Как вовлечь жителей в работу по обустройству своих населенных пунктов, что могут предложить в качестве поддержки местных инициатив органы государственной власти — эти вопросы обсуждали на совместном выездном заседании члены секции Координационного совета по вопросам местного самоуправления и комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению.
Разговор состоялся в администрации Балахтинского района, где помимо депутатов Законодательного Собрания и членов секции собрались главы близлежащих районов, председатели и депутаты районных и сельских Советов, в которых местные инициативы уже стали существенным фактором жизнедеятельности муниципальных образований.
Перед началом заседания заместитель председателя Законодательного Собрания, председатель профильного комитета Алексей Клешко сообщил, что в крае давно и успешно действуют различные программы и грантовые конкурсы среди муниципальных образований, целью которых, наряду с улучшением качества жизненной среды в городах и селах края, стало вовлечение жителей в решение вопросов местного значения.
Люди предлагают собственные идеи, участвуют в их обсуждении, зачастую вкладываются деньгами и собственным трудом в обустройство парков, стадионов, детских площадок, объектов общего пользования и т. д. Так, почти миллиард рублей предусмотрен краевым и федеральным бюджетами на формирование современной городской среды и субсидии для реализации проектов по благоустройству территорий поселений, городских округов.
И вот в конце прошлого года край был включен в еще один федеральный проект — «Поддержка местных инициатив». О конкурсе «Берег Енисея» в рамках этого проекта участникам заседания рассказал заместитель председателя правительства края, министр финансов Владимир Бахарь:
«В 2016 году Красноярский край вошел в федеральную программу министерства финансов РФ и Всемирного банка по вовлечению граждан в бюджетный процесс. Были отобраны шесть районов (Большемуртинский, Сухобузимский, Емельяновский, Балахтинский, Новоселовский и Краснотуранский), расположенных вдоль берега Енисея, откуда, собственно, и родилось название конкурса».
К участию в конкурсе принимались предложенные жителями проекты по обустройству объектов, используемых для проведения общественных, культурно-массовых, спортивных мероприятий; коммунальной инфраструктуры; мест захоронений; пунктов первичной пожарной безопасности.
Участвовать могли все поселения (65), при этом сумма, выделяемая административным центрам, составила 2 млн рублей, поселениям с численностью населения более одной тысячи человек — 1,5 млн, менее одной тысячи — 0,7 млн. Еще не менее 15 процентов в качестве софинансирования должны собрать территории: местный бюджет — 5 процентов, средства граждан — 3 процента, иные средства — 7 процентов. Общая сумма конкурса составила 67 миллионов рублей.
О том, как прошел первый этап конкурса, рассказала заместитель директора «Института муниципального развития» Ирина Валюшицкая. Сотрудники этого учреждения сопровождали буквально каждый шаг, прописанный специальным планом мероприятий: от обучающих семинаров до проведения собраний жителей и оформления заявок. Изначально у проекта было немало скептиков: якобы население пассивно, специалисты МСУ не смогут правильно оформить всю документацию... Результаты первого этапа реализации отвергли эти сомнения напрочь.
В первичном обсуждении проектов приняли участие 15,8 тысячи человек — практически каждый четвертый житель старше 18 лет. Зачастую в залах, где проводились собрания, не хватало свободных мест. Из 65 возможных была предоставлена 51 заявка (подкачал Емельяновский район, где по какой-то причине муниципальные власти не проявили должной организации, в то время как жители сёл напрямую обращались в институт и просили продлить сроки конкурса, но в итоге до финала дошло только одно МО).
В результате голосования сами жители выбрали 21 объект благоустройства, 11 объектов культуры, 18 объектов для проведения массовых мероприятий и 1 объект для обеспечения первичных мер пожарной безопасности. До 1 апреля, как сообщила Ирина Валюшицкая, будут подведены окончательные итоги конкурса и подготовлено постановление правительства. Затем начнется этап реализации проектов, к концу года все они должны быть завершены.
Глава Балахтинского района Николай Юртаев рассказал, как была организована работа с жителями поселений, как проводились собрания, распространялись листовки и опросные листы. Заявки на участие в проекте выявили наиболее болезненные темы: освещение улиц, ограждения кладбищ, устройство водопроводов, установка мусорных контейнеров.
«Если в этом году все получится, люди поверят, поймут, что местному самоуправлению многое по силам», — уверен Юртаев.
Главы Сухобузимского района Виктор Влиско и Новоселовского района Александр Гергарт поддержали своего коллегу, подчеркнув, что сами не ожидали такой активности населения. Были сомнения насчет финансового участия граждан в проекте, однако люди готовы вносить деньги, когда видят, как реально составляются сметы, понимают, из чего складываются расходы и что в конечном итоге они получат.
По некоторым проектам, таким как освещение улиц, жители и предприниматели готовы внести до 50 процентов средств. Гораздо активнее стала проявлять себя молодежь (в некоторых районах в социальных сетях были созданы инициативные группы по участию в конкурсе), соответственно, много голосов получили проекты, связанные с оборудованием детских и спортивных площадок, парков отдыха, благоустройством населенных пунктов.
Своим опытом участия в первом этапе конкурса поделились главы сельских Советов, а многие из тех, кто территориально не попал в число шести пилотных районов, изъявили желание участвовать в конкурсе, если он будет продолжен в дальнейшем.
«Это одна из наших целей, — ответил на этот запрос Алексей Клешко. — Если эксперимент пройдет удачно и Федерация продолжит его, мы постараемся снова стать участниками проекта. Если нет — будем изыскивать внутренние краевые резервы, чтобы продолжить его в том или ином виде».
Депутаты Законодательного Собрания Вера Оськина, Николай Фокин, Александр Новиков задавали вопросы участникам проекта о том, какие приоритеты выбирали те или иные села, как технически организована процедура софинансирования, как проводилось информирование жителей, насколько активно проявили себя депутаты местных Советов.
Затем в рамках заседания комитет обсудил большую весеннюю корректировку краевого бюджета и утвердил порядок проведения краевого конкурса на лучшую организацию работы представительного органа муниципального образования в 2017 году.
После этого члены комитета и секции отправились в поселок Чистое Поле, где глава сельсовета Виктор Аниканов показал объекты социальной инфраструктуры, в разное время получившие средства по различным краевым программам. Так, в рамках целевой программы «Культура Красноярья» был отремонтирован клуб (Чистопольская ЦКС), приобретено оборудование и музыкальная аппаратура. Такой зрительный и танцевальный зал, как в Чистом Поле, где проживает чуть более тысячи человек, есть не в каждом районном центре. При этом клуб не пустует: несколько групп занимаются в тренажерном зале, есть хореографический класс, различные кружки, библиотека.
Дважды муниципальное образование выигрывало гранты в конкурсе «Жители — за чистоту и благоустройство», в итоге обустроен парк Победы и установлена современная хоккейная коробка, на которой в момент приезда депутатов вовсю шла тренировка по хоккею с мячом. Вообще здесь сформировано несколько команд: младшего возраста, юниорская, взрослая и команда ветеранов.
Буквально на днях одна из них вернулась с межрайонных соревнований, где стала призером. А по выходным сюда спешат сельчане просто покататься на коньках, и порой не хватает места для всех. Показывая эти объекты, глава поселка заверил участников совещания, что чего-чего, а местной инициативы у жителей хватает. Повезло сельчанам и с предпринимателями. Так, руководитель местного «градообразующего» фермерского хозяйства Александр Евдокименко — первый участник и спонсор всех мероприятий в поселке.
Подводя итог поездки, председатель комитета Алексей Клешко отметил: «Красноярский край по праву гордится большими инвестиционными проектами, своими промышленными гигантами, такими как «Норникель» или «Красцветмет». Но зачастую скромно замалчиваются не менее значимые в жизни людей вещи.
Вот сегодня мы обсудили федеральный проект «Поддержка местных инициатив», до необходимости которого федеральные власти «доросли» в прошлом году. А в крае целый ряд подобных программ действует уже больше десяти лет. Уже сотни подобных спортивных сооружений, детских площадок, мемориалов памяти построены заново или восстановлены за счет краевого бюджета с помощью самих жителей. Это очень важно. Но не менее значимым является тот факт, что люди сами начинают вникать во все вопросы управления на местном уровне, разбираться в планах, сметах. И порой от эмоциональных требований переходят к созиданию. Трудовое и финансовое участие в проектах намного повышает степень ответственности за результат работы всех участников и сторон этого важного процесса».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.