченного обсуждается, однако конкретного решения так и поступило: «Эта тема, которую мы ежегодно на сессии пошумим и забудем. У нас снова создается коллапс по этим участкам. Лимиты промысловым хозяйства дают, а предоставление участков очень сильно запаздывает. Надо наладить системную работу и как-то держать на контроле со стороны правительства».
В своем выступлении Семен Пальчин отметил и проблему взаимоотношений с недропользователями. Омбудсмен подчеркнул, что есть компании с хорошей репутацией и идущие на контакт с властями, однако существуют и такие, кто не учитывает мнений и наносит ущерб экологии. «Так, независимая нефтяная компания появилась, которая намеревается построить нефтяной терминал. Общественность бьет тревогу, поступают сообщения, что сотрудники не пускают жителей в их коренные угодия, — рассказал депутатам Пальчин. — Также компания не придерживается норм охранного законодательства и во время весеннего паводка прошлого года в акваторию Енисея попало 12 тонн, а может и более, химикатов ввезенных для промышленных нужд. Но здесь радует, что экологическая обстановка и все, что с ней связано, находится на контроле губернатора».
Также омбудсменом была озвучена проблема в получении информации, в частности работа радио на территории Севера. «Не могу ни сказать о правильном получении информации не только на родном языке, но даже и на русском. Вот, что нам пишут из Эвенкии: „У нас отняли право на получение информации. В наших приемниках, на коротких частотах на русском языке вещают китайцы, корейцы, Голос свободы, кого только нет. Они находят средства на вещание, но российского голоса нет. Обидно за державу“. Вот такое письмо. Агентство информатизации и связи и правительство края знают эту проблему, но ничего не происходит».
Еще одной проблемой, по словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов края, является недоступность в получении государственных и муниципальных услуг, что связано с оптимизацией численности госслужащих, которая была проведена в прошлом году. Заслушав доклад, народные избранники задали ряд вопросов омбудсмену. Так, вопрос от депутата Петра Медведева касался принимаемых мер по решению озвученных проблем. Семен Пальчин пояснил, что вопросы решаются, однако в пределах тех финансовых средств, которые есть. Далее свой вопрос задал депутат Владимир Демидов, который касался взаимодействия с компаниями: «Вам бы хотелось, чтобы взаимодействие с финансово-промышленными группами было более углубленным, хватает вам тех контактов, которые есть сейчас или все же вы бы хотели более обширно на своей территории выстраивать партнерские отношения?».
«Хочется более углубленного взаимодействия, потому что сейчас это на уровне благотворительности. Сегодня, к сожалению, муниципалитет становится не на сторону своего земляка, он вместе с промышленными компаниями давит его. Сегодня не найдешь, кто примет решение. Не решаются вопросы на уровне взаимодействия», — отметил омбудсмен.
Парламентарий Виктор Кардашов спросил уполномоченного о работе с кадровым резервом в территориях, в частности о том, как отбирается талантливая молодежь на Севере. Семен Пальчин подчеркнул, что несмотря на успехи в образовании, проблемы все же существуют: «Резерв надо выявлять — ребятишек с тундр, с тайги, поселков надо выявить и помогать им со стипендиями, с общежитиями, следить за ними, смотреть. Сегодня нет системной работы с кадрами. Удалось сделать то, что у всех есть понимание, что надо больше строить. Много сделано в области образования, делаются языковые гнезда. У нас есть прорыв, я думаю, в области образования. Но есть проблемы в оленеводстве, к сожалению. Спрашиваю элементарные вещи у ребят, а они смотрят на меня, как будто я спросил про что-то из области высокомолекулярной физики. Вот такой уровень — результат того, что не воспитываем кадры».
Итог дискуссии подвел заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Валерий Вэнго: «За последний год в работе уполномоченного есть положительные сдвиги в некоторых отраслях, как строительство социальных объектов, жилья — они, даже можно сказать, прорывные. Есть и другие положительные моменты. Но, тем не менее, проблем еще много. Считаю, что есть темы, которые мы необоснованно затягиваем. Первое, это развитие домашнего оленеводства, еще в 2012 году приняли закон и все — дальше остановились. Следующая проблема, нами уже была она озвучена — это рыбопромысловые участки — нужно тоже решать этот вопрос. И еще один момент — работа радио. Действительно, сам бываю в поселках и кроме китайцев и корейцев больше ничего не слышно. Мы писали письмо в Агентство информатизации и связи, но там идут отписки».
В заключении обсуждения депутаты сошлись во мнении по поводу радиосигнала в северных территориях, парламентарии подчеркнули, что к этому вопросу необходимо вернуться и рассмотреть подробно. Также рассмотрение и принятие решений будет поднято и по другим озвученным проблемам коренных малочисленных народов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.