Депутаты Законодательного Собрания Красноярского края совершили выездное совещание по вопросу объединения сельских поселений. Рабочая поездка прошла в селе Тюхтет.
В прошлом году в крае начался процесс объединения административно-территориальных единиц. Собственно, первые шаги по объединению предприняты в некоторых районах значительно раньше, но именно в 2018 году министерство финансов края поддержало инициативу муниципалитетов специальной программой. Предусмотрено даже финансовое поощрение: по 2,5 миллиона рублей для каждого из поселений, решившихся на такой шаг.
Проще говоря, жители двух (а иногда и больше) сёл, имеющих собственную администрацию и выборный орган власти — Совет депутатов, на сходах граждан принимают решение об объединении двух сельских советов в один. Возможен вариант объединения села — районного центра непосредственно с районом. Этот шаг позволяет объединить финансовые и управленческие ресурсы поселений, сформировать более крепкую администрацию, а высвободившиеся средства направить на благоустройство, ремонт бюджетных учреждений, оборудование водопровода или уличного освещения. Вместе с тем, могут возникнуть и проблемы, например, с транспортным сообщением между селами, с получением справок или иного рода муниципальных услуг.
Чтобы обсудить итоги первого года работы и послушать тех, кто уже вступил на путь объединения, члены комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, главы городов и районов, председатели Советов депутатов, входящие в состав секции по вопросам МСУ Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления, провели совместное выездное заседание в Тюхтете.
Глава Казачинского сельсовета Александр Козлов поделился опытом на примере объединения в своем районе. Казачинцы еще в 2015 году объединили под своим управлением несколько близлежащих деревень. Сам процесс структурно делится на несколько этапов. Во-первых, принятие идеи и расчет всех возможных плюсов и минусов. Затем проведение сходов в каждом населенном пункте, принятие решения на сессиях каждого из сельских Советов. Далее подготовка законопроектов об объединении поселений, административно-территориальных единиц и изменении границ; внесение их в Законодательное Собрание, принятие в двух чтениях. Только после этого могут быть проведены выборы в Совет депутатов во вновь созданном объединенном муниципальном образовании. Далее изменение Устава, нормативных и правоустанавливающих документов. Весь процесс занял больше года, и каждый из этапов содержал скрытые подводные камни и требовал внимания, а порой и осторожности.
«Часть жителей маленьких деревень опасались, что будут проблемы с выдачей справок, что более крупное Казачинское начнет перетягивать на себя финансовое одеяло, ресурсы и так далее, — рассказал Александр Козлов. — Важно было и людей убедить, и самим понять и закрепить документально, что интересы каждого поселения будут учтены. Через выборы депутатов, через устав, через бюджет. Коллегам, которые пойдут по нашему пути, очень осторожно нужно будет подходить к ликвидации юридических лиц, чтобы не нарушить жизнеобеспечение сёл. У нас, например, „подвисли“ договоры с энергетиками на электроснабжение зданий, которые находились в процессе передачи собственности. Регистрация земель сельхозназначения вызвала затруднения. Что в итоге мы получили? Безусловно, экономия бюджета на содержание администраций, а это несколько миллионов рублей, была перенаправлена на другие цели. Несмотря на то что, когда мы объединялись, краевой программы еще не было, край все-таки выделил нам 2,5 миллиона, на которые мы купили „Беларусь“ для дорожного благоустройства. Активно стали участвовать во всех краевых конкурсах и подавать заявки на гранты. Дороги чистятся, муниципальные услуги оказываются жителям всех поселений. Построены новый детский сад и храм, десять частных домов. Молодые специалисты стали возвращаться в село, а значит, жить будем».
Глава Леонтьевского сельсовета Тюхтетского района Василий Французенко рассказал об опыте объединения сёл Леонтьевка и Двинка, (пакет законов во втором чтении недавно был принят Законодательным Собранием). По словам главы, причинами объединения явились слабое финансовое положение Двинки и кадровый голод — проблемой стали даже выборы депутатов в местный Совет. Глава обещает оставить жителям Двинки специалиста администрации, который будет на месте работать с документами, так что сельчанам не придется ездить за каждой справкой за двадцать километров. Оставили на месте и машину.
Правда, заместитель председателя профильного комитета Александр Новиков, который за несколько часов до заседания вместе с депутатом Максимом Маркертом съездил в Двинку и пообщался с жителями, заметил: машина в таком состоянии, что доставить в соседнее село ее можно разве что на эвакуаторе. Александр Новиков добавил, что люди переживают за судьбу школы — чтобы ее не закрыли вслед за сельским Советом; опасаются за справедливое распределение финансов.
«Мы будем держать эти вопросы на контроле», — пообещал депутат. Между тем жители обоих сёл ждут обещанных минфином средств и уже планируют, куда их потратят: необходимо подремонтировать дороги, водопровод, поменять освещение.
Глава Тюхтетского района Геннадий Дзалба рассказал об опыте «вертикального» объединения. Как и в Казачинском районе, здесь процесс состоялся в 2015 году, но с участием не равнозначных сёл, а районного центра — села Тюхтет и одноименного района. Также были пройдены все этапы, одна из управленческих структур была ликвидирована, но при этом, как заметил глава, население даже «не заметило потери бойца». Зато стало меньше хождений по кабинетам, более эффективно используются средства. 1,2 млн рублей, ранее предназначенные на работу сельской администрации, были перенаправлены на благоустройство того же села. Геннадий Дзалба так же, как и многие главы, участвовавшие в выездном заседании, посетовал на кадровый голод: из работников бывшей администрации только двое имели высшее образование.
Поскольку законопроекты об объединении проходят через комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, все вопросы, поднятые на совместном заседании, депутатам известны хорошо. Порой законы, связанные с объединением, вызывают на заседаниях сессий жаркие дискуссии. Депутаты, особенно избранные от территорий, пытаются уточнить все аспекты, все положительные и отрицательные моменты для своих избирателей.
Так, Александр Симановский вместе с Ильей Зайцевым выезжали в Абанский район, где жители села Вознесенка, как оказалось, далеко не единодушно выступили за объединение с Хандальским сельским Советом, и для этого у них были веские причины. В то же время, по словам Александра Симановского, рядом с самим Абаном есть, как минимум, пять сёл, которые можно объединить в единый Совет. Жители и без того пользуются абанскими медицинскими и образовательными учреждениями, работают в районном центре, а вопрос транспортной доступности здесь стоит менее остро, чем в отдаленной Вознесенке.
Заместитель начальника управления территориальной политики губернатора Светлана Турчанова подтвердила, что управление готово работать конкретно по каждой территории совместно с депутатами — вопрос об этом ставился на одном из последних сессионных заседаний. Вместе с тем, она сообщила о том, что из 25 заявленных на объединение территорий до финала в 2018 году дошли лишь три. На 2019 год пока всего две заявки.
Подвел итог обсуждения председатель комитета, первый вице-спикер Сергей Попов:
«Нужно понимать, что административно-территориальное и, как следствие, муниципальное устройство края досталось нам в наследство, можно сказать, от той страны, когда логика деления территорий соответствовала экономическим и историческим реалиям минувшего времени. И в этом смысле изменения носят объективный характер, движение началось и будет продолжаться, хотим мы этого или нет. И вот здесь может быть два пути. Первый — жители и администрации небольших поселений, испытывающие кадровый голод, нехватку ресурсов, передают административные полномочия расположенным рядом более крепким сельсоветам. При этом, освободившись от „бумажной“ работы, специалисты администрации, которые будут прикреплены к этой территории, станут работать непосредственно с людьми и решать реальные, видимые проблемы сельчан. В этой же логике мы видим, что объединение дает экономический эффект — пусть небольшой в масштабах края, но вполне ощутимый в селах, и сегодняшний разговор это подтвердил», — отметил депутат.
Сергей Попов также рассказал, что по итогам выездной инспекции парламентарии решили создать рабочую группу, которая будет следить за процессом объединения территорий.
«Материальным же эффектом от нашего сегодняшнего разговора я бы назвал совместную рекомендацию секции и комитета о создании рабочей группы с участием депутатов, глав территорий, представителей правительства и губернатора, которая бы анализировала начавшийся процесс объединения, помогая сделать его менее болезненным и для населения, и для управленческой структуры, которую легко сломать, но трудно отстроить заново. И, безусловно, опыт работы этой группы должен быть востребован для стратегического планирования в области архитектуры местного самоуправления», — добавил он.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.