11 июля депутаты Законодательного Собрания Красноярского края заслушали отчет первого заместителя губернатора — председателя правительства Юрия Лапшина, который рассказал о работе регионального кабмина в 2018 году.
Характеризуя минувший год, Лапшин сделал акцент на завершении того, что было начато предшественниками, а также на формировании новой политики во всех сферах и отраслях. «Так совпало, что в прошлом году состоялись выборы президента и губернатора, и эти события задали всю следующую повестку, — подчеркнул глава правительства. — Обновились кабинеты министров — федеральный и региональный, названы стратегические ориентиры и новый подход в работе с крупными инвесторами в рамках подготовки и запуска проекта „Енисейская Сибирь“».
Качество прогноза ключевых показателей развития экономики, как и качество исполнения бюджета, по его оценке, находится на достойном уровне. Год удалось закончить с самым низким значением дефицита — 1,8 млрд рублей при плане более чем 19 млрд, а местные бюджеты впервые за четыре года исполнены без дефицита. Валовый региональный продукт составил 2,2 трлн рублей с ростом на 4 % по отношению к 2017 году. Темпы развития промышленности, сельского хозяйства, сектора жилищного строительства существенно превысили среднероссийские показатели. Сохраняется стабильная ситуация на рынке труда. «На сегодняшний день мы видим, что отрасли поддерживают достигнутый уровень, значительных провалов мы не ждем», — заявил первый замгубернатора.
В своем выступлении Юрий Лапшин рассказал о реализации инвестиционных проектов на территории края и развитии локальной экономики, о работе с федеральным центром по привлечению в наш регион дополнительных финансовых средств и о том, как будет использоваться наследие Универсиады. Также премьер сообщил об участии края в национальных проектах, осветил планы по развитию транспортной сферы, решению экологических задач, проблем обманутых дольщиков и капитального ремонта домов.
В завершение первый замгубернатора отметил работу министров социальной политики и культуры и поблагодарил депутатов за активность, неравнодушие и понимание. «Сезон был напряженным и таковым остается. Повестка сессии полна сложных вопросов, и о расслабленности ни у членов правительства, ни у депутатов Законодательного Собрания речи не идет», — сказал премьер.
После этого парламентарии перешли к обсуждению отчета. Елена Пензина затронула тему обманутых дольщиков. Она спросила, когда будет решен вопрос о передаче земель Министерства обороны РФ на улице Малиновского в Красноярске, которые планируется использовать под строительство домов для этой категории граждан. Также депутат напомнила о поправках в закон о земельных отношениях, которые разрешают инвестору не только выделять квартиры обманутым дольщикам, но и вносить денежные средства. «Должны быть подготовлены подзаконные акты правительства, от которых зависит прохождение законопроекта во втором чтении. Когда они будут разработаны?», — спросила парламентарий.
Еще один вопрос народной избранницы касался фонда жилищного строительства: «Мы понимаем, что стоят грандиозные задачи, но не хотелось бы, чтобы сроки строительства домов были отложены в очередной раз. Когда будут реализованы планы по дофинансированию фонда?»
Юрий Лапшин начал с ответа на последний вопрос и заверил, что порядка 130 млн рублей учтено в весенней корректировке краевого бюджета на эти цели. Осенью будут приняты дополнительные решения по докапитализации фонда. Что касается подзаконных актов правительства, то они будут представлены депутатам до второго чтения законопроекта. Насчет земельного участка на улице Малиновского Юрий Лапшин сообщил, что переговоры с Минобороны ведутся, но окончательное решение еще не принято. Ясность в этом вопросе появится осенью.
Александр Бойченко отметил, что есть темы, которые касаются всех — и бизнеса, и учреждений, и населения, и привел в пример тарифы на электроэнергию. «Цена за один киловатт в соседней Иркутской области — 1 рубль 10 копеек, а наша социальная норма, ограниченная 75 кВт на человека, — 2 рубля 50 копеек. Сверх соцнормы — 4 рубля с лишним. А если мы возьмем наши предприятия, которые конкурируют с компаниями в Иркутской области, то это уже 6 рублей. Как можно объяснить гражданам такую разницу в цене? Енисей вроде бы ничем не отличается от Ангары. Стоит ли этот вопрос в приоритете краевого правительства?» — спросил депутат.
Юрий Лапшин подтвердил, что такая разница в стоимости одного киловатта электричества действительно существует. Но при этом он заявил, что регион никак не может повлиять на две ее составляющие: цену на оптовом рынке и регулирование деятельности по передаче сетям МРСК.
«Наша роль — это межрегиональные сети и сбытовая надбавка. В этой части мы каждый год смотрим документы министерства тарифной политики, министерства промышленности, энергетики и ЖКХ и по возможностям сдерживаем тарифы», — сказал Юрий Лапшин и добавил, что в Иркутской области исторически сложилась ситуация, отличная от нашего региона. Там другая структура собственности и потребления, там около десяти разных тарифов, есть практика заключения прямых договоров, существования либо отсутствия так называемой последней мили.
«Мы не строим иллюзий, что нам удастся существенно снижать тариф, — сказал премьер. — Но вместе с вами мы принимаем решения, которые позволяют снизить остроту вопроса. Так, в двух территориях мы субсидируем тарифную разницу, чтобы обеспечить приемлемый тариф».
Павел Семизоров затронул тему строительства жилья в северных территориях: «Люди, которые проживают в домах с газобетонными фасадными панелями (а это тысяча семей), не желают переселяться, потому что работают в Норильске и в то же время не подпадают под программу ремонта, потому что администрация города не считает его целесообразным. В 2018 году мы эту ситуацию обсуждали, правительство участвовало в переговорах, но кроме „Норникеля“ никто не сделал реальных шагов. А жителей очень волнует судьба этих домов. Что можно будет сделать, чтобы решить вопрос?»
Глава кабмина сказал, что в следующем году заканчивается действие четырехстороннего соглашения по переселению граждан, и сейчас его выполнение фактически возложено на «Норникель» и на краевой бюджет. Скорее всего, с реновацией жилищного фонда Федерация не поможет, поскольку такого рода задачи не вписываются в периметр национальных проектов. В этом году вопрос еще будет решаться. Александр Симановский спросил, какие меры правительство намерено принять для декриминализации лесной отрасли.
Юрий Лапшин ответил, что такое поручение губернатор дал правительству еще в прошлом году. На сегодняшний день подготовлен план, который содержит как выполнение ранее принятых решений, так и реализацию новых. С 1 января 2019 года вступил в силу закон о пунктах отгрузки древесины, который позволил усилить контроль за оборотом леса. Если ранее таких пунктов было зарегистрировано около 430, то теперь — более 900. Для наведения порядка необходимо увеличить число инспекторов лесоохраны. Их должно быть порядка 600 человек, а по факту — всего 149. Вместе с тем все это — федеральные полномочия, которые край исполняет за счет средств субвенций.
«Надеемся, что постановление верхней палаты российского парламента, принятое в ходе проведения Дней края в Совете Федерации, окажет нам поддержку, — сказал Юрий Лапшин. — Есть предварительные договоренности с Рослесхозом о том, что расширение штатной численности инспекторов будет продолжено».
Также есть мероприятия, связанные с дистанционным мониторингом и контролем. В ближайшее время план декриминализации будет опубликован, с ним может ознакомиться каждый желающий. Лесную тему продолжил Иван Серебряков, который отметил, что цена красноярского леса на бирже значительно ниже, чем у других регионов. Юрий Лапшин парировал это тем, что другие регионы значительно раньше стали торговать лесом на бирже, благодаря чему у них и выросла стоимость сырья. Край начал это делать только с прошлого года, но цена уже растет: сегодня за кубометр красноярского леса готовы платить порядка 700 рублей
Петр Медведев в своем вопросе, адресованном премьеру, обозначил две проблемные темы: повышение цен на ГСМ и борьбу с перекупщиками сельскохозяйственной продукции фермеров. На первую часть Юрий Лапшин ответил, что федеральное правительство приняло решение не бороться за цену административными способами, но у региона остается эффективный рычаг сдерживания стоимости бензина через АО «Красноярскнефтепродукт», акции которого принадлежат краю.
«Пару лет назад компания представляла собой странную структуру с разного рода скандалами и претензиями, — напомнил глава кабмина. — За два года ситуацию удалось серьезно поправить. Сегодня это финансово устойчивое, успешное, активно развивающееся предприятие. КНП контролирует 187 АЗС по краю, а стоит задача довести их количество до 200 с лишним, чтобы компания была доминирующей на рынке розничных услуг».
Что касается фермерской продукции, то правительство планирует поддерживать инвестиционные проекты, направленные на переработку, производство новых видов сельхозпродукции, на организацию логистики и реализацию продукции, произведенной на территории края.
Егор Бондаренко спросил о ситуации с теплоснабжением в Железногорске. Депутат сообщил, что подано заявление о банкротстве муниципального предприятия «Гортеплоэнерго», при этом к расчетным счетам выставлены исполнительные листы компании «КрасЭКо», которая является одним из кредиторов. «Не грозит ли это срывом отопительного сезона?», — спросил народный избранник.
Глава правительства заверил, что не допустит этого, и разъяснил, что задолженность у названного предприятия перед «КрасЭКо» накапливалась годами. Она образовалась в результате неверных решений, принятых в 2012-2013 годах по замещению теплоисточника, по тарифообразованию. «Были вопросы и к операционной деятельности, которые удалось выправить „КрасЭКо“ в ходе эксплуатации Железногорской ТЭЦ. К разговору по поводу сложившейся ситуации привлечены все стороны, в том числе сотрудники Росатома. По итогам была сформирована „дорожная карта“, где зафиксированы поэтапные шаги по решению проблемы. Мы понимаем, что какие-то потери произойдут, не все удастся возместить, но ответственность за старт отопительного сезона будет возложена уже на краевое предприятие», — сообщил Юрий Лапшин.
Владимир Демидов напомнил, что еще в 2015 году был утвержден норматив на содержание автомобильных дорог, который необходимо достичь к 2025 году. «Существует ли у правительства план, который позволит приблизить срок достижения нормативного уровня? Или нам следует пересмотреть соответствующее постановление Законодательного Собрания с учетом изменившихся цен?» — спросил народный избранник.
Юрий Лапшин сказал, что постановление трудно было исполнить, поскольку ранее дорожный фонд формировался за счет акцизов, транспортного налога и административных штрафов за нарушение ПДД. В прошлом году правительство края подготовило предложение перейти от нормативного формирования дорожного фонда к сверхнормативному. «У нас региональный норматив в два раза ниже федерального, — посетовал премьер. — Теперь принято политическое решение, которое нашло отражение в ассигнованиях на дорожный фонд. Мы получили прирост, выйдя на 38 % от норматива. Но есть большое желание остановить деградацию дорог, и мы возьмем на себя обязательство достичь норматива к 2023 году».
Андрей Новак спросил, что правительство планирует делать для повышения доходности региональных предприятий. Первый замгубернатора ответил, что положительный финансовый результат является основным критерием эффективности этих организаций. Такие задачи ставятся перед советами директоров, профильными министерствами и ведомствами. Денис Притуляк затронул тему дорожного строительства и заявил, что это направление поможет развивать регион. Юрий Лапшин согласился с народным избранником и в качестве примера привел проект возведения через Енисей моста с подходами в поселке Высокогорский. Его реализация, поддержанная на федеральном уровне, позволит развязать логистический узел для целого ряда муниципальных образований. При этом в экономический оборот будут вовлечены природные ресурсы края. «Рассчитываю, что уже в 2020 году приступим к реализации этого проекта», — сказал Юрий Лапшин.
В завершение рассмотрения вопроса депутаты приняли проект постановления Законодательного Собрания по итогам отчетов губернатора и председателя правительства, который содержит конкретные рекомендации в адрес органов исполнительной власти.
Однопалатный выборный коллегиальный орган, в состав которого входят 52 депутата. Как представительный (законодательный) орган государственной власти края — Законодательное Собрание Красноярского края было образовано 4 ноября 1993 года.
26 депутатов Законодательного Собрания избираются на основе мажоритарной избирательной системы в одномандатных (двухмандатных) округах. 26 депутатов — на основе пропорциональной избирательной системы по единому общекраевому избирательному округу.