21 марта депутаты Законодательного Собрания Красноярского края провели выездное совещание, посвященное программе «Жилье для российской семьи». В ходе обсуждения вопросов, народные избранники раскритиковали выполнение программы, а особое внимание было уделено строительству социальной инфраструктуры, которое на сегодняшний день не ведется на площадках наравне с возведением жилья.
По данным краевого министерства строительства, в настоящий момент в очереди по программе «Жилье для российской семьи» стоит 3 600 семей. В среднем на очередь в Красноярске встают 100-120 человек в месяц. Подобное строительство ведется в Железногорске, «Новолэнде» и Минусинске.
В рамках совещания комитета по строительству и ЖКХ парламентарии посетили две площадки — в микрорайонах Солнечный и Солонцы. На первом объекте строительные работы ведет фирма «Сибиряк», руководитель которой Владимир Егоров рассказал депутатам, что в прошлом году был сдан первый дом, в нем 430 квартир — по программе «Жилье для российской семьи». Еще два дома планируют сдать к концу текущего года.
«Мы строим только жилье, но есть договоренность с администрацией — мы спроектировали детский сад, он прошел экспертизу и готов к строительству. Мало того, в городском бюджете предусмотрена школа на выкуп — сейчас проходит конкурс, мы будем участвовать. Если выиграем, то будем строить школу на 1280 мест и введем к 1 сентября следующего года», — рассказал Егоров.
На сегодняшний день в домах продано лишь 10 % квартир от общего количества. В ходе обсуждения депутаты спросили застройщика, предусмотрена ли в микрорайоне поликлиника, Егоров пояснил, что в проекте медучерждение есть, однако по ее строительству муниципалитет не вел переговоров с «Сибиряком». Парламентариев также возмутило и состояние подъездов к жилому району. Отметим, что земля, на которой ведется строительство принадлежит частному лицу, из-за чего на стройках возникают сложности с обустройством дорог, подъездов и другой дорожной инфраструктурой.
«До конца года будет построена перемычка от ул. 60 лет образования СССР до проспекта Молодежный. В следующем году начнется строительство и по другому объекту здесь же. Это, безусловно, отставание, но строительство будет», — рассказал депутатам представитель городской администрации. Владимир Егоров в ходе обсуждения рассказал, что часть земли ему пришлось выкупить за счет собственных средств для благоустройство территории вокруг домов.
Народные избранники посетовали о том, почему вообще для программы была выбрана именно эта территория — отдаленная от всей инфраструктуры. Застройщик пояснил: «Я купил землю, начал строить и с этой стройкой вышел на конкурс по программе „Жилье для российской семьи“, компания выиграла».
«Городские власти сегодня говорят: „вы не торопитесь покупать, вот они построят и тогда покупайте“, — это у нас городские власти так сегодня агитируют покупать доступное жилье. Проблемы будут с продажами. Мы сдали первый дом и сейчас бюджет должен мне около 120 млн, которые, согласно программе, муниципалитет должен дополнить. Всего по программе я сдам 73 тысячи кв. м., то есть 300 млн рублей мне обязан возместить бюджет», — высказался Егоров, отметив, что если по программе квартиры не будут раскуплены, компания имеет право распродать жилье по рыночной стоимости или реализовать его по другим программам.
Отметим, что в число таких программ входит расселение ветхого и аварийного жилья, предоставление квартир жителям моногородов и другие краевые и городские жилищные программы.
Мнение по поводу реализации программы высказала заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Елена Пензина: «На мой взгляд, это непродуманная градостроительная политика. Строители строят дом, в него заселяются люди, а до ближайшего автобуса, как и до школы, поликлиники придется идти километра полтора, детского сада тоже нет. Я не совсем понимаю, почему нельзя было в проекте планировки сразу предусмотреть школу, отторговать ее и начать строить. Точно также сделать с садиком. Еще одна проблема касается того, что программы в рамках одного министерства между собой не взаимосвязаны. Возникают разные ситуации. Кроме того, сейчас был поднят вопрос о том, будет ли заполняемость этого жилья конкретно по этому программе, потому что пока квартиры практически не продаются. Выход достаточно простой — прежде чем что то делать, нужно разрабатывать план. Ключевая проблема этого микрорайона в том, что то место, где должна была быть нормальная дорога, оно принадлежит частному лицу, сейчас идет судебное разбирательство. Эти все вещи можно было предусмотреть».
Следующей точкой выездной инспекции стала площадка, на которой только началось строительство жилья эконом-класса в жилом районе Солонцы. Там парламентариям рассказали, что два дома будут сданы в конце этого года. В проекте предусмотрены два детских сада, школа, но без поликлиник. Центральной магистралью района станет Северное шоссе, с другой стороны будет построена развязка на ул. Авиаторов, еще с одной — продолжение ул. Шахтеров. Также, как и в первом случае, застройщик имеется право распродать квартиры в случае, если по цене 35 тысяч рублей за кв. м. квартиры будут не востребованы. Сейчас в Солонцах продано лишь 25 % жилья эконом-класса.
Депутат Андрей Новак отметил: «Программа работает не один год, а очередность у нее всего 3 600 человек, у нас по идеи должно быть много желающих приобрести такое жилье, но они не идут, значит не такая уж и доступная программа».
«Сейчас мы видим все недостатки этой программы. Чиновники сейчас подтвердили, что у нас нет комплексности, планомерности, а сначала начинается строительство жилья, а через 10 лет мы подходим к строительству школ, дорог и медучреждений. Дома уже появились, люди заехали, а ближайшая школа находится в двух километрах и там нет мест. По дорогам тоже какое-то половинчатое решение принято. А здесь необходимо полноценное дорожное сообщение. Кроме того, нет здесь и поликлиник, пункта скорой помощи, то есть жители этого района вообще не обеспечены пунктами первичной медицинской помощи. Видимо разные министерства между собой не общаются — тяжело им, в разных зданиях сидят и не могут договориться о том, что вместе с домами должно вестись строительство и всей социальной инфраструктуры. Конечно, такие ситуации еще складываются и из-за градостроительной политики, которая практически не регулируется сегодня у нас. Я думаю, что нужно более тщательно планировать этапность появления всей социальной инфраструктуры. Это ведь федеральная программа, участвуют бюджетные деньги, но даже это не побуждает чиновников встать и что-то сделать», — подчеркнул депутат Александр Глисков.
Подвела итог выездной инспекции Елена Пензина:
«Как мне кажется, вопросов все больше и больше. Всё ровно также, как и на первом участке. У нас возникают опасения, что через подобные программы выделения под государственные программы земельных участков складываются некие коррупционные схемы, то есть предприятие не участвовало в тендере, не затрачивало никакие деньги, но получает возможность продавать квартиры по коммерческой цене. Мы сейчас намерены подготовить постановление от комитета, ряд вопрос поставить под жесткий контроль, среди них социальная инфраструктура, дорожное обеспечение и прочее».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.