Депутаты Законодательного Собрания продолжают обсуждать «мусорную реформу», которая начала действовать в Красноярском крае с 1 января. Обсуждение темы состоялось в северных территориях — в Норильске и Дудинке.
С 1 января этого года в России начали действовать новые тарифы на сбор и вывоз мусора и новая система обращения с твердыми коммунальными отходами. Плата для населения в крае рассчитывается не по числу квадратных метров, как раньше, а по числу прописанных в квартире или частном доме. Организацией вывоза, утилизации и переработки мусора теперь занимаются региональные операторы, выбранные на конкурсной основе для каждой из технологических зон. Их в Красноярском крае 19. В четырех зонах желающих участвовать в конкурсе не нашлось.
22 января в Норильске совещание на эту тему прошло в администрации. В обсуждении приняли участие глава города Ринат Ахметчин, представители администрации, депутаты Норильского городского Совета, а также руководители управляющих компаний и предприятий, которые владеют мусорными полигонами, представитель регионального оператора.
Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский напомнил собравшимся, что Законодательное Собрание, учитывая особенности края, отсутствие развитой инфраструктуры по сбору и переработке ТКО, не раз обращалось в Госдуму с предложениями отложить реформу в районах Крайнего Севера. В итоге накануне новогодних праздников приняты изменения в федеральный закон. Они позволяют в некоторых территориях отложить реформу на год. В их число попадают те зоны, где не был выбран или отказался от работы регоператор.
Норильск и Таймырский Долгано-Ненецкий район в число муниципалитетов, где реформа отложена, не вошли. В августе прошлого года в результате победы на конкурсе статус регионального оператора в Норильской технологической зоне сроком на десять лет был присвоен красноярской компании ООО «РостТех». Александр Симановский высказал сомнение, что предприятие, расположенное в Красноярске, может на должном уровне обслуживать жителей Норильска и вкладывать полученную от них плату за организацию вывоза и переработки ТКО в развитие отрасли именно на этой территории. Коллегу поддержала Людмила Магомедова. Она призвала местных депутатов и администрацию здраво оценить ситуацию, складывающуюся в городе, и выбрать правильное решение.
В декабре прошлого года для Норильской технологической зоны был утвержден единый тариф на услуги оператора — 1 735 рублей за кубометр ТКО, установлены нормативы накопления мусора, а также плата для жителей многоквартирных домов и частного сектора в размере 86,76 рубля с человека. В Норильске имеется своя инфраструктура в области обращения с ТКО. В нее входят два полигона, внесенных в государственный реестр и расположенных в 7 и 2,5 км от города. Они рассчитаны на захоронение более 3 млн тонн отходов. Но есть необходимость в строительстве мусороперегрузочных станций в Кайеркане и Талнахе, а также полигона в Снежногорске. Погодные условия часто не позволяют вывозить мусор оттуда на полигоны Норильска.
ООО «РостТех», как выяснилось на совещании, к своим обязанностям регионального оператора приступил, но сократил периодичность вывоза мусора (не ежедневно, а раз в три дня). Представитель компании на совещании объяснил это тем, что число мусорных площадок и количество мусора значительно больше, чем было заявлено в устаревшей технологической схеме. Так, за декаду в Норильской зоне вывезено уже 18 тонн ТКО, тогда как норматив на месяц составляет 30 тонн.
Местные компании брать на себя роль регионального оператора оказались не готовы. Их не устраивают установленные нормативы и тарифы, которые занижены для Норильска. Представитель компании «Жилкомсервис» обрисовал ситуацию таким образом: в результате изменения подходов к тарифу (плата не с квадратного метра, а с человека) бюджет «мусорной» отрасли города, который раньше составлял около 270 млн в год, уменьшится на 90 млн. Встает вопрос, где брать средства на выпадающие расходы регионального оператора.
Заместитель главы города Норильска Николай Жигулин обозначил проблему, возникающую у малого и среднего бизнеса. Согласно закону они должны оборудовать свои площадки для сбора мусора. Однако особенности застройки северного города не позволяют это сделать. В результате мусор от магазинов попадает в контейнеры жилых домов и увеличивает нагрузку на регионального оператора и жителей города. Кроме того, новая система расчета в разы увеличила для юридических лиц плату за мусор.
Подводя итог, председатель профильного комитета Александр Симановский сообщил: проект закона, регулирующего тему компенсации выпадающих расходов региональных операторов, сейчас разрабатывается краевым министерством экологии и рационального природопользования.
«В соответствии со всеми требованиями, которые сейчас выдвигаются законом по обращению с ТКО, нужны дополнительные средства краевого бюджета на площадки временного накопления, на баки, — сказал депутат. — Сейчас депутаты ездят по территориям и говорят: необходимо подать новые данные о том, что необходимо муниципалитетам. Наш комитет при поддержке всех парламентариев внес в постановление по краевому бюджету позицию о том, что при первой корректировке главного финансового документа следует внести дополнительные средства на реализацию в крае „мусорной реформы“. Но без информации из территорий мы не можем сказать, сколько нужно денег. Здесь должно быть двустороннее движение».
Планируется, что до конца января местные власти просчитают средства, необходимые Норильску, и направят эти сведения в Законодательное Собрание и правительство края. При этом депутат Павел Семизоров предложил городу рассмотреть вариант приобретения современных контейнеров для сбора мусора, которые применяются во всем мире.
23 января краевые парламентарии вместе с органами местного самоуправления обсудили проблемы обращения твердых коммунальных отходов в Дудинке.
Посещение местного полигона, куда много лет свозился мусор, выявило комплекс проблем. Полигон не соответствует нормам действующего законодательства. Рядом с полигоном расположена забетонированная площадка, которую можно использовать для временного накопления ТКО, но не удалось договориться с ее собственником. Недалеко от нее частный инвестор установил мусоросжигающую печь и сортировочную линию, предлагает тариф значительно ниже, чем у регионального оператора, выигравшего конкурс по Таймырской зоне (1600 рублей за кубический метр против 2487,85). Однако это оборудование не используется. В результате региональный оператор, компания ООО «РостТех», вывозит мусор Дудинки за сто километров — на полигон Норильска.
Остальные проблемы были озвучены на совещании в администрации города. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский напомнил собравшимся главам сельских поселений, что с 1 января федеральный закон возложил обязанность оборудовать площадки для сбора мусора на муниципальные образования. Кроме того, им придется платить региональному оператору за ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на землях муниципалитетов. Все это немалые расходы, а пока в бюджете края на помощь муниципалитетам заложено всего около 60 млн рублей.
«Министерство тарифной политики заложило единый тариф за сбор и вывоз мусора для жителей многоквартирных и частных домов Таймыра — 124 рубля с человека в месяц, — сказал депутат. — Такие расходы больно ударят по жителям отдаленных поселений, которые раньше вообще не платили за мусор. Это потребует субсидий для населения из бюджета. Сейчас в правительстве края обсуждается вопрос о компенсации выпадающих расходов для региональных операторов. Но я считаю, что в первую очередь надо помогать не бизнесу, а людям и муниципалитетам».
У местных органов власти имеется свое видение проблемы. И.о. главы Таймырского Долгано-Ненецкого района Галина Гаврилова представила генеральную схему санитарной очистки территории. Узловыми центрами в ней являются Дудинка и Хатанга. Именно сюда планируется свозить мусор из остальных населенных пунктов речным транспортом, а также автотранспортом по зимникам. В самих селах надо строить площадки временного хранения, а в двух ключевых пунктах — мусоросжигающие установки.
Мусор из Дудинки вывозится оператором в Норильск, а в остальных 25 населенных пунктах района услуги оператором вообще не оказываются. Галина Гаврилова отметила, что изменение тарифа приведет к тому, что часть жителей Дудинки (квартиры, где проживают четверо и более человек) заплатит на 7-8 % больше по сравнению с 2018 годом. Для сельчан плата за коммунальные услуги увеличится в 2-4 раза. И это притом, что по указу губернатора края предельный индекс увеличения платы за коммунальные услуги для граждан составляет только 1,7 %.
В отличие от администрации генеральный директор ООО «РостТех» Евгений Шепелёв, присутствовавший на совещании, никакого плана не представил. Выяснилось, что новый тариф не содержит никакой инвестиционной составляющей для развития мусороперерабатывающей инфраструктуры в районе, только расходы на вывоз. Бизнесмен предложил подождать год, чтобы оценить объемы мусора, посчитать, сколько нужно денег, а потом пересчитать тариф.
Депутатов такой подход не устроил. Александр Симановский напомнил, что по новым правилам тарифы на вывоз мусора значительно выросли не только у населения, но и у юридических лиц (примерно в два раза). Все эти деньги получит региональный оператор. Кроме того, расходы можно значительно снизить уже сейчас, если договориться с местными компаниями и сжигать мусор на месте, а не возить в Норильск.
Председатель комитета по образованию, спорту и культуре Людмила Магомедова сказала: «Пока вы год разбираться будете, что произойдет в отдаленных поселках? Они будут завалены мусором, платить в разы больше и высказывать претензии муниципалитетам».
Ее поддержал Алексей Дьяченко, депутат Законодательного Собрания от Таймырского избирательного округа:
«Я вижу низкое качество администрирования процессом со стороны регионального оператора. За плохие услуги жители вам будут платить не фантиками, а своим полновесным рублем. Примите управленческие решения».
Свои предложения высказали Павел Семизоров, Валерий Вэнго и Виталий Толстов. Прозвучала резкая оценка деятельности оператора и со стороны прокурора Таймырского Долгано-Ненецкого района Сергея Трофимова, который констатировал, что региональный оператор к работе на территории не готов. Председатель профильного комитета напомнил, что согласно изменениям в федеральном законодательстве при некачественной работе регионального оператора контракт с ним можно и расторгнуть.
В результате совещания депутаты предложили компании до начала февраля разработать и представить «дорожную карту» по обращению с мусором в Таймырской технологической зоне. Кроме того, администрацию района попросили рассчитать и направить сведения о том, сколько средств необходимо муниципалитетам на оборудование современных площадок по сбору мусора в селах и поселках.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.