4 апреля в Законодательном Собрании состоялся круглый стол, на котором депутаты, представители муниципалитетов и краевой власти, эксперты обсудили развитие инвестиционной привлекательности городов Красноярского края на примере города Норильска.
Открывая обсуждение спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов отметил:
«Наше заседание посвящено усилиям органов власти, бизнеса и общественных объединений, направленным на активизацию деловой активности в территориях края. У коллег из Таймыра есть интересный опыт, который в том числе наработан некоммерческой организацией „Агентство развития Норильска“. На заседании Совета губернатора прозвучало предложение, чтобы главы муниципалитетов имели критерии оценки своей деятельности, связанные с повышением деловой активности, появлением новых предприятий и рабочих мест. Не всегда у органов власти достаточно средств, чтобы влиять на ситуацию. Тем не менее оперативные решения, связанные с налаживанием взаимодействия с малым и средним бизнесом, оказанием необходимых услуг, в том числе в части выделения земельных участков, рассмотрением документов, — это уже серьезная помощь для развития предпринимательского сообщества».
Общую информацию и стратегию развития инвестиционной привлекательности городов Красноярского края представил министр представил министр экономики и инвестиционного развития Егор Васильев. Он отметил, что для повышения инвестиционной привлекательности городов в министерстве ведется работа по целому ряду направлений. Например, уменьшение административного давления на бизнес; упрощение процедур по выдаче разрешения на строительство; повышение эффективности процедур по подключению электроэнергии, по регистрации прав собственности и постановке на кадастровый учет; поддержка малого и среднего предпринимательства.
Положительные результаты, по словам министра, уже есть. Так, в 2018 году сокращен срок утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с 28 до 16,4 дней. Кроме того, уменьшилось время, которое тратится на присвоение адреса земельному участку и объекту недвижимости (с 30 до 7 дней). Также сократился срок подготовки межевого и технического планов, акта обследования (с 15 до 13 дней).
«Многого удалось достичь в сфере технического присоединения к электрическим сетям, — заметил Егор Васильев. — В частности, появилась возможность подать заявку на техприсоединение на официальных сайтах сетевых организаций посредством использования услуги „Личный кабинет“. Сократилось среднее время подключения к электросетям (с 119 до 85 дней). Время получения разрешений на строительство сократилось с 155 до 131 дня (это время от запроса на получение градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на строительство)».
Для поддержке бизнеса в Красноярском крае планируют снова открыть сервисные центры, где предприниматели смогут получить все виды услуг, в том числе и меры государственной поддержки. Для инвесторов в регионе заработает принцип «одного окна» — в одном месте можно будет получить полный комплекс услуг, начиная от консультации и заканчивая реальной помощью.
Сейчас в Красноярском крае уже есть площадки с подразделениями АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания» (АРБ). Они присутствуют в городах Железногорск и Зеленогорск. Также есть удаленные рабочие места в городах Минусинск, Назарово, Лесосибирск, Канск. В 2018 году АРБ подписало соглашение с АНО «Агентство развития Норильска» по оказанию финансовых услуг. В МФЦ края созданы окна, ориентированные на предоставление услуг субъектам малого и среднего бизнеса. По итогам 2018 года было оказано около 56 тысяч таких услуг.
Развитие моногородов в Красноярском крае стало еще одной темой доклада министра. В крае насчитывается 5 таких муниципальных образований: Норильск, Бородино, Лесосибирск, ЗАТО Железногорск и Зеленогорск. Предполагается, что в течение апреля разработанный Министерством экономического развития РФ ведомственный проект «Развитие моногородов» на 2019-2024 годов будет утвержден. После этого предстоит актуализировать региональную программу, а моногорода должны будут провести корректировку своих муниципальных программ.
«Улучшение делового климата требует системного подхода, — заверил Егор Васильев. — Нам многого удалось достичь в тесной связке „Федерация — регион — бизнес“. В настоящее время усиливаем взаимодействие с Агентством стратегических инициатив — делаем его соучастником всех процессов по развитию инвестиционной привлекательности как края в целом, так и каждого муниципального образования. Сейчас вместе с АСИ мы формируем заявки по включению лучших региональных и муниципальных практик в соответствующий атлас, а также в магазин верных решений».
Развитие инвестиционной привлекательности, по словам министра, невозможно без стратегии социально-экономического развития каждой отдельно взятой территории. Такие документы уже в крае разрабатываются, а в некоторых городах они уже утверждены. Егор Васильев призвал органы МСУ задавать в них два-три точных вектора из списка «желаний и ожиданий», которые приведут к улучшенной модели города, отраслевой специализации, среды проживания. Для усиления координирующей роли министерства определены кураторы, пока по четырем территориальным зонам — северной, южной, восточной и западной. Но только от мотивированности, вовлеченности органов местного самоуправления, их способности работать в команде зависит, каким будет конечный результат, добавил министр.
Краевая столица — Красноярск — тоже представила свои планы по развитию инвестиционной привлекательности. Заместитель главы Красноярска Вячеслав Полищук сообщил, что сейчас разрабатывается проект стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. В нем учтены положения стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. Согласно этому документу Красноярск отнесен к перспективным крупным центрам, образующим крупные городские агломерации, которые ежегодно обеспечат вклад в экономический рост страны более одного процента. Также Красноярск отнесен к городам, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных центров мирового уровня.
«Ключевой доминантой развития Красноярска до 2030 года является развитие города как многофункционального центра Ангаро-Енисейского макрорайона, — заявил Вячеслав Полищук. — Мы рассчитываем использовать такие его преимущества, как равная приближенность к Европе и Азии, объединение в городе транспортных коридоров, включая Северный морской и Шелковый путь. В рамках этих приоритетов развития инвестиционной привлекательности Красноярска рассматривается комплексная модернизация инфраструктуры города и муниципальных образований, входящих в центральную группу районов».
Вячеслав Полищук подробно рассказал об эффектах создания авиахаба на основе красноярского аэропорта, о развитии общественного транспорта, индустрии гостеприимства и центров спортивной подготовки на базе объектов Универсиады, о планах по созданию «цифровой долины», национального медицинского исследовательского центра, Сибирского научно-образовательного консорциума и о многом другом. В части помощи бизнесу замглавы города сообщил, что администрация планирует сохранять те меры, которые уже дали положительный результат, а также формировать инфраструктуру поддержки по принципу «одного окна».
Обсуждение темы продолжилось выступлением представителей Агентства развития Норильска. Директор учреждения Светлана Рубашкина рассказала о направлениях деятельности автономной некоммерческой организации и перспективах ее взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Красноярского края.
14 апреля агентству исполнится два года. Его учредителями являются администрация Норильска, ПАО «ГМК „Норильский никель“» и благотворительный фонд Владимира Потанина. Цель организации — создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития, повышение качества жизни норильчан, формирование позитивной социальной среды, рост человеческого капитала.
«Перед тем как приступить к работе, мы тщательно изучили опыт города Череповца, в котором подобное агентство работает с 1999 года, — сообщила Светлана Рубашкина. — Там тоже инициатором создания организации выступило градообразующее предприятие — ПАО „Северсталь“. Нам очень помог их опыт на первых шагах, и если в каких-то муниципалитетах появится такое же агентство, мы готовы делиться тем, что у нас наработано».
Основные направления деятельности АРН — развитие городской среды, бизнеса и туризма, инвестиции, социокультурные и образовательные проекты. По итогам 2018 года агентство в партнерстве с администрациями Норильска, Дудинки, Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и «Норникелем», местными некоммерческими организациями, приглашенными экспертами реализовало 22 проекта. В их числе гастрофестиваль «СЕВЕР», этнофестиваль «Большой Аргиш», выставка «Таймыр. Гений места», экспериментальный спектакль с VR-технологиями «Гиперборея. Плато Путорана», открытие центра франчайзинга и готового бизнеса, разработка концепции рекреационно-туристского кластера «Арктический» и проекта «Таймыр. Легенды тундры» по созданию этнодеревни в Дудинке.
В 2018 дан старт работе по созданию мастер-плана Норильска, который будет представлен в конце апреля текущего года. Началась разработка стратегии развития Норильского государственного индустриального института. Важной задачей агентства является вовлечение в реализацию проектов городского развития местных экспертов и активистов. Участие в проектах и событиях АРН приняло почти 47 тысяч горожан, более 200 волонтеров. В мозговых штурмах на «Кухне городских идей», в лекциях и мастерских «Городского конструктора», в стратегических сессиях и рабочих группах — почти 400 человек.
АРН серьезно поработало над проектом «Бизнес-навигатор МСП». С помощью этого информационного ресурса норильские предприниматели смогут узнавать о наиболее востребованных видах бизнеса, определять объем инвестиций, рассчитывать примерный бизнес-план, подбирать недвижимость и прочее. Другой удачный опыт — открытие в ноябре 2018 года центра готового бизнеса и франчайзинга. Там предприниматель может обратиться посредством удаленной связи или лично для получения консультаций по подбору готового бизнеса или франшизы, помещений для бизнеса или кредитных и страховых продуктов, по оказанию помощи в их оформлении.
Еще один важный проект — туристический кластер «Арктический» на территории города Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Идея получила одобрение Ростуризма и начала воплощаться в жизнь еще в прошлом году. Среди прочего организация кластера подразумевает разработку мастер-плана застройки на плато Путорана. Это сохранит заповедную зону от точечных строений и нанесения невосполнимого ущерба природе, а также позволит сделать уникальный край доступнее для посещения. По оценкам турооператоров, в последние годы среди туристов растет интерес к арктическим территориям. В этой связи Таймыр готов предложить самые разные направления туризма: круизный, событийный, экологический, этнографический, культурно-познавательный и промышленный.
Затем депутаты перешли к обсуждению и вопросам.
«Очевидно, что интерес инвесторов, вкладывающих свои средства в реализацию проектов на территории края, связан с уровнем развития различных подсистем регионального хозяйства. Не всегда инвесторы имеют в своем арсенале аналитические инструменты оценки ситуации в регионе и зачастую формируют мнение об инвестиционной привлекательности на основе субъективного представления и информации лежащей на поверхности. Наша первостепенная задача — обеспечить потенциального инвестора такой информацией», — высказала мнение депутат Людмила Магомедова.
При этом она подчеркнула, что эта информация должна быть грамотно структурирована, содержать сведения об экономическом, социально-политическом состоянии края и муниципального образования. Заходя в территорию, инвестору необходима уверенность в привлекательности как муниципального образования, так и края в целом, поскольку взаимодействовать ему предстоит со всеми.
Председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи Владимир Демидов похвалил агентство развития Норильска за внимание к развитию арктического туризма, но при этом попросил руководство АРН подумать над проектом с участием круизного лайнера. Первый вице-спикер краевого парламента Сергей Попов назвал опыт агентства интересным. Вместе с тем он задал вопрос об эффективности работы «в масштабе больших цифр»: «Хочется понять, это все-таки локальная история, или это про институты развития? Увеличился ли товарооборот, количество субъектов малого и среднего бизнеса?».
В ответ парламентарий услышал, что о глобальных изменениях говорить пока рано, поскольку агентство работает совсем недавно. Но если речь идет о малом и среднем бизнесе, то на сегодняшний день в Норильске зарегистрировано 6 679 таких субъектов. В них работают 17 457 человек. МСП в основном занято в сфере услуг, торговли, питания. Если в прошлые годы сокращалось количество предприятий, росла безработица, то сейчас эта тенденция прекратилась.
Мнением о развитии инвестиционной привлекательности городов и развитии бизнеса высказал депутат Юрий Данильченко. Он отметил, что Норильск — это хороший пример для других городов, но также подчеркнул, что к каждой территории нужен индивидуальный подход и работа с местными предпринимателями нужна на местах.
«Мы недавно с Анатолием Петровичем (Самковым) были в Манском районе, было выездное заседание по развитию. Бизнесмены пришли — они не знают вообще, о чем говорить и что делать. Мы сейчас разговариваем, приводим цифры... А в муниципальных образованиях образования нет, понимания нет, информации нет, бюджета нет, ничего нет. Мы сейчас просидели, проговорили... Вот, например, в Красноярске есть бизнесмены, которые ходят два года, чтобы открыть бизнес, потом разоряются, бросают все. Вы бы взяли переоделись и вместе с этим бизнесменом попробовали бы справки собрать и тут же, не медля принимали решение. Тогда, может быть, что-то изменилось. Мы сейчас говорим о каких-то глобальных вопросах, а вопрос, на самом деле, на поверхности. Сидят чиновники, сидят те люди, которым фактически, до лампочки будет бизнес или не будет. Мне кажется, прежде всего, нужно идти на территории, надо четко понимать, с чем мы туда пойдем, какие люди там живут», — эмоционально высказался депутат.
Председатель комитета по бюджету и экономической политике Владимир Чащин назвал разговор интересным и содержательным. Вместе с тем он напомнил, что конечная цель развития инвестиционной привлекательности — это улучшение качества жизни. Последние данные говорят о том, что из края уезжает все больше представителей среднего класса, а приезжают мигранты из бывших советских республик. Эту информацию предстоит серьезно переосмыслить. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский поблагодарил компанию «Норильский никель» за вложения в развитие территории, где она работает. «Хотелось бы также послушать, как вкладываются Роснефть, РУСАЛ и другие компании», — сказал он.
Заместитель председателя комитета по безопасности и защите прав граждан Юрий Страшников посетовал, что в докладе Светланы Рубашкиной не прозвучала увязка с реализацией проекта «Енисейская Сибирь». Парламентарий рекомендовал теснее взаимодействовать в своей работе с соответствующей корпорацией. Депутат Валерий Фарукшин добавил, что сегодня у малого бизнеса на севере нет возможности заняться арктическим туризмом, хотя это выглядит очень привлекательным делом.
«Мне представляется, что доклады наших коллег заслуживают пристального внимания и благодарности. Работа в крае началась. С приходом представителя краевого парламента в министерство экономического развития и инвестиционной политики она получила новый импульс. Сложно судить норильский опыт, потому что по факту это пока опыт одного года. Тем не менее вокруг агентства сформировался центр движения: там и администрация, и депутаты, и общественность, и бизнес. Может, это еще не „предпринимательский профсоюз“, но туда идут за поддержкой, и это неплохо. Для нас это передовой опыт, который в условиях севера легко брать за образец и применять в других территориях. В европейской части страны все равно жизнь иная. А у нас расстояния, погода, климат и многое другое», — подвел итог обсуждению спикер краевого парламента Дмитрий Свиридов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.