Председатели профильных комитетов Законодательного собрания Красноярского края подвели итоги работы за год. Депутаты рассказали о наиболее значимых событиях, важнейших решениях, наиболее актуальных законопроектах, принятых за год.
Сергей Попов, первый заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению:
Комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению в уходящем году рассмотрел и внес на сессию более шестидесяти законопроектов. Это достаточно много, но вполне объясняется широким кругом вопросов, которые находятся в компетенции комитета.
Разработан и принят целый ряд законопроектов, касающихся административно-территориального устройства края. Во-первых, речь идет об укрупнении сельских советов внутри районов, во-вторых, о создании муниципальных округов, когда все сельские поселения внутри района объединяются в единое образование — муниципальный округ.
Значительные средства (более миллиарда рублей) выделены на благоустройство муниципальных образований в рамках краевых и федеральных программ. В сфере нашего внимания также находится национальная политика, причем не только вопросы воспитания национальной и конфессиональной толерантности, но и вполне осязаемые вещи, например, мы плотно занимаемся проблемой реконструкции кинотеатра «Родина».
Хотел бы заострить внимание на нескольких аспектах деятельности комитета, которые в значительной степени уже повлияли на жизнь края и будут оказывать свое влияние и дальше. Первое — создание муниципальных округов. В 2019 году мы прошли весь цикл от вступления в действие федерального закона и внесения поправки в Устав края до реального физического создания муниципальных округов. Приняты краевые законы в отношении Пировского и Шарыповского районов, которые преобразованы в муниципальные округа. Еще одна территория — Тюхтетский район пошла по этому пути, на последнем сессионном заседании закон о создании Тюхтетского МО принят в первом чтении.
В 2020 год мы войдем с одной из проблем, которую я бы назвал «межведомственная несогласованность». С этой проблемой комитет сталкивается при решении разных вопросов, она носит системный характер. Например, мы долгое время занимались целым аспектом вопросов, связанных с заповедником (сегодня национальным парком) «Столбы». Все началось с инициативы Красноярского городского Совета по распределению полномочий с Березовским районом по обслуживанию территории заповедника — работе спасательных служб, скорой помощи, уборки территории и т.д. Заповедник федеральный, расположен в границах Березовского района, подавляющее число посетителей — жители Красноярска. Каждый орган власти, каждая служба обязаны действовать только в рамках установленных полномочий и ресурсов, каждый за что-то отвечает, но общая картина не складывается. Когда столкнулись с этим клубком проблем, пришли к осознанию разработки единой концепции развития не только заповедника, но всего кластера, куда входят «Столбы», «Бобровый лог», «Роев ручей», «Гремячья грива», сад.им.Крутовского. Разработка концепции и начало ее реализации станут одним из важных процессов, в котором комитет будет плотно задействован в наступившем году.
Нас ждет насыщенный год, новые задачи, новые цели. С той командой, которая сложилась вокруг комитета: а это и эксперты, и советники, и представители прокуратуры, Счетной палаты, Правительства края, общественники, профильные ведомства и учреждения — полагаю, многие из поставленных задач мы выполним.
Сергей Зяблов, заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по делам села и агропромышленной политике:
В 2019-ом для депутатов-аграриев основным вопросом был проект краевого бюджета на следующий год. В Законодательном Собрании во время его рассмотрения каждый профильный комитет доказывает актуальность тех или иных мероприятий, указывая на важность расходов из региональной казны. В Красноярье сформировалась стабильная бюджетная система, которая сложилась благодаря слаженным действиям депутатского корпуса и органов исполнительной власти. Бюджет 2020 года призван стимулировать муниципалитеты. Увеличивается ряд налоговых отчислений, которые будут перераспределены в пользу городов и районов. Территории должны развиваться, это хорошо понимают в Законодательном Собрании и в правительстве края.
Комитет по делам села и агропромышленной политике активно взаимодействует с министерством сельского хозяйства и торговли. В 2019 году были внесены важные изменения в закон о господдержке АПК. Региональные власти много внимания уделяют субсидированию личных подсобных хозяйств. Так, например, в 2020 году предусматривается выделение 8 тыс. рублей на одну корову, но не более чем на 10 голов, повышается ставка на литр молока — до 3 рублей, в закон о господдержке включена помощь индивидуальным предпринимателям. В бюджете следующего года предусмотрены гранты кооперативам.
Для улучшения качества жизни в сельской местности и развития инфраструктуры необходим комплексный подход. Перечень мер должен быть направлен на развитие непосредственно сферы услуг, которая будет способствовать улучшению качества жизни в селе и повышать его кадровую привлекательность для высококвалифицированных кадров. Среди приоритетных направлений развития социальной инфраструктуры в сельской местности стоит выделить развитие транспортной отрасли, сферы здравоохранения и образования. Большую роль в развитии сферы услуг играет малый бизнес.
И вот именно всем этим вопросам аграрный комитет Законодательного Собрания будет уделять пристальное внимание в 2020 году.
Алексей Кулеш, заместитель председателя Законодательного Собрания — председатель комитета по строительству и ЖКХ:
Важнейшим итогом работы комитета в 2019 году я бы назвал принятие закона о создании фонда помощи обманутым дольщикам. Этот закон не только принят, но он уже и действует, все готово для того, чтобы первые пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков начали получать деньги. Это важнейшее и сложнейшее решение федерального центра, федерального бюджета и нашего Законодательного Собрания, чему в некоторой степени способствовал и наш комитет.
Также в 2019 году было принято решение о передаче в собственность погорельцам п. Стрелка домов, построенных за счет краевого бюджета. Это тоже неординарное решение, к нему было сложно подойти, но мы это сделали. Это пилотный проект, потому что в нескольких муниципалитетах Красноярского края есть аналогичные ситуации и аналогичные дома, построенные за счет бюджета для людей, которые потеряли свое жилье в результате пожара.
У нас сложнейший закон о капитальном ремонте. Это не потому, что сам по себе закон сложный, а потому, что очень трудно идет его реализация. Мы постоянно работаем над совершенствованием закона, вносим в него дополнения, и не все из них, скажем так, проходят на ура. Совсем недавно получено положительное заключение губернатора на очередные изменения в законе о капремонте, которые позволят, например, ремонтировать конструктивные элементы домов, лестницы, панели, перекрытия — то, чего не было в законе раньше.
Мы с коллегами согласились с тем, что одной из важнейших проблем является проблема тарифов в Красноярском крае. Имеются в виду и тарифы на тепловую энергию, и на водоснабжение, и на водоотведение. В правительстве края появились, наконец, наметки концепции по тарифообразованию, и мы с коллегами в ближайшее время начнем рассматривать некоторые предложения. В течение 2020 года мы, я думаю, довольно много времени посвятим вопросам тарифообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Это серьезная проблема. Большое количество предприятий находятся практически в предбанкротном состоянии из-за того, что эта сфера неэффективно регулируется. Я думаю, что мы будем искать выходы из этой ситуации.
Валерий Вэнго, заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов:
Для нашего комитета прошедший 2019 год был насыщенным. В поле зрения депутатов были 4 наших базовых закона. Это 2 закона о социальной поддержке граждан, проживающих на Таймыре и в Эвенкии. Они наполнены довольно серьезными деньгами, их общий «вес» составляет порядка 3 миллиардов рублей. Это, в основном, социальные выплаты. Два других закона тоже актуальны. Один из них — о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и территориях, приравненных к районам Крайнего Севера. Мы, в первую очередь, держали на контроле те льготы и выплаты, которые положены северянам как во время проживания на Севере, так и во время их отпусков, когда им оплачивается дорога к месту отдыха и обратно или меры поддержки при их переезде на материк.
Четвертый закон — это, говоря простым языком, три программы по переселению граждан, выработавших «северный стаж» в районы с благоприятным климатом. Закон предусматривает не только переселение на юг Красноярского края, обосноваться можно в любой точке России. К сожалению, федеральное законодательство за прошедший год в этом аспекте сильно менялось, и далеко не в лучшую сторону, в том числе по финансированию. Поэтому мы были вынуждены возвращаться к этому закону 5 раз и адаптировать наш закон под новшества. Мы минимизировали потери, которые люди могли бы понести при получении сертификата для покупки жилья на материке и переселении.
Комитет занимался и теми вопросами, которые перед нами ставили наши северные муниципалитеты. Мы рассмотрели их в комитете, наши коллеги поддержали их на сессии Законодательного Собрания. Надеюсь, что эти законы в какой-то степени улучшили жизнь людей, которые сегодня живут на Крайнем Севере. Были у районных депутатов и законодательные инициативы. Они касались, в первую очередь, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов — развития северного домашнего оленеводства, наведения порядка в учете оленей, оказании ветеринарных услуг. Также были увеличены компенсационные выплаты, которые ежемесячно получают оленеводы, и ставка субсидии на развитие северного оленеводства.
Планы на 2020 год будут в первую очередь исходить из тех параметров бюджетов, которые северные муниципалитеты смогли защитить перед краевым правительством. Практически все бюджеты муниципалитетов нарастили свои объемы, поэтому наши планы также будут связаны с контрольными мероприятиями по исполнению законов о социально поддержке населения Таймыра и Эвенкии. К сожалению, среди жителей Севера довольно много людей, нуждающихся в помощи, и без этих мер они не смогут уверенно себя чувствовать в будущем году.
Второе важное направление — законопроекты, которые будут направлены на развитие экономики на Крайнем Севере, в том числе и применительно к коренным малочисленным народам. Мы предполагаем внести изменения в закон о северном домашнем оленеводстве, где постараемся предусмотреть финансирование мероприятий по экономическому стимулированию оленеводства. Кроме мер социальной защиты нужно дать людям возможность зарабатывать, продвигать свою продукцию на рынке юга Красноярского края.
Планируем наши законы о социальной защите граждан на Таймыре, в Эвенкии и Туруханском районе адаптировать под те изменения, которые произошли из-за передачи полномочий по социальной защите населения с муниципального на региональный уровень. На Севере вопросы соцзащиты регулировались своими титульными законами, и нельзя забывать, что эти меры поддержки на Таймыре и в Эвенкии были приняты тогда, когда эти муниципалитеты еще были субъектами Российской Федерации. Уже 13 лет мы «притираемся» с краевым законодательством, процесс идет непросто, и у нас еще есть блок социальных законов, которые мы держим на контроле, чтобы сохранить, а может быть и нарастить меры поддержки для жителей этих муниципальных районов.
Многие годы говорили о необходимости освоения Арктики. Для нашего края это очень значимая тема. Красноярский край имеет свою Арктическую зону, она довольно крупная и насыщенна природными богатствами. Федерация систематизировала работу по развитию Арктики, создан федеральный уполномоченный орган. Правительство и Законодательное Собрание края сделали огромную работу, составлен перечень мероприятий на миллиарды рублей на ближайшие 5 лет. Если мы будем активно работать, появится еще один дополнительный источник финансирования, чтобы жизнь наших людей на Арктическом Севере сделать лучше. Наша задача проецировать требования федерального законодательства на наши законы и в наши государственные программы.
У нас есть краевая государственная программа «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов». Мы уверенно, большими шагами идем по ее увеличению — и по объему средств, и по расширению перечня мероприятий. На 2020 год запланированы программные расходы в объеме 779 миллионов рублей, за год они выросли почти на 100 миллионов. Этот прирост должен вселить в людей оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
Юрий Данильченко, председатель комитета по охране здоровья и социальной политике:
Комитетом было проведено 23 заседания, рассмотрено 387 вопросов. Год был насыщенным, состоялась Универсиада, система здравоохранения должна была обеспечить сопровождение этого масштабного мероприятия. Под универсиаду были получены значительные средства. В частности, финансы направлялись на строительство хирургического корпуса краевой клинической больницы, на новый корпус Красноярской больницы скорой медицинской помощи имени Н. С. Карповича, кроме того, приобреталось оборудование. Это все осталось наследием Универсиады. Силы в 2019 году были направлены на то, чтобы обеспечить работу медицинских учреждений во время Всемирных студенческих игр.
Принятие бюджета на 2020 год — важная веха. В течение года мы анализировали ситуацию, следовало обеспечить доступность медицинской помощи в территориях края. Депутаты из комитета активно работали с главным финансовым документом региона, проводили рабочие совещания, круглые столы. Бюджет состоялся. Так, 81 миллиард рублей в следующем году получила отрасль здравоохранения, более 40 миллиардов рублей — социальная сфера. Будет достроен онкологический центр, речь идет о третьей очереди. Выделены средства на то, чтобы уделить внимание городской клинической больнице №20.
В 2019 году комитет большое внимание уделял проблеме оказания паллиативной помощи на территории края.
Из социально значимых законов отмечу внесение изменений в Закон края «О дополнительных мерах социальной поддержки участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, переселившимся в Красноярский край». Законом установлена дополнительная мера соцподдержки — единовременная денежная выплата на несовершеннолетних детей. Размер выплаты равен двукратной величине прожиточного минимума на душу населения в целом по краю (примерно 25 400 рублей). Выплата предоставляется на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Также в этом году проделана серьезная работа по совершенствованию управления системой социальной защиты населения края. Комитетом рассмотрены и приняты на сессии Законодательного Собрания несколько Законов края, направленных на совершенствование управления системой предоставления мер социальной поддержки и обеспечения социальной защиты гражданам Красноярского края. Создается единый орган, отвечающий за реализацию государственных полномочий в социальной сфере — краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения».
Реализация этих мероприятий в пилотном режиме запущена с 1 октября 2019 года. В полную силу новая система заработает с 1 января 2020 года.
Этот вопрос находится на контроле комитета и первые его итоги мы планируем заслушать в I квартале 2020 года.
Предстоящий год — это год празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Комитетом совместно с правительством края в рамках подготовки к празднованию проделана определенная работа. Так, будут осуществлены выплаты в повышенном размере из краевого бюджета ко Дню Победы некоторым категориям граждан.
Что касается здравоохранения, то среди основных направлений деятельности комитета были кадровое обеспечение отрасли и выполнение Указов Президента Российской Федерации, направленных на развитие отрасли здравоохранения (повышение показателей средней заработной платы медицинских работников).
При корректировке краевого бюджета на 2019 и 2020 год было достигнуто соглашение с Правительством края о выделении дополнительных средств на обеспечение обязательств по выплате заработной платы медицинским работникам — более 2 млрд рулей.
Кроме того, при рассмотрении бюджета края на 2020 год были увеличены средства на обучение по программам ординатуры, на подготовку специалистов со средним медицинским образованием. Также комитетом была поддержана инициатива губернатора края по установлению единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, прибывшим на работу в краевые города с населением более 50 тысяч человек — 1,0 млн. врачам и 0,5 млн. фельдшерам, а также по приобретению автомобилей марки «Нива» для сельских фельдшеров (мобильный фельдшер).
В 2019 году комитетом также неоднократно рассматривалось участие Красноярского края в реализации национального проекта «Здравоохранение». Основная цель проекта — увеличение продолжительности жизни к 2024 году до 78 лет за счет доступной и качественной медицинской помощи. Проект включает в себя 8 федеральных проектов.
Очень важным для комитета остается вопрос оказания первичной медико-санитарной помощи населению края. Особое внимание мы намерены уделить питанию пациентов, обеспечению их лекарственными средствами. Продолжим заниматься темой обеспечения кадрами системы здравоохранения края.
На контроле комитета и строительство медицинских объектов. Мы сохраняем преемственность направлений предыдущих годов. Вместе с тем особое внимание намерены уделить строительству объектов первичного звена.
Владимир Демидов, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи:
Главной для нас, конечно, является законотворческая деятельность. В этом году мы провели 19 заседаний комитета, через которые прошло 14 законопроектов. Затем они были приняты в первом или втором чтениях. Кроме того, у регионов есть возможность направить в Федерацию свои законодательные инициативы. Мы рассмотрели больше двадцати таких обращений.
В названии комитета содержится понятие «промышленная политика». Понятно, что практически вся промышленность находится в руках частных инвесторов. Однако мы с ними поддерживаем постоянную связь. В этом году провели несколько очень серьезных обсуждений на сессии Законодательного Собрания с ПАО «Полюс», компанией «Норильский никель», Красноярской железной дорогой. Эти финансово-промышленные группы, социально ответственные предприятия являются крупнейшими налогоплательщиками в крае, и нам важно знать: как они развиваются?
Основными же в этом году, как всегда, были вопросы, связанные с транспортом. Главная направленность остается — это обслуживание, содержание, ремонт и капитальный ремонт дорог. Это делается как по краевым, так и по федеральным планам. Так, есть федеральный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в котором край участвует на условиях софинансирования. Но проблемы остаются. Так, мы не можем достигнуть норматива по содержанию автодорог.
Также мы говорим о некотором прорыве в части обновления транспорта, а именно двух составляющих: авиации и речного флота. В бюджете на 2020 год заложены средства на приобретение в лизинг трех самолетов типа АTR и строительство на заводах в Санкт-Петербурге двух теплоходов. Это первый шаг. Самолеты должны появиться в следующем году. Этот план давно вынашивался, но не было финансовой возможности начать замену АН-24 и АН-26. Новые ATR-72 должны это сделать. Они станут на большое количество маршрутов. Что касается, теплоходов, то первый появится через 2-2,5 года, следующий — еще через год. Так или иначе через 3-3,5 года мы будем иметь на реке два современных лайнера, которые придут на смену теплоходам «Валерий Чкалов» и «Александр Матросов». А это очень важно для обеспечения безопасности сообщения между Дудинкой и Красноярском.
Надо довести до ума автоматизированную систему управления дорожным движением в Красноярске. По программе должно быть установлено 500 новых светофоров.
Что еще удалось? Мы несколько раз рассматривали вопрос о закрытии в Красноярске нефтебазы. Совсем недавно это произошло. Нефтебазе уже 90 лет, но нашлись возможности, воля ее закрыть. Конечно, на это повлияли и требования красноярцев, что в черте города она не должна находиться. Теперь на этом участке земли проведут необходимые работы, и он будет служить не производственным целям, а жилищному строительству и всему, что нужно для Красноярска.
Очень важная задача в работе комитета — малый и средний бизнес. Налоговую базу региона дают все крупные предприятия. Поэтому в сфере предпринимательства налоги — не самое главное. Главное, чтобы люди были заняты, имели рабочие места. Поэтому мы ведем работу, чтобы наши крупные предприятия давали им заказы. Совместно с комитетом по селу стараемся, чтобы сельхозпродукты, которые производят наши предприятия, в первую очередь были востребованы в Красноярском крае, в том числе и у крупных структур.
Если говорить про 2020-2021 годы, то по проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» заложены приличные деньги на расширение дороги Красноярск — Элита, через которую идет большой поток машин, когда люди выезжают на дачи. Также в проект попала дорога, по которой едут с Солонцов, ее тоже расширят. Что касается муниципалитетов, то необходимо в ближайшие годы провести реновацию парка автобусов, на которых люди каждый день перемещаются из села в село, из районного центра в районный центр.
Один из законопроектов по распределению полномочий в сфере рекламы, принятый в этом году, получит продолжение в следующем. Он не касается экономики, но это внешний облик наших городов. Как раз проведение Универсиады вскрыло очень много проблем в сфере рекламы. Надо заниматься всеми городами края, везде должны быть правила, единообразие, идеологические подходы. Мы нашли компромиссное решение и работу будем продолжать.
Людмила Магомедова, председатель комитета по образованию, культуре и спорту:
Год был знаковым для нашего комитета, он проходил под флагами Универсиады. В канун было проведена совместная громаднейшая работа. В том, что она прошла на высоком организационном уровне, и заслуга депутатов Законодательного Собрания, которые активнейшим образом принимали участие в подготовке к этому масштабному мероприятию.
Летом этого года состоялось еще одно знаковое событие — 400-летие Енисейска, программу подготовки города к юбилею мы начинали еще десять лет назад. Но самый последний год был более насыщенным. Второе дыхание этому славному древнему городу мы обеспечили. Принятие решений и ответственность мы несем совместно с органами исполнительной власти.
Универсиада закончилась, но мы не сбрасываем со счетов тему ее наследия. Для меня, как для руководителя комитета, очень важно, что после проведенных Всемирных студенческих игр, у нас увеличилось число ребятишек, которые желают заниматься тем или иным видом спорта. А значит этот «вкус» на здоровый образ жизни был привит во время подготовки и проведения мероприятия, и это очень здорово. Необходимо планировать дополнительные средства на функционирование детско-юношеского спорта. Мы являлись инициаторами проведения заседания Совета законодателей Сибирского федерального округа, успешно его провели, поделились своим опытом, показали государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва». Мы продемонстрировали, что мы лучшие не только в СФО, но и в России, это радует.
Культура — самостоятельная, духовная, весомая отрасль. Здесь нельзя не сказать о строительстве библиотек нового вида и их оснащении, реализации национального проекта «Культура». В этом году ремонтировали дома культуры, приступили к ремонту театров, изготовлению проектно-сметной документации, модернизировали библиотеки, сейчас задумываемся об онлайн кинотеатрах, особенно это актуально для труднодоступных территорий.
Во втором чтении был принят законопроект «О государственных премиях Красноярского края в области культуры». Он направлен на стимулирование творческой деятельности, создание благоприятных условий для новых творческих достижений в интересах культурного развития региона.
Достаточно много времени комитет уделял объектам культурного наследия. Было много объектов культурного наследия, которые попали в реестр, но одни уже абсолютно утраченные, другие, по мнению экспертов, не несут той исторической ценности, о которой было изначально заявлено. Мы очень бережно относимся к этой теме, понимаем, что история нам может не простить, если мы где-то какую-то промашку допустим.
В сфере образования отмечу очень серьезные подвижки по ремонту школ, по строительству новых учреждений образования. Да, их недостаточно, нужны крупные вложения, но сегодня движение есть. Отмечу законопроект, важный для определенной части работников бюджетной сферы. Мы вернулись к Указам президента 2014 года. Законопроект долго дорабатывался, но был принят в первом и во втором чтении. Речь идет о повышении заработных плат работникам культуры, которые работают в образовании, это те же библиотекари школ, руководители кружков. С первого октября 2019 года практически на 20% им была увеличена заработная плата.
Сегодня мы очень озабочены состоянием школьного питания, готовимся к летней детской оздоровительной кампании, совершенствуем законопроекты. Недавно мы приняли замечательный законопроект, за что я искренне признательна своим коллегам, документ серьезно повлиял на состояние дел по предоставлению жилья детям-сиротам, я имею в виду ремонт закрепленного за этой категорией жилья по городу Норильску. Уже сорок с лишним квартир в заполярном городе отремонтировано, и ребятишки могут переехать из того не совсем уютного общежития, в котором они проживали, в свои квартиры.
В перспективе у нас на первом месте в качестве приоритета законопроект по грантам. Он касается открытия физико-математической школы при Сибирском федеральном университете. Это очень важно, одаренные дети у нас под особым присмотром. Немаловажен законопроект в плане наведения порядка в питании кадетов. Нам удалось при поддержке Законодательного Собрания увеличить нормативы питания ребятишек, которые отдыхают в спортивных лагерях.
Самая важная задача после принятия Закона Красноярского края «О краевом бюджете на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов» — это осуществление контроля над эффективностью расходования средств.
Анатолий Самков, председатель комитета по безопасности и защите прав граждан:
В 2019 году комитетом было проведено 25 заседаний, в том числе два выездных, а также одно заседание круглого стола с выездом в поселок Шушенское. Нами было подготовлено на заседание сессии 42 вопроса, а на комитете рассмотрено более 200 различных вопросов, в том числе 68 федеральных законопроектов. Комитет работал слаженно, активно.
Направлялись обращения в Государственную Думу. Этому предшествовала аналитическая работа, встреча с инициаторами обращений. Одно из них связано с внесением изменений в Кодекс «Об административных правонарушениях», необходимостью ужесточить наказание за загрязнение окружающей среды. Инициатива исходила от министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Вторая инициатива — наша. Мы обратились к депутатам Государственной Думы с просьбой внести в поправки в Федеральный закон «О полиции». Речь идет об изменениях пункта 5.1 статьи 17 Федерального закона. Дело в том, что административным комиссиям для того, чтобы составить протокол и рассмотреть дело о правонарушении, нужно для начала получить сведения о лице, его совершившем. Это касается, например, данных о владельце автомобиля, припарковавшем его на газоне или не внесшем средства за платную парковку. Но получить информацию об автовладельце административным комиссиям проблематично. Депутаты краевого парламента предложили упростить процедуру. Для этого необходимо дополнительно предусмотреть в качестве основания для получения информации о владельцах транспортных средств запрос должностных лиц органов местного самоуправления и органов, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, до возбуждения дела об административном правонарушении.
Так, был принят Закон края «О внесении изменения в статью 6 Закона края «О бесплатной юридической помощи в Красноярском крае». Мы расширили категория граждан, которые могут безвозмездно получить консультацию у правоведов. Добавили людей, включенных в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществляется в соответствии с федеральным законом в отношении объектов строительства на территории края.
Еще один принятый закон — «О внесении изменений в Закон края «О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан и их объединений в охране общественного порядка на территории Красноярского края», касается усиления внимания к добровольным народным дружинам. Категория эта нужная. У нас достаточно много людей, которые на добровольной основе оказывают правоохранительным органам помощь в обеспечении общественного порядка. Вместе с тем оценка этой деятельности — моральная и финансовая, нам показалась недостаточной. В законе закреплен целый ряд преференций, поощрений для дружинников, которые активно участвуют в этой деятельности.
Если говорить о планах на предстоящий период, то комитетом запланирована разработка трех проектов законов края. Один из них связан с работой административных комиссий, с централизацией работы в районных центрах, а не только в поселениях. Речь идет о разработке возможных вариантов нормативных концепций, определяющих систему создания и обеспечения деятельности административных комиссий на территории Красноярского края.
Много жалоб поступает от осужденных по поводу содержания в конвойных помещениях судов. Посетим, рассмотрим вопрос в рамках круглого стола. Тема: «О состоянии конвойных помещений и процессуальных зон судов в Красноярском крае».
Также комитет планирует совместно с секцией по вопросам безопасности и защиты прав граждан Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края провести заседание в Емельяновском районе, выехать на озеро Семирадское. Тема: «Обеспечение безопасности людей на водных объектах».
В городе Енисейске мы посмотрим состояние готовности органов местного самоуправления к обеспечению безопасности и охраны жизни людей, в том числе на водных объектах в границах Енисейского района и Енисейска. Мы посетим Енисейское поисково-спасательное отделение КГКУ «Спасатель».
В этом году в поселке Овсянка, где построена современная пожарная часть, мы проводили выездное заседание, рекомендовали распространить опыт возведения модульных пожарных частей. Так, аналогичная пожарная часть будет возведена в поселке Березовка. Проинспектируем, насколько эффективно продолжается эта работа.
В бюджет края на 2020 год мы внесли 6 предложений по изменению тех или иных позиций в бюджете. Практически все они были приняты, ожидается серьезное увеличение финансирования учреждения «Спасатель» и противопожарной охраны. На будущий год, при посещении этих объектов, мы хотим проверить, насколько эффективно используются выделенные средства.
Александр Симановский, председатель комитета по природным ресурсам и экологии:
В работе комитета по природным ресурсам основными являются три направления: это земельные отношения, охрана окружающей среды (атмосфера и «мусорная» реформа) и лес. В этом году работа нашего комитета получила пристальное внимание со стороны общественности, прессы, всего депутатского корпуса, потому что все эти три темы играли очень важную роль в жизни Красноярского края.
Инициатором вопросов к лесной отрасли края был комитет. Мы просили Счетную палату внести в план проверку полномочий, которые исполняет министерство лесного хозяйства в сфере реализации инвестпроектов и по работе лесничеств, этот вопрос был рассмотрен на комитете. Были выявлены нарушения, потом это подтвердили правоохранительные органы. В отрасли нужно наводить порядок. Именно комитет принимал закон по улучшению работы пунктов отгрузки леса. Именно комитетом внесены поправки, что необходимым условием при открытии таких пунктов является оборудование площадки для хранения отходов переработки древесины. Работа в этом направлении продолжается. Я лично участвовал в разработке новой редакции Лесного кодекса в Совете Федерации.
Считаю очень важным моментом этого года, что мы вернули сельхозпроизводителям возможность получать лес на льготных условиях. В октябре мы приняли такую поправку, уже в следующем году посмотрим, как закон будет реализовываться.
Большую работу комитет провел в области обращения с отходами. Эту проблематику обсуждали как на местном уровне, так и на федеральном, внося изменения в федеральный закон по ТКО. Именно по нашему обращению было принято решение: там, где в 2019 году не выбран региональный оператор и не оказываются услуги, население может не платить. Так у нас происходит в пяти территориях. Уже в начале 2019 года комитет провел выездное заседание на Таймыре, в Норильске. Посмотрели, как этот закон работает. Такие же выездные заседания прошли на юге края. Наша работа в этом направлении привела к тому, что впервые в бюджете региона значительно увеличились объемы финансирования на эти цели на следующий год: более чем на 100 млн по сравнению с 2019 годом.
Очень важный вопрос с загрязнением атмосферы. Вы знаете, что Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение, правительство РФ приняло два комплексных плана по реализации мер, направленных на борьбу с выбросами в Красноярске и Норильске. Мы на комитете приняли решение, что комплексная программа нужна и другим городам края: Ачинску, Минусинску, Лесосибирску, Канску, — где тоже есть проблемы с выбросами. Эти мероприятия отражены в бюджете Красноярского края. Впервые дополнительно, между первым и вторым чтением, добавлено 95 млн на эти цели. Надеемся, что правительство разработает такую комплексную программу. При этом мы просим дополнительно выделить деньги и на Красноярск.
За 2019 год ситуация в Красноярске реально улучшилась, стало меньше дней с НМУ, каждый житель видит, что лучше стали убирать улицы. По нашей инициативе, поддержанной губернатором края, городу выделили более 200 млн рублей на приобретение техники по уборке пыли. В этом направлении нужно продолжать работать. Нужно снижать негативное воздействие загрязнений на здоровье жителей края, минимизировать эти риски. Должна быть отдельная программа, подготовленная правительством вместе с надзорными органами, крупными промышленными предприятиями — одними из главных загрязнителей. Первым шагом должно стать обследование здоровья жителей городов края. Такая работа уже начата некоторыми предприятиями в Ачинске, надо распространить этот опыт и на его основании найти конкретные меры по сохранению здоровья людей.
Владимир Чащин, председатель комитета по бюджету и экономической политике:
Во время обсуждение трехлетнего бюджета профильный комитет постоянно находился в центре внимания, но и до этого депутаты занимались важной работой. Как отметил Владимир Федорович, 2019 год является успешным с точки зрения бюджетного планирования и финансового состояния края. Финансовый год завершается с увеличением доходной части на 29 млрд рублей, к тому же с профицитным бюджетом, это очень важное достижение для развития региона. Важным индикатором финансового состояния края стало и то, что доходы муниципальных образований увеличились более чем на 3,5 млрд рублей.
Как считает Владимир Чащин, важной законодательной инициативой из тех, которые готовились с участием комитетом по бюджету и экономической политике, стали изменения в закон Красноярского края об инвестиционной деятельности.
— Мы находимся накануне таких важных для нас решений, как запуск крупных инвестиционных проектов, которым в 2019 году мы создали условия для реализации. Первое — это «Енисейская Сибирь», масштабный проект, который уже носит статус федерального. Также законом об инвестиционной деятельности мы создаем условия для развития деловой активности в муниципальных образованиях, в том числе для реализации проекта «Локальная экономика», который запущен в уходящем году, — сказал Владимир Федорович.
За 10 месяцев 2019 года в крае утверждено 33 муниципальных комплексных проекта развития в рамках программы «Локальная экономика» на общую сумму порядка 13 млрд рублей. Это создает в муниципальных образованиях предпосылки для развития деловой активности, в том числе свой потенциал могут реализовать представители малого и среднего бизнеса.
— В муниципальные образования за 3 года будет направлено более 300 млрд рублей. Сложно вспомнить, когда еще территории получали такую финансовую поддержку, — отметил Владимир Чащин.
Решать стратегические задачи Председатель профильного комитета надеется, что бюджет, принятый на 2020 год и плановый период 2021 — 2022 годов, будет решать самые важные стратегические задачи развития Красноярского края. Главные направления финансирования известны: реализация национальных проектов, развитие муниципальных образований и социальная поддержка населения.
Основные ожидания от реализации национальных проектов на территории региона связаны с улучшением качества жизни населения: планируется в 2020-м направить для этих целей 23 млрд рублей, а за три года фиансирование составит 70 млрд рублей.
— Мы ставим своей главной задачей контролировать реализацию национальных проектов, а еще помогать Правительству региона правильно распределять ресурсы для улучшения жизни населения, — сообщил Владимир Чащин. — Произошел разворот в сторону территорий. В трехлетний период будет построено 105 социальных объектов, — школы, детсады, спортивные объекты появятся практически в каждом муниципальном образовании.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.