Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

22 января по инициативе комитета по охране здоровья и социальной политике в Законодательном Собрании состоялось заседание круглого стола. Тема — «Об обеспечении лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (больных сахарным диабетом, онкологией и муковисцидозом) Красноярского края».

В мероприятии приняли участие депутаты, представители правительства края, министерства здравоохранения, Управления федеральной антимонопольной службы по краю, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по краю, общественных организаций, родительского сообщества, «Губернских аптек», врачи краевых больниц.

Лекарство должно быть эффективным и безопасным

Да начала мероприятия председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко встретился с представителями средств массовой информации.

«В конце прошлого года возникли проблемы, связанные с обеспечением лекарственными средствами детей, больных онкологическими заболеваниями, проживающих на территории Красноярского края. В адрес народных избранников поступали многочисленные обращения жителей региона. Люди начали «бить тревогу», они говорили о невозможности получить препараты иностранного производства. В определенных клинических ситуациях это ставило под угрозу весь процесс лечения от онкологического заболевания. 21 ноября 2019 года на заседании сессии депутаты поддержали обращение Законодательного Собрания края к Министру здравоохранения Российской Федерации по данной проблеме. К сожалению, до сих пор ответа нет.

Тему импортозамещения лекарств, особенно для детей, мы решили вынести на заседание круглого стола, послушать общественность, экспертов, которые, по сути, определяют направления в этом вопросе. Мы понимаем, что импортозамещение — это безопасность страны. Но вместе с тем, понимаем, что любой лекарственный препарат, который производится в России, должен, прежде всего, пройти все необходимые заключения. И когда выяснено, что лекарство работает так же эффективно, как иностранное и не наносит вреда, тогда этот препарат можно применять.

Поэтому сегодняшнее заседание круглого стола поможет обозначить существующие проблемы, которые имеются в связи с обеспечением лекарственными препаратами ребятишек, больных онкологией, сахарным диабетом, муковисцидозом и определить пути решения. Ранее больные с муковисцидозом жили в среднем до 18 лет, сейчас этот показатель — в США и Европе в среднем до 40 лет, но при условии, что пациент применял импортные лекарственные препараты, они постоянно обновлялись, усовершенствовались. Прежде чем ввести российский препарат, он должен пройти испытания и получить необходимое заключение, что он работает также эффективно, как и импортный, например, израильский. Особое внимание при построении диалога с участниками будет уделено вопросам возможности применения отдельных лекарственных препаратов отечественного производства вместо импортных, их лечебного воздействия, побочных эффектов«, — рассказал Юрий Михайлович.

Финансирование лекарственного обеспечения увеличивается

Открыл заседание круглого стола председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко. Затем слово было передано заместителю председателя правительства края Алексею Подкорытову. В частности, Алексей Викторович отметил, что за последние годы финансирование в части льготного обеспечения лекарствами в крае возросло, на фармацевтическом рынке появились новые отечественные препараты, прошедшие клинические испытания. Однако имеется ряд злободневных проблем, среди которых, например, ситуация с лекарственным препаратом «Винкристин», который применяется при лечении онкозаболеваний. Российский аналог ему появился, но «клинические испытания, к сожалению, еще очень слабые».

Первым с докладом выступил министр здравоохранения Красноярского края Борис Немик. Борис Маркович сообщил, что в 2019 году из краевого и федерального бюджета на льготное лекарственное обеспечение в регионе было направлено 3 миллиарда 780 миллионов рублей. В 2018 году на эти цели выделялось 3 миллиарда 400 миллионов рублей. Рост финансирования, по словам министра, связан с увеличением количества пациентов, получающих дорогостоящие медицинские препараты. Многие неизлечимые заболевания с такой качественной фармацевтической поддержкой обрели иное звучание, видны успехи медицины.

Что касается лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, муковисцидозом, то по этим направлениям имеется ряд острых вопросов. Они связаны со своевременным и доступным обеспечением граждан эффективными препаратами в том случае, когда традиционная терапия не приносит результата, а выходящие на фармацевтический рынок лекарства дают побочное действие.

Нужно лечить лучшими лекарствами по лучшим технологиям

Затем с докладом выступил заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного Собрания края Илья Зайцев.

«Система лекарственного обеспечения, которая существует в Красноярском крае — одна из самых эффективных в стране. В регионе есть финансовые возможности, стремление профильного министерства, „Губернских аптек“ решать проблемы конкретных пациентов. Делается многое, но, к сожалению, зачастую решение многих вопросов ведется „в ручном режиме“. Имея невероятное желание помочь всем больным детям, взрослым, при наличии финансовых возможностей, аппарата, логистики распределения лекарств, ряд вещей даже с учетом этих ресурсов мы исправить не можем, потому что регулируются они на уровне федерации. Мы направляли обращение к тогда еще министру здравоохранения РФ В.И. Скворцовой, указывали правовые причины и ограничения, не позволяющие краю, бизнесу, общественным организациям закупить лекарства, нужные для лечения детей, больных раком. Ответа не последовало. Надеемся, что с приходом нового министра мы получим ответ», — сказал Илья Александрович. В конце доклада он привел слова врача-онколога Алексея Мосчана из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева», который говорил, что патриотизм — «это давать возможность лечить наших детей лучшими лекарствами по лучшим технологиям».

Нужно отметить, что Президент РФ Владимир Путин заявил в ходе послания Федеральному Собранию о необходимости упростить порядок ввоза иностранных препаратов. Глава страны обозначил необходимость в кратчайшие сроки так отладить эту работу, «чтобы люди, особенно родители больных детей, больше не оказывались в такой ситуации, когда нужные лекарства невозможно легально достать».

Заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Вера Оськина подчеркнула, что проблемы с обеспечением лекарствами есть и у взрослого населения. Как считает Вера Егоровна, при закупке лекарственных препаратов следует иметь реестр таких пациентов, учитывать прогноз прироста больных.

Дженерики или оригинал?

На заседании круглого стола также выступили директор некоммерческой организации «Благотворительный фонд от сердца к сердцу» Ольга Сорокина, руководитель Красноярской региональной общественной организации помощи больным муковисцидозом «Крылья» Татьяна Черных, представитель детей, больных онкологией, Наталья Дыдышко. Они рассказали о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться, высказали ряд предложений. Кроме этого, соответствующую их профилю информацию сообщили врачи, представители краевых структур и ведомств.

В ходе работы круглого стола было отмечено, что в последнее время в стране предпринимаются шаги по развитию экономического пространства, локализации фармацевтического рынка, запуску производства лекарственных препаратов на территории Российской Федерации.

Вместе с тем импортозамещение на фармацевтическом рынке имеет и негативные стороны. В настоящее время участники круглого стола обеспокоены ситуацией, при которой стало невозможно приобретение иностранных лекарственных препаратов определенных торговых наименований в связи с наличием российских аналогов либо дженериков производства стран Евразийского союза. Данная ситуация сложилась в связи с действующим законодательным регулированием отношений по закупке лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и, фактически, лишает врачебное сообщество возможности выбора наиболее подходящей для каждого пациента терапии.

Также, одной из причин невозможности приобретения необходимых лекарственных препаратов является их цена.

Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что при закупке препарата из перечня жизненно важных и необходимых лекарственных средств их стоимость не должна превышать предельные отпускные цены, установленные государством. При этом, как правило, предельная отпускная цена отечественных препаратов значительно ниже импортных аналогов, что заставляет зарубежных производителей уходить с экономически невыгодного для них Российского рынка.

Следует отметить, что лекарственные препараты в Российскую Федерацию могут ввозить организации оптовой торговли, которым запрещено продавать указанные препараты выше зарегистрированной предельной цены. Вместе с тем организации здравоохранения, министерство здравоохранения Красноярского края, аптечные организации, благотворительные фонды региона и коммерческие организации не обладают правом на приобретение и ввоз таких лекарственных препаратов.

Участники круглого стола полностью поддерживают национальную политику государства по реализации стратегии импортозамещения лекарственных препаратов на территории РФ, при этом делают особый акцент на соблюдение конституционных прав граждан на медицинскую помощь и получение необходимого, наиболее качественного лечения.

Рекомендации круглого стола

По итогам круглого стола комитет по охране здоровья и социальной политике принял решение рекомендовать Законодательному Собранию края рассмотреть следующие вопросы:

  • о выходе с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части упрощения механизма государственных закупок лекарственных препаратов.
  • о подготовке обращения в адрес Правительства РФ в целях внесения изменений в действующее законодательство и обеспечения возможности закупки и ввоза зарубежных лекарственных препаратов, зарегистрированных, но отсутствующих в стране, а также ужесточения системы допуска препаратов на рынок и контроля за их обращением.

Министерству здравоохранения края рекомендовано организовать системную работу в учреждениях здравоохранения региона по регистрации нежелательных последствий применения лекарственных средств. Также с медицинскими организациями следует проработать вопрос по формированию единых принципов назначения лекарственных препаратов по торговому наименованию и актуализировать реестр пациентов с жизненно-опасными заболеваниями. Помимо этого предлагается рассмотреть вопрос об упрощении процедуры назначения лекарственного препарата гражданам в соответствии с индивидуальными показаниями и клиническими рекомендациями. В числе задач — усилить работу по информированию населения о работе «горячей линии» Министерства здравоохранения Красноярского края.

Парламентарии считают важно разъяснять порядок получения необходимых лекарств, контролировать порядок выписки медикаментов. Напомним, телефон «горячей линии» «Право на здоровье» 8-800-700-00-03.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье