3 октября в Законодательном собрании Красноярского края состоялось очередное заседание сессии. Одним из основных вопросов депутаты утвердили корректировку бюджета.
Всего в повестке заседания было около 50 вопросов. В первую очередь, народные избранники приняли ряд кадровых вопросов. Помимо досрочного прекращения полномочий депутата Павла Ростовцева, который возглавил министерство спорта, депутаты утвердили кандидитуру на должность нового председателя Счетной палаты. Им стал Дмитрий Воропаев, бывший аудитор, который отвечал за проверки малого бизнеса и инновации.
Главным вопросом повестки стала осенняя корректировка бюджета Красноярского края. Докладчиком выступил исполняющий обязанности председателя правительства края — министр финансов Владимир Бахарь. Он рассказал парламентариям о положениях законопроекта, дополнительных доходах и расходах, причинах, побудивших внести изменения в основной финансовый документ.
«В текущем году корректировка бюджета сильно отличается от предыдущих тем, что не имеет дефицита. Мы долго к этому шли. Задачу выйти на бездефицитный бюджет мы даже указывали в качестве приоритета нашей бюджетной политики. В текущем году совместными усилиями мы подошли к такому показателю. Последний раз мы исполняли бюджет без дефицита в 2010 году», — сказал Владимир Бахарь.
Он отметил, что текущее исполнение и исполнение в целом бюджета в 2019 году происходит более устойчиво. Доходы увеличиваются на сумму около 30 млрд рублей, в том числе по налоговым и не налоговым доходам на сумму 24,3 млрд. Основной источник — 21 млрд рублей — налог на прибыль. На увеличение этого показателя повлиял рост цен на цветные металлы, в частности, палладий, в связи с чем увеличились налоговые платежи компании «Норильский никель». Кроме того, реализация инвестпроектов тоже дает положительные результаты в части поступления налога на прибыль. Также возросла сумма безвозмездных поступлений на сумму 5,5 млрд, из которых около 5 млрд — средства федерального бюджета.
В части расходов бюджета увеличение корректировки произошло на сумму 6,9 млрд рублей, из которых 4,2 млрд — за счет собственных средств краевого бюджета . Во-первых, корректировка учитывает дополнительные расходы около 3 млрд рублей на отрасль здравоохранения. Деньги пойдут на финансирование региональной программы государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи и программы обязательного медицинского страхования.
Кроме того, корректировка учитывает и увеличивает расходов на финансирование национальных проектов в объеме 1 млрд рублей за счет средств как краевого, так и федерального бюджетов, финансовую поддержку муниципальных образований в сумме около 400 млн рублей и около 0,5 млрд рублей на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, а также расходов, связанных с северным завозом.
Из федерального бюджета также выделены средства на тушение лесных пожаров — порядка 863 млн рублей. По поручению президента еще 600 млн. выделено на реконструкцию рулежной дорожки в аэропорту Красноярска, оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан и ряд других направлений.
«В целом параметры краевого бюджета на 2019 год в с учетом доходов и расходов выглядят следующим образом. Доходы — 259,3 млрд рублей. Расходы — 254,4 млрд. В целом законопроект полностью убирает дефицит, и, что не менее важно, мы снижаем государственный долг на сумму более 15 млрд. рублей с начала года. Это хороший показатель и задел на будущее», — добавил Владимир Бахарь.
Во время обсуждения корректировки бюджета Денис Притуляк поднял тему приобретения жилья для детей-сирот и призвал быстрее найти пути решения проблемы. Владимир Бахарь пояснил, что на квартиры для этой категории граждан дополнительно решили направить 111 миллионов рублей. Этих денег не хватит, чтобы полностью закрыть вопрос. Правительство края предлагает не только приобретать для детей-сирот жилье на вторичном рынке, но и строить новое.
Александр Глисков озаботился качеством планирования закупок лекарств и сказал, что неправильно, когда из-за этого приходится ежегодно корректировать бюджет, а люди вынуждены ждать, пока на складах не появятся необходимые препараты. Владимир Бахарь ответил, что это направление расходов зависит от количества выписанных рецептов, и трудно предугадать, сколько заболеет людей. Что касается эффективности работы, то было соответствующее заключение Счетной палаты, вопрос находится на контроле.
Юрий Данильченко заверил, что в части денежных трат на здравоохранение профильный комитет, который он возглавляет, плотно поработал с правительством. Например, были найдены решения в части финансирования санитарной авиации. Но все еще актуальным остается вопрос погашения кредиторской задолженности. «Мы нашли понимание, что если просрочка начинает накапливаться уже в начале года, то она будет погашена в первом квартале. Прошу взять это на контроль. А в целом мы видим кардинальное улучшение отношения к отрасли. Постоянно проходит нулевое чтение, мы собираемся в министерстве и все вопросы решаем на месте», — сказал Юрий Данильченко.
Владимир Демидов сообщил, что комитет по промышленной политике, транспорту и связи рассматривал корректировку как предварительный разговор в преддверии обсуждения краевого бюджета на 2020–2022 годы. Николай Креминский также затронул тему трехлетнего бюджетного планирования и обратил внимание правительства на социальную инфраструктуру в сельских территориях края. А Петр Медведев напомнил, что был принят закон о детях войны, и попросил предусмотреть на перспективу материальную поддержку этой категории граждан.
Людмила Магомедова заверила коллег, что комитет по образованию, культуре и спорту детально рассмотрел все изменения, вносимые в профильные госпрограммы. Более того, было проанализировано исполнение постановления Законодательного Собрания по бюджету. Общим решением была высказана поддержка представленному законопроекту. Но члены комитета обратили особо внимание правительства на ряд недочетов. «Участились случаи, когда мы по тем или иным причинам срываем сроки начала и принятия в эксплуатацию объектов , подлежащих капитальному ремонту либо строительству образовательных учреждений, детских садов, домов культуры, театров. Мы выделили дополнительные средства на Минусинск и Ачинск, но при этом, как объяснить жителям Турухан кого района , что из-за некачественно подготовленной проектно-сметной документации у них не начнется вовремя строительство фока и сгоревшей в Зотино школы?» — отметила она.
Вице-спикер Алексей Кулеш отметил, что не все приоритеты, заложенные в упомянутом постановлении, были учтены при формировании корректировки. На это депутаты обратили внимание в ходе заседания комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Алексей Кулеш призвал внимательнее относиться к этому документу и учитывать позицию краевого парламента при подготовке изменений в бюджет.
Подводя итоги заседания, председатель Законодательного Собрания Дмитрий Свиридов подчеркнул, что вопрос выбора и назначения нового председателя Счетной палаты имеет ключевое значение для края. «Поскольку этот орган никому не должен давать покоя и обязан предъявлять требования всем, кто занимается расходами бюджета, отвечает за имущество края, за инвестиционные вопросы и экономическое состояние, — пояснил Свиридов. — Решение было принято верное. Опыт и деловой подход назначенного на эту должность Дмитрий Воропаева позволят поднять планку нашего счетного органа на высокий уровень».
Он подчеркнул, что корректировка бюджета без дефицита — редкий случай. «Серьезная сумма дополнительных средств дала нам возможность решить ряд серьезных вопросов, которые давно требовали рассмотрения. Еще одним важнейшим аспектом является то, что часть средств мы направим на погашение государственного долга. Что, безусловно, отразится на рейтинге Красноярского края, и даст нам возможность решать свои экономические вопросы более успешно. Целый ряд социальных вопросов получил свою поддержку. Я с оптимизмом смотрю на завершающий этап нашего финансового года», — подытожил Свиридов.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.