Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

Депутаты Законодательного Собрания края на заседании комитета обсуждают работу многофункциональных центров в регионе
Фото: пресс-службе Законодательного Собрания края/ А. Бурмистров

Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края раскритиковали работу многофункциональных центров на территории региона. Эту тему народные избранники обсудили 13 декабря на комитете по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению.

Перед обсуждением парламентарии Александр Новиков, Илья Зайцев и Егор Бондаренко в качестве обычных граждан попытались получить государственные услуги в нескольких многофункциональных центрах (МФЦ). Народные избранники пришли к выводу: эти современные учреждения, созданные по принципу «одного окна» для того, чтобы население могло быстро и максимально удобно получить услуги, предоставляемые многочисленными федеральными, краевыми и муниципальными ведомствами, на самом деле оказались не такими уж современными и быстрыми. Удобство также вызвало ряд вопросов.

Эти проверки в рамках контрольных функций депутатам поручил провести профильный комитет, в компетенцию которого входят разработка и согласование краевых законодательных актов, обеспечивающих деятельность МФЦ. На заседании члены комитета обсудили результаты выездных проверок, или, как выразился один из депутатов, «контрольных закупок», пригласив на разговор также и.о. министра экономического развития и инвестиционной политики края Михаила Васильева и директора КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Дмитрия Катышева.

Материалы по теме
Госуслуги: вопросы и ответы
И. о. министра информатизации и связи Красноярского края ответил на вопросы жителей

Александр Новиков поделился с коллегами впечатлениями от посещения МФЦ в Сосновоборске. МФЦ расположен на окраине города в тесном помещении, снятом в коммерческую аренду без проведения каких-либо конкурсов. Прошло 40 минут с момента регистрации, прежде чем депутат попал на прием к документоведу. Еще 40 минут ушло на поиск банкомата, чтобы оплатить госпошлину без комиссии. После этого — 10-минутное ожидание приема. Итого 1,5 часа вместо 6-7 минут, о которых рапортует в отчетах дирекция КГБУ. Помимо этого посетителям перекрыт доступ к оборудованию регистрации в электронной очереди (терминалу).

«Во всех муниципальных образования ситуация разная. Везде во всех МФЦ, в которые мы зашли, мы столкнулись с рядом вопросов, вплоть до того, что, например, МФЦ располагается в помещении, которое для этого не подходит. В целом получается, что проект который создан для того, чтобы облегчить жизнь людей, по факту работает наоборот», — высказался Александр Новиков.

Также невозможно самостоятельно получить талончик в МФЦ поселка Березовка — об этом рассказал Илья Зайцев. Здесь терминал регистрации вообще отвернули от посетителей, зато завели «амбарную книгу», очередь в которой расписана на несколько дней вперед. Речь идет об услугах Росреестра (постановка и снятие с учета, получение выписки и прочее), которые занимают, по словам депутата, до 90 % обращений в МФЦ. Ему удалось заглянуть в эту книгу — практически весь день был расписан под одного человека — риелтора. Жители поселка, с которыми побеседовал Илья Зайцев, подтвердили, что это обычная практика работы МФЦ. Телефон, по которому также можно записаться в очередь, все два часа, пока депутат находился в зале, лежал со снятой трубкой. «Это что — торговля очередью?» — поинтересовались коллеги у Ильи Зайцева. «Этого я утверждать не могу, но коррупциогенный фактор налицо», — ответил он.

«Мы выяснили, что услуги крайне востребованы у жителей — порядка 20 тысяч обращений в год, в некоторых учреждениях еще больше. Но есть вещи, которые вызывают вопросы. Например, почему МФЦ находится на частным площадях, учитывая, что центры — краевые учреждения», — подвел итог выступлению Зайцев.

Материалы по теме
5 полезных государственных онлайн-сервисов
Книга-инструкция про портал госуслуг в России

Не смог получить государственную услугу — выписку из единого реестра налогоплательщика — и Егор Бондаренко, посетивший МФЦ в Красноярске по адресу: ул. Карамзина, 25. И здесь помещение арендовано у физических лиц без проведения конкурса. Получив без проблем талончик через терминал, посетитель Бондаренко 50 минут прождал, пока его пригласят к окну. Оказалось, что здесь подобную услугу не оказывают. Перенаправили в другое окно — еще 10 минут ожидания, после чего выяснилось, что эта услуга вообще не оказывается. Тем временем, она заявлена и на сайте МФЦ, и на стойке у регистратора (он одновременно является консультантом, вследствие чего все посетители МФЦ вынуждены отстоять двойную очередь — сначала на консультацию и получение талона, а затем непосредственно к окну документоведа).

Получив отказ, депутат решил воспользоваться другой услугой — заказал выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Уплатил госпошлину — с комиссией, поскольку банковских терминалов в этом МФЦ также не оказалось, а терминалы «Платежка» снимают комиссию с каждого посетителя. Написал заявление, документовед сообщила, что 1 декабря по почте выписка должна быть получена, однако по состоянию на 13 декабря государственная услуга так и не оказана.

Депутат также обнаружил, что в зале МФЦ расположился пункт ООО «Центр документов», где можно сделать копию за пять рублей с листа, притом что Федерация строго регламентирует работу МФЦ и обязывает делать копии посетителям бесплатно. Кроме того, коммерческая структура расположилась на площадях государственного учреждения также без проведения конкурса.

На вопрос председателя комитета Алексея Клешко, почему коммерческая аренда помещений под МФЦ заключается без проведения конкурсов и почему таким же образом сдается часть площадей коммерческим структурам, директор КГБУ Дмитрий Катышев пояснил, что здания под МФЦ выбираются после тщательного мониторинга с учетом требований к организации центра, транспортной доступности, логистики и так далее. «Что мешает в конкурсной документации прописать и требования к зданию, и количество метров до автобусной остановки?» — поинтересовался первый вице-спикер краевого парламента.

В свою очередь Александр Новиков удивился, каким образом проводится мониторинг, если МФЦ в Сосновоборске разместили на окраине, дойти туда и обратно до ближайшего банкомата — 40 минут, при этом стоимость аренды вполне соотносится с арендной платой в бизнес-центрах Красноярска.

Что же касается субаренды, то директор краевого учреждения после трижды повторенного Алексеем Клешко вопроса пояснил: если сдаваемая площадь меньше 20 квадратных метров, конкурс не требуется.

«Значит, конкурс не проводится, — еще раз уточнил председатель комитета. — Вы же прекрасно понимаете, почему я об этом спрашиваю — в этих мелочах кроется коррупция. Я никого не обвиняю и не собираюсь мазать черной краской всю работу МФЦ, которые задумывались, чтобы избавить людей от хождения по многочисленным инстанциям, и в том числе как раз исключить фактор поборов. А теперь прямо на входе терминал прикрывают листочком, чтобы, видимо, у граждан даже не возник соблазн воспользоваться электронной очередью. В некоторых МФЦ пошли еще дальше — с утра сотрудник распечатывает все талоны на день и затем выдает их вручную — кому, исходя из каких соображений? Потом удивляемся валу негатива в соцсетях по поводу работы МФЦ. А ведь на создание этой сети край за семь лет потратил миллиарды рублей».

Дмитрий Катышев и Михаил Васильев рассказали депутатам о проблемах, которые стоят перед МФЦ и во многом сказываются на работе службы в целом. В их числе нехватка зданий, отвечающих регламентам, из-за чего приходится снимать часть помещений в аренду (в год аренда обходится в 14–16 млн рублей); высокая текучесть кадров из-за больших нагрузок, в том числе психологических, и из-за низкой заработной платы.

Руководитель КГБУ также рассказал, что по федеральному стандарту один документовед должен обработать 14 заявок в день, фактически же получается 19 обращений в сельской местности и до 30 — в городской. Необходимо еще, как минимум, 200 сотрудников, а для этого нужно изменить расчет стандартов. В учреждении существует собственная служба контроля за качеством оказания услуг. По отчетам службы, уровень удовлетворенности посетителей составляет от 95 до 100 %. В этих цифрах депутаты усомнились. В то же время и министр, и директор признали, что поставленные сегодня комитетом проблемы необходимо решать. Если некоторые из них потребуют времени (например, заключение договоров с банками на размещение банкоматов), то развернуть терминалы «лицом к людям» можно уже завтра.

Завершая разговор, Алексей Клешко заметил, что люди ждут от службы совершенно иного уровня сервиса. Он напомнил, что профильный комитет с самого начала создания сети МФЦ поддерживал эту федеральную инициативу, предлагал новые способы работы, такие как развитие мобильных МФЦ в районах Крайнего Севера, отстаивал финансирование в краевом бюджете. К слову, ежегодно на деятельность МФЦ закладывается около 700 млн рублей.

«Пока же мы видим крайне плохой менеджмент, — отметил первый вице-спикер краевого парламента. — Внутренний контроль, подготовка квалифицированных кадров, взаимодействие с гражданами, дифференциация зарплаты в соответствии с нагрузками — все это не отрегулировано должным образом, хотя Законодательное Собрание указывало на эти проблемы неоднократно в течение последних лет. Комитет сегодня снова примет рекомендации, и мы обязательно вернемся к этому вопросу в 2018 году, чтобы проверить, как выполняются решения».

По итогам обсуждения в решение комитета легли такие пункты, как необходимость работы с банками по размещению банкоматов в помещениях МФЦ для оплаты госпошлин без комиссий; проведение ревизии всех арендованных помещений и в случае необходимости заключение либо продление договоров аренды на конкурсной основе; прекращение практики недоступности терминалов электронной очереди для посетителей; приведение в соответствие с необходимостью штатного расписания и ряд других предложений.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье