В Курагинском районе состоялось выездное заседание комитета по бюджету и экономической политике и секции по вопросам межбюджетных отношений Координационного Совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края.
Депутаты Законодательного Собрания, члены краевого правительства, главы территорий и представители бизнеса обсудили ход исполнения бюджетов муниципальных образований южной группы городов и районов Красноярского края в 2016 году и приоритетные задачи на среднесрочный период. Важным вопросом заседания стал проект стратегии социально-экономического развития края до 2030 года.
Со вступительным словом выступил председатель комитета по бюджету и экономической политике Законодательного Собрания края Андрей Самохин. Он поприветствовал коллег и отметил, что это первое публичное обсуждение стратегии-2030.
«Была выбрана территория юга края, потому что она самая концентрированная — здесь достаточно развитая инфраструктура в отдельных районах, — пояснил Андрей Самохин. — Здесь есть промышленность, сельское хозяйство, транспортная система».
О ходе исполнения бюджетов муниципальных образований южной группы городов и районов Красноярского края в 2016 году и приоритетных задачах на среднесрочный период рассказала Ирина Пастухова, первый заместитель министра финансов Красноярского края.
«Консолидированный бюджет в первом полугодии исполнен на 102%, краевой — на 101%, местные — на 106%. Ситуация стабильна, на наш взгляд, хотя присутствуют и проблемные территории».
По южной группе районов ситуация следующая: Курагинский и Ермаковский районы исполняют бюджет на 112%, Идринский — 105%, Шушенский — 103%, Каратузский — 104%. На данный момент недобирают Краснотуранский и Минусинский районы и город Минусинск. По мнению Ирины Пастуховой, годовой план в этих территориях все же может быть выполнен.
В структуре бюджетных доходов районов большую долю занимают средства, выделяемые из краевого бюджета на исполнение переданных полномочий. В связи с этим ведется работа по оптимизации расходов и поиску дополнительных источников бюджетных поступлений.
Ирина Пастухова объяснила, что планы запланированных мероприятий не должны носить формальный характер и должны выполняться своевременно. Также в планах должны быть отображены конкретные цели для получения экономического эффекта, а в результатах — конкретные решения и проблемы, которые возникли при исполнении планов.
Говоря о параметрах местных бюджетов, замминистра отметила, что в таких территориях, как Минусинск, Минусинский и Шушенский районы, существует риск необеспеченных расходов. Представитель министерства пояснила, что в таком вопросе необходимо принимать взвешенные решения.
В своем выступлении она уделила внимание открытости бюджетных данных, качеству управления муниципальными финансами и контролю в сфере закупок.
В завершение Ирина Пахтусова обратилась с просьбой обеспечить выплату заработной платы и провести полную оплату коммунальных услуг.
Депутат Законодательного Собрания Сергей Зяблов уточнил, были ли сбои в системе между муниципальными образованиями и заказчиками, подрядчиками. Ирина Пастухова ответила, что сбои были только в Березовском районе из-за просроченной электронной подписи главы поселения, в связи с чем не удалось своевременно начислить заработную плату.
Проект стратегии социально-экономического развития края до 2030 года представила заместитель министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Светлана Сидельникова.
Свое выступление она начала с пояснения, что принятие стратегии — это начальный этап, после которого должен быть разработан целый пакет документов долгосрочного планирования как на краевом уровне, так и на муниципальном.
В мае правительство уже презентовало проект краевой стратегии в южных территориях. В результате обсуждения документа в адрес правительства поступило 116 обращений, содержавших в себе предложения и замечания. Часть из них относилась к среднесрочному планированию, поэтому не была учтена, в целом 42 предложения были приняты к сведению. После проект был внесен в Законодательное Собрание, где он сейчас и находится.
По словам Светланы Сидельниковой, появившаяся стратегия является не только документом целеполагания, но и общественного согласия:
«На вершине нашей стратегии стоит человек и все, что с ним связано. Экономика является тем ресурсом, который поможет сформировать человека нового качества. Главной целью стратегии является рост человеческого капитала. Определены три глобальные задачи — создание условий для самореализации человека, роста благосостояния и формирования комфортной среды».
По мнению замминистра, необходимо выполнить двойную задачу — обеспечить более высокий, чем сегодня, уровень жилья населения и сформировать эффективную модель экономики, способную стать привлекательной для жителей края и территорий страны.
Население края, согласно прогнозу, должно составить 3 млн человек к 2030 году. Получается, что необходимо привлечь около 150 тысяч человек. В стратегических приоритетах важную роль занимают бюджетообразующие отрасли — добыча нефти, газа, угля, металлургия и энергетика. Новая экономика будет формироваться на базисе бюджетообразующих отраслей и новых научных разработках и инновациях. Самая главная цель — производство конкурентоспособной и перспективной продукции с высокой добавленной стоимостью.
«Политика должна быть направлена на развитие каждого муниципального образования края и составлять единую социально-экономическую систему, при этом ключевая роль отводится органам местного самоуправления, которые должны обеспечивать на своей территории реализацию общекраевой политики инвестиционного и экономического развития», — сказала Сидельникова.
Основной отраслью для развития южных районов в долгосрочной перспективе будет являться агропромышленный комплекс. Сохранится сельскохозяйственная специализация районов, появится кооперация с северными территориями. Ключевым инфраструктурным проектом должен стать оптово-распределительный центр.
В долгосрочном периоде перспективным направлением является развитие золотодобычи. В Курагинском, Каратузском и Идринском районах в приоритете значится добыча руды. Для Шушенского района стратегическим направлением станет развитие культуры и туризма. Для Ермаковского района центром притяжения должен стать природный парк «Ергаки». При этом Светлана Сидельникова отметила, что не всегда и не везде стоит развивать высокотехнологичные и инновационные проекты.
В завершение выступления замминистра сообщила, что в краевом правительстве от территорий ждут два раздела проекта стратегии социально-экономического развития муниципальных районов, включающих в себя стратегический анализ территорий и систему целеполагания.
Предположительно корректировка стратегий муниципалитетов завершится к апрелю 2017 года, с 1 апреля начнутся общественные обсуждения в территориях, а к 1 июля муниципальные стратегии должны быть приняты и введены в работу.
«Стратегия должна стать договором общественного согласия. Конечно, мы понимаем, что она не может быть поддержана 100% жителей, но необходимо объяснить, почему были приняты определенные решения и прийти к консенсусу», — подвела итог замглавы министерства.
Андрей Самохин привел пример, когда в одном из районов была разработана муниципальная программа с подпрограммой в один единственный пункт с финансированием в одну тысячу рублей.
«Зачем писать такие программы, если в ней не увидит себя ни один житель края? — задал вопрос Андрей Самохин. — Также перед обсуждением необходимо ответить на вопрос, что мы понимаем под самореализацией человека — профессиональную деятельность или деятельность вне работы?».
Егора Васильева заинтересовал вопрос дальнейших шагов и этапов. Светлана Сидельникова пояснила, что после принятия стратегии будет разработан план мероприятий по ее реализации. Этот план будет содержать укрупненные госпрограммы и предполагать ежегодный отчет перед Законодательным Собранием края.
Председатель Курагинского районного Совета депутатов Любовь Заспо поинтересовалась, как привлекать общественность к обсуждению муниципальной стратегии. Сидельникова ответила, что необходимо определить несколько целевых групп, которые формируют общественное мнение, например, пообщаться с работниками сферы здравоохранения, молодежью, пенсионерами.
По мнению Сергея Зяблова, на сегодняшний день в стратегии много непонятных моментов. «Какую бы стратегию ни развивали, есть так называемый текущий момент, связанный с решением накопившихся проблем, — сказал депутат. — Я считаю, что нужно в корне поменять принцип реализации стратегии и выходить к людям с реальными предложениями, конкретными сроками и ответственным за исполнение».
После обсуждения стратегии СЭР до 2030 года с докладами выступали представители профильных министерств. Первый заместитель министра промышленности, энергетики и торговли Красноярского края Александр Климин рассказал о состоянии промышленного блока.
Ирбинский рудник в феврале 2014 года стал частным предприятием. Сегодня им владеет Краснокаменская горноперерабатывающая компания. Несколько лет назад стоимость тонны железной руды на мировом рынке достигала 135 долларов за тонну, а сегодня цена составляет не более 37. Это послужило тому, что сегодня предприятие испытывает серьезные трудности в своей деятельности. Руководство приняло меры по отработке отвалов. Сейчас предприятие работает стабильно — задолженность по заработной плате была погашена, на сегодняшний день штат составляет порядка 240 человек.
«Если наступит положительная конъюнктура на рынке, можно будет восстановить производство горного концентрата», — сообщил заместитель министра.
У Артемовской золоторудной компании сменился собственник, который начал вкладывать инвестиции в производство. В ближайшем времени запустится новая фабрика, что поможет перерабатывать «хвосты» и позволит сократить затраты.
На Краснокаменском руднике работы приостановлены в связи с низкой рыночной конъюнктурой. Периодически возникает задолженность по зарплате, численность работников составляет около 230 человек. В предприятие были вложены средства, продлена лицензия, поэтому работа будет восстановлена.
Александр Климин выделил сферу потребительского рынка. «Необходимо создать стратегию ценовой ситуации, чтобы ни один житель муниципалитета вне зависимости от численности территории не испытывал нужды. Мы готовы проводить совместные ярмарочные мероприятия с районами».
Замминистра выделил Минусинский, Курагинский районы и город Минусинск по числу проводимых мероприятий, превышающих плановые показатели в три раза.
Депутат Зяблов обратил внимание на взаимоотношение сетевиков с частными предприятиями и выступил с инициативой проведения выездного заседания на юге края с целью обсуждения тарифной политики, договорных отношений, инвестиционной программы. «Диктат и монополия существуют, и наши сельхозпроизводители беззащитны перед ней», — подчеркнул он.
Председатель комитета Андрей Самохин призвал принять меры для сохранения предприятий и привел в пример «Пикру», которая приносила в краевой бюджет больше денег, чем Красноярский алюминиевый завод.
«Сначала нас обвиняли в том, что мы предоставили им льготу. Сегодня мы кусаем локти от того, что могли освободить завод от всех налогов, сохранить 600 рабочих мест и само производство. Сейчас все мощности перевели в Новосибирскую область, налоги теперь платят там, а мы не получаем ничего. Необходимо помнить: чтобы тронуть локомотив с места, нужно в десять раз больше усилий, чем для поддержания его движения», — отметил парламентарий.
О стратегическом развитии агропромышленного комплекса юга края до 2030 года рассказала Лариса Белецкая, заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края. Стратегия подразумевает комплексное развитие отрасли и включается в себя не только сельское хозяйство, но и перерабатывающую промышленность, а также развитие сельских территорий. К 2030 году в крае ожидается увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 30%, продукции растениеводства — на 20%, животноводства — на 40%.
В планах увеличение производства мяса более чем в 1,8 раза, производства молока более чем в два раза, строительство молочных комплексов, развитие растениеводства, производство высокоэнергетических кормов. В своем выступлении Лариса Белецкая уделила особое внимание муниципальным программам развития сельских территорий.
Консультант отдела дорожного хозяйства министерства транспорта Красноярского края Владимир Калнин представил план по ремонту дорожного хозяйства в южных районах края, рассказал о субсидиях и порядке их предоставления. Главы муниципалитетов задали вопрос о капитальном ремонте дороги Кускун — Минусинск, но докладчик сообщил, что финансирование подобных работ не предусмотрено в бюджете. Светлана Сидельникова сказала, что возможно включение этой дороги в муниципальную стратегию, если будет обоснованный экономический эффект от ее ремонта. Например, увеличение турпотока, повышение уровня жизни и количества предприятий.
О перспективах туризма на юге края рассказал заместитель начальника отдела развития туризма министерства культуры Красноярского края Тимофей Кукин. Он сообщил, что в настоящее время министерством разработана концепция развития туризма края и прорабатывается вопрос о вхождении в мероприятия федеральной целевой программы.
Егор Васильев отметил, что на юге края есть туристический поток, и здесь важно задействовать бизнес. Одним из предложений было обратить внимание на опыт Хакасии.
Выступление Вадима Николайчука, президента ОАО «Гео-Система», управляющего ОАО «Майнекс ресорсес» стало завершающим на заседании. Он рассказал о барьерах для крупного бизнеса в деле освоения новых рудных месторождений.
Итог работы подвел председатель комитета по бюджету и экономической политике Андрей Самохин: «Стратегия социально-экономического развития края — основополагающий документ. После его утверждения будут приниматься планы территориального развития, бюджеты и государственные программы. Люди должны знать, куда они двигаются, что будет с ними через 10 или 20 лет. Стратегия ориентирована на комплексное развитие края. Сейчас у нас есть возможность собрать замечания и предложения, чтобы учесть их в документе».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.