В Законодательном Собрании Красноярского края обсудили проблемы, связанные с созданием региональных операторов по утилизации твердых коммунальных отходов. В мероприятии участвовали депутаты краевого парламента, представители отраслевых министерств, прокуратуры, регоператоров, руководители территорий, общественных организаций. Круглый стол был инициирован комитетом по природным ресурсам и экологии и комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Перед началом заседания вопрос прокомментировал председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский.
«Правительством Красноярского края утверждена программа по обращению с твердыми коммунальными отходами. В рамках федерального законодательства определены в большинстве своем региональные операторы. В программе говорится о том, что необходимо сделать, чтобы навести порядок с коммунальными отходами в Красноярском крае. Для этого необходимо финансирование в размере десятков миллиардов рублей. На сегодняшний день программа утверждена. В нее, в частности, входит строительство полигонов. Кроме того, при каждом муниципалитете должны быть площадки и баки для сбора мусора. В крае должна быть организована переработка, сортировка отходов», — отметил депутат.
На заседании и.о. министра экологии Владимир Часовитин рассказал о региональной программе в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Красноярском крае на 2018–2035.
Он сказал, что региональная программа носит информационно-аналитический характер, главной целью является создание и развитие комплексной и эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, предусматривающей снижение негативного воздействия на население и окружающую среду.
«Объем капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из необходимых мощностей объектов и выбранных технологий, до 2035 года составит около 14 миллиардов рублей. Реализация региональной программы планируется за счет федеральных средств, средств бюджета Красноярского края, муниципальных, внебюджетных средств, в том числе средств регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В настоящее время регпрограмма реализована на 19,1%», — пояснил Владимир Часовитин.
По его словам, до конца текущего года необходимо завершить всю подготовительную работу, а также определить региональных операторов для Богучанской и Туруханской технологических зон, утвердить производственные и инвестиционные программы, единые тарифы на услугу региональных операторов для того, чтобы с первого января следующего года реформа заработала в полную силу.
Про тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами сообщил Александр Ананьев, первый заместитель министра тарифной политики края. Что касается роста тарифов, то, например, в Красноярске рост составит от 1,8 до 8 раз. В восточной группе рост составит от 1,4 до 3,8 раз, в Железногорске тариф возрастет в 2 раза, в западной группе районов от 1 до 4 раз, в южной группе от 1 до 9, в северной группе районов от 1,2 до 11,1. Снижение по тарифу на мусор произойдет только в Норильске в 2,7 раза.
Информацию природоохранной прокуратуры края о результатах прокурорского надзора при реализации реформы сферы обращения с твердыми коммунальными отходами представил Роман Ткаченко, природоохранный прокурор региона.
Руководитель Сибирской ассоциации развития отрасли рециклинга, депутат Красноярского горсовета Сергей Шахматов высказал свою позицию по актуальному вопросу и сделал несколько рациональных предложений.
Обсуждение, которое длилось почти два часа, было напряженным, порой эмоциональным, но конструктивным. Депутатов волновало то, насколько возрастет финансовая нагрузка на жителей края. Парламентарии говорили о том, что она не должна лечь тяжким бременем на плечи красноярцев, не должна быть болезненной, нужно принимать все меры для того, чтобы «мусорная реформа» не привела к повышению градуса социальной напряженности. «Мы должны заботиться о населении, в первую очередь следует думать о людях», — заявляли народные избранники.
В итоге, признавая необходимость реализации требований федерального законодательства, направленных на более эффективное и экологически безопасное обращение с отходами, и учитывая предложения, высказанные в ходе дискуссии за круглым столом, участники заседания разработали ряд рекомендаций.
В проекте документа, в частности, Законодательному Собранию совместно с правительством края рекомендовано подготовить проект закона, предусматривающий установление льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами для отдельных категорий граждан. В Государственную Думу РФ планируется направить обращение о переносе срока наступления обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для субъектов Российской Федерации, в состав которых входят районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Ряд рекомендаций также дан министерству экологии и рационального природопользования края, министерству тарифной политики края и органам местного самоуправления.
«Поэтапный запуск новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрен федеральным законодательством в срок до 1 января 2019 года. Поэтому операторы (кроме Туруханского и Богучанского районов) определены в каждой зоне. С 1 января появляются новые тарифы. Программа утверждалась при правительстве края без участия депутатов, а у нас всегда были замечания и вопросы к этому проекту. Поэтому сегодня мы проводим дискуссию за круглым столом, министерство экологии и рационального природопользования изложит нам проект программы. Самый важный момент заключается в том, как она будет реализована. Депутаты от округов объезжали территории, я, например, недавно был в Лесосибирске, Кодинске, Тасеево, Мотыгинском и Богучанском районах, где тарифы повышаются в разы. Чтобы жители вынесли повышающийся тариф, а он будет входить в тарифы ЖКХ, нужно будет платить им субсидию. Но закона о субсидиях нет. Нам говорят, есть выделение дополнительных средств из краевого бюджета для приобретения баков для мусора, для строительства площадок, но там средства минимальные — на этот год предусмотрено около 60 миллионов рублей, всего выдано пять миллионов», — рассказал Александр Симановский.
Тему продолжил председатель комитета по строительству и ЖКХ Алексей Кулеш:
«За последние 15–20 лет существенно увеличилось количество неразлагаемого мусора, с ним что-то нужно делать. Кроме того, увеличилась плотность населения, в том числе в Красноярской агломерации. Мы меняем свое отношение к загрязнению Севера. Раньше считали, что это государственная задача, поэтому можно бросать там бочки, снегоходы и трактора на побережье, а теперь точно знаем, что это достояние всего земного шара и так поступать нельзя. Что делать с мусором на севере? Вывозить. Это колоссально дорого. И это лишь одна сторона проблемы. Другая — миллионы тонн мусора, которые сейчас хранятся на полигонах Красноярска, никуда не исчезнут, их необходимо каким-то образом утилизировать, и это очень дорого. Мы не можем оставить своим потомкам горы мусора. Но сказать, что с такого-то дня каждая бабушка и каждая многодетная семья будут платить за вывоз отходов в пять раз больше, это неправильное решение».
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.