Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

Народные избранники провели выездное совещания в Уяре и обсудили финансирование и полномочия муниципалитетов края
Фото: www.sobranie.info

Депутаты Законодательного Собрания в рамках выездного совещания обсудили финансирование муниципалитетов Красноярского края.

Совместное заседание комитетов по бюджету и экономической политике, по государственному устройству и местному самоуправлению и профильных секций Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов госвласти и местного самоупроавления прошло в Уяре. Помимо депутатов в нем приняли участие и.о. вице-премьера — министра финансов Владимир Бахарь, заместитель министра культуры Ольга Васильева и главы муниципалитетов восточной группы районов.

Открывая заседание, первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко отметил, что тема межбюджетных отношений неизбежно влечет за собой вопросы о полномочиях, распределении денежных средств и нормативном финансировании. В свою очередь председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев напомнил, что в прошлом году произошли большие изменения законодательства в этой части, которые повлияли на формирование межбюджетных трансфертов.

Министр финансов Владимир Бахарь подчеркнул, что все процессы, происходящие в межбюджетных отношениях, призваны улучшить ситуацию и повысить эффективность каждого муниципального образования. Он подробно охарактеризовал исполнение краевого бюджета за прошлый год, акцентировал внимание на позитивной тенденции в части увеличения собственных доходов и сокращения дефицита. Министр также проанализировал исполнение местных бюджетов, остановившись на восточной группе районов, после чего рассказал о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления в сфере культуры.

«На начало 2017 года у нас насчитывалось 700 учреждений культуры, — сообщил и.о. министра. — В 30 районах полномочия по библиотекам уже были переданы сельскими поселениями в начале минувшего года. В остальных было смешанное исполнение. При этом из 166 поселений 103 также передали свои полномочия району, а 63 исполняли их самостоятельно. То есть процесс передачи происходил еще до того, как он был закреплен нормативно на краевом уровне. Что касается клубов, то сельскими поселениями были переданы полномочия меньше чем половине районов, а в другой половине была смешанная система. Мы вели большую работу по централизации, упорядочиванию и повышению эффективности учреждений культуры, проводили селекторные совещания, и все эти вопросы были урегулированы».

Что касается общего объема расходов, необходимых для исполнения полномочий, переданных поселениями на функционирование библиотек и клубов, то он составляет 1,2 млрд рублей. Норматив отчислений по НДФЛ, который ушел на районный уровень, равен примерно 700 млн рублей. Таким образом, обеспечение вопросов в сфере культуры не в полной мере подкреплено финансами. Вместе с тем Владимир Бахарь пояснил, что в каждом районе есть средства финансовой помощи поселениям, которые являются инструментом замещения недостающих денег.

«Должен честно сказать, что в определенных территориях есть особенности, — заметил он. — Некоторые районы начали использовать источники доходов, переданных поселениями, в других целях, например, для снижения дефицита бюджета. Есть поселения, где передача 8 % НДФЛ отразилась не в их пользу, хотя их и немного. К сожалению, остаются точечные вопросы по ряду территорий, где не могут договориться. Это Богучанский сельсовет Богучанского района, Есаульский и Зыковский сельсоветы Березовского района, город Заозерный Рыбинского района, Сухобузимский район. Но мы видим, что движение навстречу происходит, и ситуация находится на контроле».

После этого выступила Ольга Васильева, которая напомнила, что актуальность вопроса передачи полномочий с уровня поселений на районный уровень возникла в 2003 году, когда произошли изменения федерального законодательства. Уже тогда министерство культуры края призывало максимально сохранить полномочия в профильной сфере на уровне районов.

«Какую картину мы наблюдали? — рассказала замминистра. — К примеру, сбор статистической отчетности. Ведь невозможно за один час провести мониторинг по заработной плате с учетом территориальной специфики края. Еще пример. Когда принимался ФЗ-131, никаких форм госзаданий, электронного правительства не существовало. В итоге сейчас эта работа легла на одного человека в селе, который помимо того, что сам себе директор, исполнитель, экономист, бухгалтер, но зачастую еще и уборщица. Приезжая в отдаленные поселения, мы часто сталкивались с претензиями граждан, что они приходят в клуб и видят объявления: „Уехал сдавать статистику“, „Поехал защищать госзадание“ и так далее. Проблема назрела, и ее необходимо было решать».

На сегодня, по словам Васильевой, работа проведена и по передаче полномочий, и по выводу из учреждений непрофильных функций, и по штатной численности. Остаются четыре территории, где это не произошло: Есаульский сельсовет Березовского района, Верхнеуринский сельсовет Ирбейского района, поселок Курагино Курагинского района, три поселения Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Но работа в этом направлении ведется. Также замминистра сообщила, что если раньше среди муниципальных учреждений культуры было 696 юридических лиц, то в ходе реорганизации осталось 227. Штатная численность обслуживающего персонала (5600 единиц) сохранена. Что касается заработной платы работников культуры, то относительно 2016 года в среднем она повысилась на 30 процентов.

Следующими выступили представители муниципальных образований. Глава Уярского района Сергей Галатов рассказал о передаче полномочий поселениями, об эффективности работы централизованного учреждения в сфере культуры, о планах по развитию межпоселенческой клубной системы, а также сделал ряд предложений. По его мнению, было бы уместно передать на уровень района полномочия городских поселений по организации библиотечного обслуживания и досуговой деятельности граждан.

Глава Богуславского сельсовета Партизанского района Наталья Путина, отметила, что у муниципалитетов остается еще много проблем. На первое место она поставила предписания федеральных надзорных органов, на исполнение которых не хватает никакого бюджета. В свою очередь председатель Курагинского районного Совета депутатов Любовь Заспо рассказала об опыте по наращиванию доходной базы, отметив, что в этом муниципальном образовании еще есть резервы. К ним она причислила использование муниципальной земли и аренду, сбор земельного налога и оптимизацию затрат.

Глава Новопокровского сельсовета Иланского района Людмила Балычева сообщила, что собственные доходы муниципального образования составляют всего 7 % от общих доходов, и этого явно недостаточно для исполнения 30 полномочий. С каждым годом финансовая ситуация становится сложнее, и дополнительные средства бюджета все труднее удается найти, отметила докладчик.

Глава Бородинского сельсовета Рыбинского района Виктор Грушкин рассказал, что ранее муниципалитет был донором, поскольку Бородинский угольный разрез платил в бюджет 40 млн рублей земельного налога. Но с 1 марта 2015 года этот источник доходов по новому федеральному закону перестал поступать в сельсоветы, и территория стала дотационной. Также докладчик затронул вопросы пожарной безопасности, уровня заработной платы муниципальных служащих и поблагодарил депутатов Законодательного Собрания за поддержку грантов по благоустройству.

Глава Дзержинского района Дмитрий Ашаев поделился своим опытом в части переданных полномочий и сказал, что выстроенная вертикаль помогает качественнее оказывать услуги населения в сфере культуры. И продолжил тему о зарплате муниципальных служащих.

«Вопрос очень серьезный, — сказал он. — Сегодня в администрации района специалист первой категории получает на руки 16 тысяч рублей. С 1 мая по решению Конституционного суда на МРОТ мы обязаны будем начислять северный районный коэффициент. То есть порядка 18 тысяч рублей будут получать все технички, кочегары и так далее. Это уже не смешно. У нас специалист по спорту и начальник управления образования ушли работать в школу. Сейчас собирается увольняться начальник отдела по муниципальному имуществу, который намерен служить в полиции. Специалист по закупкам собирается уходить туда же, а до него человек устроился в многофункциональный центр. Ранее другой специалист ушел в центральную районную больницу. К нам идут либо за хорошей записью в трудовой книжке, либо оптимисты-патриоты, которых на самом деле немного, либо те, кто дорабатывает до пенсии».

После этого началось свободное обсуждение темы. Депутат Александр Симановский заявил, что органы местного самоуправления необходимо защищать от надзорных органов после передачи полномочий. «Нужно наказывать только тогда, когда деньги в бюджете были предусмотрены на исполнение полномочий, но их израсходовали не по целевому назначению», — сказал депутат и предложил подготовить законодательную инициативу на эту тему.

Глава Восточного сельсовета Уярского района Людмила Шестакова, продолжая кадровую тему, предложила исключить из требований, предъявляемых к специалистам, наличие высшего образования. По ее словам, она никак не может найти кадры, готовые работать за 17 тысяч рублей в месяц. Депутат Виктор Кардашов заметил, что уже пора вводить должность уполномоченного по защите глав муниципальных образований. А Николай Фокин поделился опытом оптимизации затрат на примере Хатанги, где пошли по пути централизации управления.

Подытоживая разговор, первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко отметил, что на краевом уровне проблем не меньше. «Никого не хочу обидеть, но вы должны помнить, насколько сократился объем полномочий местного самоуправления и зона ответственности за эти годы. Сегодня фактически то, что касается сферы социальных услуг, перешло на уровень края. Другое дело, что значительную часть полномочий мы отдали обратно, но уже с собственными финансовыми обязательствами. Каждый район получает средства на выплату зарплаты учителям, на учебный процесс. Все муниципальные органы власти с облегчением вздохнули, когда обветшалые больницы и ФАПы передали в минздрав, когда детские сады ушли на районный уровень, а районы стали получать субсидию на зарплату воспитателей детских садов».

В завершение первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко поддержал предложение Владимира Бахаря о необходимости совершенствования административно-территориального устройства.

«Границы населенных пунктов, районов, городов были нарезаны очень давно по совершенно другим экономическим и политическим соображениям. Во многом эта структура влияет на расходы и управленческую модель. Нужно думать, как постепенно выстраивать более эффективную систему», — отметил он.

Еще одно направление работы — вовлечение населения в обсуждение и решение местных проблем. Это формирует вокруг муниципалитета число людей, которые помогают повысить эффективность работы. Председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев назвал прошедший разговор откровенным и полезным.

«Все, что сегодня прозвучало, важно обобщить и, если необходимо, выйти с законодательными инициативами, поставить имеющиеся вопросы перед федеральными органами, — сказал депутат. — Что же касается передачи полномочий в сфере культуры с поселенческого на районный уровень, то мы увидели, что это решение оказалось эффективным. Есть некоторые трудности, но они преодолимы. Все рычаги находятся в руках органов местного самоуправления, и никто не говорит, что это было ошибочное решение. Безусловно, денежных средств не бывает достаточно. Наша задача — распорядиться имеющимся ресурсом наиболее эффективно, чтобы государственные и муниципальные услуги оказывались в полном объеме, чтобы не страдали люди».

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье