Спецпроекты
>
Законодательное Собрание Красноярского края
Сейчас ЗС обсуждает:

«Ёлка желаний»


Видео

Занятия в социальном центре в городе Шарыпово
Фото: пресс-служба Законодательного Собрания / И. Н. Шиколова

31 мая в Шарыпово комитет по социальной политике и охране здоровья Законодательного Собрания Красноярского края принял участие в совместном заседании секции по вопросам социальной политики Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края.

Сначала участники мероприятия посетили два социальных учреждения. Первое — комплексный центр социального обслуживания населения. Его подопечные — это дети с ограниченными физическими возможностями, а также взрослые люди — пожилые и инвалиды. Для них все услуги бесплатны. Всего обслуживается 4 336 человек, из них 966 проходят реабилитацию. На дому уходом обеспечен 431 человек.

В центре есть комната социальной адаптации, кабинеты массажа, лечебной физкультуры, тренажерные залы, проводятся парафинотерапия, можно принимать «жемчужные ванны». А еще здесь имеется театральная студия, вокальная группа «Домисолька», сенсорная комната для детей и многое другое. Для пожилых граждан оборудованы компьютерные классы, где жители учатся компьютерной грамотности и пользоваться порталом госуслуг. Им рассказывают об основах банковской безопасности, объясняют, как пользоваться банковскими картами без риска попасться на удочку мошенникам.

Кроме того, пенсионеры могут по желанию освоить различные программы, чтобы общаться с детьми и внуками, живущими в других городах. Также в центре создали творческую мастерскую по бисероплетению, клубы «Волшебный мир бумаги», «Пой, душа» и другие.

Как рассказала директор Юлия Козлюк, центр несколько раз признавался лучшим в конкурсах среди учреждений социального обслуживания населения края. За победу учреждение получало оборудование.

Вопросы парламентариев вызвало оборудование входа для инвалидов: пандусы имелись, а вот кнопки вызова персонала снаружи не было. Объяснение, что колясочника привозят сопровождающие, народных избранников не удовлетворило: нелепо стоять у закрытой двери в ожидании — вдруг кто-нибудь откроет, или бросать подопечного на улице и бежать. Кроме того, в холле «говорящее табло» было отключено, потому что звук для маленького помещения, как пояснили сотрудники центра, слишком громкий. Недоумение вызвали и высокие пороги в некоторые кабинеты. В целом же впечатление от посещения центра, от того, как организована здесь работа, у депутатов сложилось положительное.

«Подобные учреждения работают на грани своих возможностей, — считает Илья Зайцев. — Имея достаточно скромное финансирование, которое ограничено огромным количеством документов, норм и правил, утвержденных краем и Федерацией, эти люди совершают подвиг. С такими средствами развиваться невозможно. Здесь есть простые задачи, например, нужно довести до ума создание доступной среды. Учреждение активно участвует в конкурсах, получает деньги на модернизацию, но этого недостаточно, потому что сам центр не может зарабатывать столько, чтобы развиваться. Из краевого бюджета финансы поступают исключительно в рамках тех нормативов, которые определены законом. И в этом плане, мне кажется, система должна быть более гибкой. Вот это учреждение — первое в краевом рейтинге. Понятно, что его нужно поддерживать, помогать ему. Другие, видя, что первое место в рейтинге приводит к дополнительному финансированию, могли бы к этому стремиться. Мы же видим, что говорит министерство социальной политики: центр выигрывал в конкурсе в прошлом и позапрошлом годах, давайте в этом году отдадим пальму первенства кому-нибудь еще. Считаю, что поощрять нужно лучших, а другие должны стремиться к тому, чтобы таких передовых учреждений стало больше. Еще раз подчеркну: люди, руководящие такими центрами, работающие в них, совершают подвиг. При таких ресурсах делать так очень сложно».

Второе учреждение, которое посетили парламентарии, — КГБУ социального обслуживания «Центр семьи „Шарыповский“». В нем три отделения: профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; социального патронажа семьи и детей; социальной реабилитации. Центр обслуживает жителей города и района. Одно здание находится в Шарыпово, второе, рассчитанное на 21 койко-место, — в селе Холмогорском, там живут дети.

Заведующая отделением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Юлия Кислова рассказала, что специалисты курируют 69 семей в городе и 37 — в районе. Положительная динамика присутствует: в 2016 году с учета было снято 26 и 12 семей соответственно. Сотрудники оказывают психолого-педагогическую помощь семьям с детьми, которые находятся в опасной жизненной ситуации; могут выезжать по сигналам соседей, если те сообщают о случаях социального неблагополучия. В центре имеется медиативная группа «Диалог», осуществляется сотрудничество со школами. Только в этом году по 11 инцидентам были проведены примирительные процедуры.

Парламентарии поинтересовались, как отлажено взаимодействие с органами опеки и попечительства, какие есть трудности. Юлия Кислова ответила: «Не хватает координации, методической работы со стороны всех задействованных служб и ведомств».

Отделение патронажа оказывает необходимую помощь 52 детям-инвалидам, в поселке Дубинино имеется участковая служба. Социальная реабилитация предназначена для несовершеннолетних, которые оказались в социально опасном жизненном положении. Это те подростки, у которых нет родителей и родственников, безнадзорные, подкинутые, дети, сбежавшие из домов-интернатов, и другие. Вновь прибывшие подопечные помещаются в приемное отделение, где с ними работают педагоги-психологи. Проводится медицинское обследование, после которого ребенка переводят в группы по направлениям: патриотическое, нравственное, семейное, трудовое воспитание, формирование здорового образа жизни.

Директор центра Ольга Любченко в ходе беседы с депутатами посетовала, что в помещениях центра необходимо сделать ремонт, но пока средств на это нет. Здания муниципальные, они передавались на праве безвозмездной аренды.

Далее парламентарии и члены Координационного совета провели заседание, на котором обсудили меры социальной поддержки граждан и то, как они реализуются в территориях региона. Общую ситуацию в Красноярском крае представила министр социальной политики Галина Пашинова.

«Социальная защита населения на территории осуществляется с учетом единого подхода, меры социальной поддержки предоставляются всем гражданам, имеющим на них право и обратившимся за их получением. Работа отрасли жестко регламентируется федеральными и региональными правовыми актами», — отметила она.

На реализацию государственной программы «Развитие системы социальной поддержки граждан» в 2017 году предусмотрено 24,3 млрд рублей, где:

  • 70% (16,5 млрд) составляют расходы на предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки;
  • 30% (6,4 млрд ) предназначено на содержание учреждений и предоставление социальных услуг.

В целом различные виды социальной помощи в крае получает 1 млн 276 тысяч человек. На сегодняшний день жителям края предоставляется более 120 видов социальной поддержки. Как отметила докладчица, в отрасли имеется ряд проблем, которые нужно решать, главная их них — это недостаточное финансирование в части обновления оборотных фондов. Остро стоит вопрос устаревших производственных фондов, темпы обновления которых с 2012 года были существенно замедленны.

Материалы по теме

«В целях системного контроля за реализацией органами местного самоуправления переданных госполномочий министерство ежегодно проводит проверки. Они показывают, что в целом деятельность органов МСУ соответствует требованиям действующего законодательства и установленным государственным стандартам. Социальная поддержка гражданам оказывается своевременно и в полном объеме», — сказала вице-премьер.

После доклада парламентарии задали ряд вопросов и высказали свое мнение в целом по поездке. Илья Зайцев отметил:

«Некоторые краевые социальные учреждения, например центр обслуживания семьи „Шарыповский“, находятся на муниципальных площадях, переданных в безвозмездное пользование. Ни министерство, ни само учреждение не обращались в муниципалитет с инициативой, чтобы право собственности было зарегистрировано и имущество можно было полноценно использовать. На федеральном и краевом уровнях сейчас активно продвигается создание доступной и комфортной среды для маломобильных граждан. Но одним из условий выделения средств на это является требование нахождения помещений в собственности. Сколько еще таких учреждений в крае и как эта проблема может решиться?» — спросил он.

Министр Галина Пашинова ответила: «Немного, в целом вопрос на территории края системно урегулирован. В Шарыпово это учреждение недавно прошло реорганизацию, поэтому такая ситуация. Если у города есть какие-то вопросы, мы готовы помочь в их решении».

Заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике Вера Оськина вернулась к теме материально-технического обеспечения учреждений социального обслуживания населения: «Соответствующая программа действовала до 2013 года. Что мешает возобновить ее? Надо подумать о создании подпрограммы».

Галина Пашинова согласилась, что это было бы целесообразно, но все упирается в недостаточное финансирование. Например, несколько лет назад была разработана проектно-сметная документация на строительство в поселке Глядень Шарыповского района психоневрологического интерната, но возвести объект не удалось из-за отсутствия средств. Впрочем, сейчас дело сдвигается с мертвой точки, и есть все основания полагать, что учреждение построят.

Затем перед парламентариями выступили представители города Шарыпово, а также Шарыповского и Ужурского районов. Они подробно рассказали о том, как организованы социальная поддержка и соцобслуживания население на этих территориях, какие услуги в каких учреждениях оказываются, сколько человек являются получателями, что планируется реализовать в дальнейшем. Были обозначены и существующие проблемы: в частности, остро стоит вопрос получения по карточке пособий в деревнях и поселках. Банки сокращают свое присутствие — закрывают отделения, не ставят банкоматы, поскольку их обслуживание для коммерческих структур не оправдывает себя с финансовой точки зрения. Также среди проблем назывались пробелы в межведомственном взаимодействии.

Итог выездной инспекции и заседания подвела заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике Вера Оськина: «Органам местного самоуправления передано более 100 полномочий в сфере социальной политики. Посетив два объекта, мы пришли к выводу, что в принципе муниципальное учреждение работает на очень качественном уровне. По поводу краевого судить очень сложно: мы не смотрели второй корпус, стационар. Я как депутат от этого округа обязательно посещу этот объект позже, для того чтобы сравнить. Комитету нужно иметь представление, в каком направлении двигаться дальше», — подчеркнула она.

«Сегодня мы услышали мнения территорий, увидели те недостатки, которые есть. Скажем, имеется проблема с пандусами. И мы спрашивали у руководителей, достаточно ли им средств. Они отвечали утвердительно. Но тогда возникает вопрос: почему нет реабилитационных коек? В учреждениях социальной защиты должны быть пандусы, здесь сосредоточена самая нуждающаяся в этом категория, здесь люди с ограниченными физическими возможностями получают помощь и поддержку. Нам это нужно учитывать при формировании краевого бюджета на 2018-й и последующие два года. Следует увеличивать финансирование подпрограммы „Доступная среда“. Мы сегодня внесли предложение, которое касается разработки новой подпрограммы в программу соцподдержки населения — о материально-техническом оснащении социальных учреждений. Социальная защита, как и здравоохранение, — очень чувствительная тема. Надеюсь, коллеги-депутаты нас поддержат», — заключила Вера Оськина.

Ранее обсуждалось:

Последние новости ЗС

Архив новостей

Герб Красноярского края

Законодательное собрание
Красноярского края

Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.

26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.

Досье